• Авторизация


Гольбейн! Как много в этом слове. 07-08-2008 10:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения sunsan Оригинальное сообщение

Ганс Гольбейн - немецкий художник эпохи Возрождения

Гольбейн Ганс, (Holbein) или Хольбейн Ханс Младший , немецкий живописец и график эпохи Возрождения.




[461x600]
Автопортрет, 1542, Флоренция, Гелерея Уффици


Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ганса Гольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со своим старшим братом Амброзиусом он с раннего детства получил прекрасную профессиональную подготовку в мастерской отца. Именно отец привил Гансу любовь к скрупулезной работе с натуры.
В 1515 г. юные Гольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера вместе с тем и самостоятельно выполняя заказы. Свою самостоятельную творческую деятельность Гольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ганс создает иллюстрации к сатире Эразма Роттердамского и становится его другом. Ганс делает на полях одного из экземпляров знаменитой сатиры Эразма Роттердамского «Похвальное слово Глупости» рисунки, не предназначавшиеся для печати. Теперь это произведение трудно представить без ярких и острых рисунков Гольбейна. Выполненные пером в миниатюрных размерах, они представляют собой жанровые сценки. Особенной остротой отличаются антиклерикальные рисунки. Здесь, например, в воинственном римском папе, узнается Юлий II, едко осмеянный Эразмом в ряде произведений.
В историю мировой живописи Гольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Первым влиятельным покровителем Ганса Гольбейна Младшего в Базеле был банкир Якоб Мейер. Когда он в 1516 году был избран бургомистром Базеля, Гольбейн написал два превосходных портрета – «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер». На них художник изобразил энергичных людей швейцарского Возрождения, смышленых, основательных, полных бюргерской гордости, непринужденности и человечности.




[481x600]
Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Доротеи Канненгисер, Якоб Майер, 1516, Базель, Музей искусств





[476x600]
Диптих (двойной портрет) бургомистра Якоба Майера и его жены Доротеи Канненгисер, Доротея Канненгисер, 1516, Базель, Музей искусств

Благодаря успеху этих портретов молодой художник получил многочисленные заказы не только в Базеле, но и в других городах Швейцарского Союза. В 1517–1518 годах художник побывал в городе Люцерне, а затем совершил поездку в Италию. В Милане Гансу удалось познакомиться с работами Леонардо да Винчи.
Вернувшись в Базель, Гольбейн женится на Элизабет Шмидт, вступает в гильдию живописцев и получает многочисленные заказы. Он создает портреты базельских гуманистов, с которыми связан дружбою и которым многим обязан в своем духовном развитии. Художник пишет в 1523 году два портрета Эразма Роттердамского. Они исполнены большой простоты и ясности, на обоих портретах голова ученого изображена строго в профиль. Он полностью погружен в свои занятия; насмешливые морщинки разбегаются вокруг сжатых губ. Здесь мы видим Эразма за его излюбленной работой – сочинительством.






[453x600]
Портрет Эразма Роттердамского за пультом, 1523, Париж, Лувр





[496x600]
Портрет Эразма Роттердамского,1523, Базель, Музей искусств


Незаурядные способности Гольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ганс стал признанным мастером.
В созданных в те же годы произведениях на религиозные темы Гольбейн постепенно переходит от традиционной пышности к предельному лаконизму. В первый базельский период (до 1526 г.) Гольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.




[402x600]
Мадонна базельского бургомистра Якоба Майера (Дармштедтская мадонна) с портретом донатора, 1526-1530,Дармштадт. Дворцовый музей

Образ Мадонны был написан Гольбейном по заказу Я. Майера в виде покровительницы семьи Майеров.
«Следуя архитектуре капеллы, для которой предназначался заказ, художник избрал в качестве фона ренессансную нишу, изобразив в ней фигуру богоматери с младенцем на руках, – пишет А.Н. Немилов. – Своим плащом она прикрывает коленопреклоненных членов семьи Майера. Глубокая торжественность сочетается в этом образе с удивительной теплотой и ощущением семейной спаянности. Картина невольно воспринимается, как семейный портрет, в котором фигура Мадонны служит композиционным и смысловым центром, как символ святости взаимной любви в этой степенной, добропорядочной семье».
"Картина Гольбейна "Мертвый Христос" (1522) скорее может быть названа не религиозным, а философским произведением. Это как бы символическое изображение смерти, проникнутое глубоким трагизмом. Характерно, что Христа художник писал с утопленника" (Н.М. Арне). Достоевский выразил свое впечатление от картины устами князя Мышкина: "Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!"




[600x88]
Алтарный образ Ганса Оберрида для Фрайбургского собора, пределла, Мертвый Христос, 1521-1522, Базель, Музей искусств

В 1524—26 гг. Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.) Среди графических работ двадцатых годов выделяется серия миниатюрных гравюр, посвященных теме «Пляски смерти». «…Самым значительным, наряду с портретами и алтарными образами, произведением его первого, базельского, периода стала серия рисунков "Пляска смерти" (около 1525), – пишет М.Н. Соколов. – Являясь в виде ожившего скелета к представителям разных сословий, смерть предстает здесь – в духе философии гуманизма – как праведный судия, всем воздающий по заслугам; в серии преобладает не зловещий гротеск, но чувство естественного круговращения жизни, чему способствует и тончайшее мастерство, в равной мере чуткое и к острой детали, и к общему ритму, неодолимо-закономерному, как сама Природа, принявшая обличье Смерти».
Первое изображение «Пляски Смерти» выполнено Гольбейном на ножнах кинжала.




[600x114]
Эскиз ножен швейцарского кинжала, 'Пляска смерти/, ок.1540, Гольбейн

Гравюры 'Пляски Смерти' Гольбейна можно посмотреть на сайте http://end-death.narod.ru/plsm.html . Приведу здесь одну из гравюр




[304x399]
Императрица, 'Пляска смерти', Гольбейн, гравюра

Начавшаяся Реформация вынуждает Гольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э. Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII. В короткий срок Гольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).




[477x600]
Портрет астронома Николая Кратцера, 1528, Лувр




[476x600]
Портрет Томаса Мора, 1527, Нью-Йорк, Собрание Фрика


В 1526 году, когда в Базеле искусство стало подвергаться гонениям, Гольбейн покинул город, уехав в Англию с рекомендательным письмом Эразма Роттердамского к Мору, который тогда обладал большой властью, будучи канцлером и ближайшим советником короля. В ответ на это послание 18 декабря Мор писал: «Ваш живописец, мой дорогой Эразм, – превосходный талант».
Основным произведением, выполненным Гольбейном за два года пребывания в Англии, стал «Портрет семьи Томаса Мора», о котором, к сожалению, можно судить лишь по авторскому рисунку – сам портрет сгорел в XVII веке.
Некоторые считают, что оригинал утерян и сохранились только копии, находящиеся в NPG, London, and Nostell Priory, West Yorkshire. То, что мы видим одна из них.
Другие - что это не копия, и именно эта картина принадлежит кисти Гольбейна, надпись же сделанная в углу датируется более поздним сроком - кто-то пошутил: поставил фамилию Lockey но с датировкой Гольбейна.




[600x434]
Семья Томаса Мора, 1527, NPG, London

По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов, но выполненные им росписи общественных зданий в Базеле, к сожалению, не сохранились.
В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.).
В 1532 году художник снова покидает семью и окончательно перебирается в Лондон. Его друзья были к тому времени в опале. Через два года Гольбейн стал свидетелем казни Мора. Гольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза.
В это время Гольбейн достиг вершин своего мастерства. Теперь лучшие музеи мира украшают великолепные портреты кисти художника.
«…Великолепен портрет немецкого купца Георга Гисце (1532). Изображение молодого дельца, представленного в обстановке своей лондонской конторы, выполнено с подлинным блеском. В полную силу развернулось здесь огромное живописное дарование художника; Гольбейн показал себя одним из блестящих колористов своей эпохи. Портрет строится на звучных сочетаниях зеленого, черного, розового и желтоватых оттенков, составляющих между собой прекрасный аккорд. Виртуозно написаны шелковая розовая рубашка, ковер на столе и цветы в стеклянном сосуде. Осанка Гисце исполнена достоинства и горделивого спокойствия. Он неотделим от окружающего его мира добротных, красивых вещей.


[523x600]
Портрет купца Георга Гисце, 1532, Берлин, Картинная галерея

К портрету Гисце близко примыкает насыщенный множеством аксессуаров двойной портрет французских посланников (1533).




Портрет французских послов Жана де Дентвиля и Жоржа де Сельва, 1533, Лондон, Национальная галерея


К лучшим произведениям этих лет должны быть отнесены "Портрет королевского сокольничего Роберта Чизмена" (1533) и "Портрет Моретта" (1534–1535). Последняя работа – одно из наиболее выдающихся произведений зрелого стиля Гольбейна. Художник подчеркивает высокое социальное положение человека, облачая его в пышное одеяние из мехов и бархата, помещая на фоне нарядной драпировки. С замечательным мастерством написано сильное лицо Моретта, его руки, перчатки, все детали костюма. Тонко обыграно колористическое сопоставление темно-зеленого фона с черным костюмом, сквозь прорези рукавов которого выступает ослепительно белый цвет рубашки…




[600x573]
Портрет Роберта Чизмена,1533, Гаага, Королевская картинная галерея Мауритсхойс




[493x600]
Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лондоне, 1534-1535, Дрезден, Картинная галерея


Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты . Слава Гольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г. он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Гольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Портрет Р. Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»). Широко известные портреты Гольбейна последних пяти лет его жизни: Генриха VIII (1539–1540), королевы Джен Сеймур (1536), Христины Датской (1538), Эдуарда принца Уэльского (1538–1539) хотя и выполнены с большим вниманием и виртуозностью, в то же время отличаются некоторой сухостью, однообразием характеристик и мелочностью в отделке деталей».




[484x600]
Портрет Томаса Кромвеля,1533




[473x600]
Портрет сэра Ричарда Саутвелла, ок.1537






[390x600]
Портрет английской королевы Джейн Сеймур, Около 1536-1537, Вена, Музей истории искусства





[268x590]
Портрет Кристины Датской, 1538, Национальная галерея, Лондон






[416x586]
Анна Клевская, 1539, Лувр






[490x600]
Портрет Генриха VIII, 1539-1540, Рим, Национальная галерея античного искусства


В Англии Гольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII.
В Англии Гольбейн пользовался покровительством самого короля Генриха VIII. Любопытный случай описывает в своей книге А.В. Лазарев:
«Однажды некий знатный английский граф пожелал без приглашения посетить мастерскую художника. Гольбейн же работал и, не желая прерываться, отказал графу в этом удовольствии. Тот почувствовал себя весьма оскорбленным и решил ворваться в дом силой. Рассерженный такой неучтивостью, Гольбейн спустил его с лестницы.
Когда граф явился к королю и потребовал, чтобы Гольбейна наказали как можно строже, желательно даже казнили, тот был чрезвычайно изумлен этой просьбой.
– Что вы о себе возомнили, сэр? – хмуро поинтересовался Генрих VIII. – Я могу взять десяток мужиков и всех их превратить в графов. Но даже из десятка графов я не могу сделать живописца, подобного Гольбейну!»
Смерть застала художника в самом расцвете его таланта: он умер во время чумы поздней осенью 1543 года в Лондоне, так и не вернувшись на родину.

Творчество Гольбейна порой воспринимали как последний рубеж «классической стадии» немецкого Возрождения, после которой в нем возобладали тенденции маньеризма. Блестящий мастер портрета, художник создал выразительные образы своих современников, среди которых ученые гуманисты и исторические деятели.

Рассказ о творчестве этого знаменитого художника можно вести бесконечно. Но я на этом остановлюсь и предоставлю читателям самим углубиться в изучение его творчества. Укажу несколько источников, которые были использованы при подготовке данного сообщения. Остальные работы пытливые читатели смогут найти сами.
http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12776&ob_no=12777,







 http://www.renesans.ru/renaissance/artist_08.shtml

Если будут конкретные вопросы по данному материалу, то можно будет в комментариях углубить эту тему.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Гольбейн! Как много в этом слове. | Йоган_Голобрюхов - Дневник Йоган_Голобрюхов | Лента друзей Йоган_Голобрюхов / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»