[699x486]
Изыскатели, в летнюю пору 1915 года пришедшие на Мурман, чтобы разведать места для строительства морских причалов, составили детальное описание восточного берега Кольского залива у Семеновых островов. Этот документ группы инженеров во главе с В.Е.Ляхницким позволяет и сегодня, десятилетия спустя, зримо представить, где должен был встать город.
"В южном колене залива,-пишут изыскатели,-более или менее плавные склоны берегов покрыты лиственным кустарником. Далее вглубь материка, за низиной, начинается склон к береговым горам, одетый редким сосновым лесом, постепенно к вершине пропадающим". Иначе говоря, мелкий березняк - это первая терраса города, редкий хвойный лес - вторая. А что касается болотистых котловин, то они есть и сейчас - за городской чертой, среди окружающих сопок. Даже Зеленый мыс, отделяющий Росту от центра Мурманска, был тогда действительно зеленым - не случайно первопроходцы дали ему такое название. В начале прошлого века на склонах зеленого мыса росли высокие ели, раскидистые сосны, а между ними остравками поднимались березы и рябины. Деревья окружали и Семеновское озеро.
На берегу залива стояла избушка старого рыбака, бывшего солдата Семена Коржнева. Некоторые краеведы подвергают сомнению и существование этого аборигена и местонахождение избушки. Возможно, его и не было вовсе, а возможно и был. Ему принадлежала тоня, которая распологалась на двух небольших островах, названными впоследствии Семеновой коргой. Но соседству, в акватории нынешнего морского порта, имелись и другие именные отмели. Позднее их срыли для безопасности судоходства, а Семенову коргу стали активно застраивать. Именно осушка, по словам Ляхницкого (историка и краеведа), стало территорией нынешнего порта. На тоне Семена Коржного и его потомках построена первая пристань, она 1 сентября 1915 года приняла первый океанский пароход с грузами для строившейся железной дороги Петрозаводск - Семеновская бухта. Поселок вместе с пристанью стал называться Семеново, возникшая железнодорожная станция - Мурман. Все поселки, принадлежащие разным ведомствам, осенью 1916 года стали называться Романов-на-Мурмане. На Кольском заливе спешно поставили временную деревянную эстакаду. В мае 1916 года из Петрограда прибыл начальник строительства порта Б.Е.Веденеев. К апрелю 1917 года в районе Семеновских островов уже протянулась причальная линия для пяти пароходов, оборудованная перегрузочными устройствами и складами.
Одновременно от Петрозаводска шла прокладка железной дороги, необходимой для перевозки грузов, доставляемых союзниками на Мурман (тогда вовсю уже шла Первая мировая война). Дорогу строили десятки тысяч рабочих, набранных по вербовке в губерниях средней России, привезенные из Харбина китайцы, а также военнопленные. Скалистую землю долбили киркой и ломом. Летом жили прямо под открытым небом, зимой в хлипких бараках. Страдали цингой. "Мурманнку" - так называли железную дорогу - удалось построить очень быстро (январь 1915 года - ноябрь 1916 года). Ее рельсы уложены в буквальном смысле слова на тела погибших от непосильного труда, холода, голода, болезней. Когда будете проезжать Мурманскую область на поезде, вспомните это...
Тишина ушла из Семеновской бухты. Была предрешена и судьба лесов на берегах Кольского залива. Строительная площадка у Семеновых островов все время расширялась. До осени 1915 года конечный пункт железной дороги называли Семеновская бухта, затем Мурман. Спустя несколько месяцев, в 1916 году, поселение было преобразовано в Романов-на-Мурмане. Это название, впрочем, продержалось совсем недолго. В апреле 1917 года, после свержения последнего царя из династии Романовых, город принял нынешнее имя - Мурманск.
Источник:
www.murmantown.ru
Место на карте