Сомалийские пираты, захватившие саудовский супертанкер "Сириус Стар", потребовали за его освобождение 25 миллионов долларов. В течение 10 дней владельцы судна должны заплатить выкуп, в противном случае бандиты ничего хорошего не обещают. Между тем, премьер Сомали призвал иностранные государства бороться с пиратами не только на море, но и на суше.
Пираты, казалось бы, уже давным-давно должны были уйти в историю. Но не тут-то было. В последнее время у берегов Сомали пиратство приобрело просто угрожающий размах. "Джентльмены удачи" захватывают и грабят суда, берут заложников, требуют выкуп. Так, сомалийские пираты, захватившие в минувшее воскресенье саудовский супертанкер "Сириус Стар", потребовали за освобождение судна и его экипажа 25 миллионов долларов. Об этом заявил представитель пиратов агентству АФП. "Мы не желаем бесконечных дискуссий, чтобы решить это дело", - сказал он, подчеркнув, что у владельцев судна есть 10 дней, чтобы выплатить выкуп. "Если этого не произойдет, мы начнем действовать, и эти действия будут иметь катастрофические последствия", - пригрозил представитель пиратов, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее ряд СМИ сообщил, что пираты требуют в качестве выкупа пять миллионов долларов, причем добиваются, чтобы эта сумма была доставлена наличными им прямо на борт танкера, сообщают Вести.Ru.
Напомним, что "Сириус Стар" был захвачен группой вооруженных лиц примерно в 420 морских милях от побережья Сомали. По имеющимся сведениям, все члены экипажа - подданные Саудовской Аравии и Великобритании, граждане Польши, Хорватии и Филиппин - живы и здоровы. Как рассказывал сайт СМИ.Ru, "Сириус Стар" стал самой крупной добычей сомалийских пиратов за всю историю их нападений на иностранные торговые суда. Танкер перевозил 2 миллиона баррелей нефти, что составляет четверть ее дневного производства в королевстве, и направлялся в США, огибая африканский континент, а не по Суэцкому каналу. Однако это не помогло ему уберечься от нападения сомалийских пиратов. Стоимость груза оценивается примерно в 100 миллионов долларов. Кстати, согласно докладу генерального секретаря ООН Пан Ги Муна сомалийские пираты уже получили с начала этого года в виде выкупа порядка 25-30 миллионов долларов, отмечает "Эхо Москвы".
В связи с беспрецедентным ростом числа пиратских нападений в районе Африканского Рога сегодня в Каире пройдет экстренное совещание представителей стран акватории Красного моря. Кроме того, консультации по новым мерам борьбы с пиратством ведутся в Совете Безопасности ООН, пишет "Независимая газета". Представитель Центра мониторинга пиратских действий Международного морского бюро сообщил "НГ", что с начала текущего года в районе Африканского Рога отмечено уже 95 пиратских нападений. По его словам, только с воскресенья, когда добычей пиратов стал саудовский супертанкер, ими было захвачено еще три судна. Командам кораблей, идущих через Аденский залив, рекомендовано проявлять повышенную бдительность, организовать круглосуточное визуальное наблюдение и внимательно следить за показаниями радаров.
По сведениям Reuters, вчера пираты захватили рыболовное судно под флагом Таиланда с экипажем 16 человек. Кроме того, в Аденском заливе добычей разбойников стал греческий сухогруз, на его борту от 23 до 25 членов экипажа. Никаких требований от похитителей пока не поступало. Позже пришло сообщение о захвате гонконгского судна, направлявшегося в Иран с грузом зерна. Правда, на фоне этого беспредела - появилось и обнадеживающее известие: пираты понесли потери. Во вторник фрегат индийских ВМС потопил один из флибустьерских катеров. Правда, в порядке... самообороны. Пираты обнаглели настолько, что попытались таранить военный корабль. А вчера немецкий фрегат спас от морских разбойников британский танкер "Трафальгар", рассказывает "Комсомольская правда".
Несколько дней назад испугать флибустьеров удалось российскому сторожевому кораблю "Неустрашимый". Он эскортировал уже три судна, когда получил сигнал о нападении на саудовский танкер "Рабих", атакованный быстроходными пиратскими катерами. "Неустрашимый" высадил группу антитеррора на сопровождаемое им российское судно "Сачи Мару", а также поднял в воздух вертолет Ка-27. Пираты предпочли не ввязываться в боевые действия и повернули к берегу, напоминают "Новые Известия".
Что касается "Фаины", попавшей в плен в конце сентября, то пока новой информации о ее судьбе нет. Известно лишь, что члены экипажа живы. Эксперт в области безопасности международного судоходства, главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко, который пристально следит за ситуацией, сообщил на своем интернет-сайте, что во вторник на судно была доставлена очередная партия продовольствия и дизельного топлива. Этого хватит минимум еще на две недели, пишет издание.
Тем временем, как стало известно "Газете", в российском военном ведомстве прорабатывается вопрос об организации сопровождения кораблями Военно-морского флота (ВМФ) судов других стран на коммерческой основе. Источник в ВМФ сообщил, что с просьбами такого рода к России уже обратились несколько стран, в том числе ближневосточного региона, в соответствии с которыми несколько иностранных судов уже были сопровождены сторожевым кораблем Балтийского флота "Неустрашимым".
Отметим, что рост угрозы пиратства в Аденском заливе уже привел к серьезным корректировкам в путях перевозки углеводородов. Ведущие мировые операторы морских перевозок всерьез задумались о безопасности маршрута следования своих судов через Красное море и Суэцкий канал. Вчера четыре крупные компании Svitzer, Odfjell, Liquefied Petroleum Gas и Frontline, занимающиеся морскими перевозками, в том числе углеводородов, заявили об отказе от маршрута через Суэцкий канал. Вместо этого суда этих компаний будут следовать по более протяженному, но безопасному маршруту вокруг Африки мимо мыса Доброй Надежды, информирует "Коммерсантъ".
Вчера премьер-министр переходного правительства Сомали Нур Хасан Хусейн признал, что собственными силами власти страны справиться с пиратами не могут. Он же назвал причины беспрецедентного в новейшей истории расцвета пиратства: продолжающаяся с 1991 года гражданская война, бедность, чрезвычайная слабость правоохранительных органов страны. Сомалийский премьер призвал иностранные государства бороться с пиратами не только на море, но и на суше. "Операций военных кораблей недостаточно, - заявил он. - Раз это пиратская сеть, то и действует она как на море, так и на суше, а также за пределами страны", отмечает "Газета".
О необходимости проведения наземной операции для уничтожения пиратских баз сказал и постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин. По его мнению, участниками этой операции могут выступить Россия, Евросоюз и НАТО при участии африканских государств, поясняют "Известия".
Интересно, а что делают пираты с выкупом? Корреспонденту Reuters удалось выяснить, что пираты не прожигают полученные деньги, а инвестируют их в торговлю растительным наркотиком "кот" и другие сферы бизнеса. Большая часть этих денег находится в руках пиратов самопровозглашенной сомалийской автономии Пунтленд на севере страны.
Сийад Мохамед, атаман одной из шаек, недавно получил выкуп в $750 тысяч от владельцев германского судна, которое они захватили в мае. Мохамед сказал, что банда решила вложить деньги в торговлю наркотиком "кот", очень популярным в регионе. "Мы начали импортировать его, - признался Reuters Мохамед в телефонном разговоре из столицы Пунтленда. - Мы закупили его в Кении, когда наши запасы уменьшились из-за задержек с поставками. Мы увидели здесь хорошую возможность и воспользовались ей".
Запрещенный во многих западных странах, "кот" - цветущее растение. Он растет в восточной Африке и на Арабском полуострове. Предполагается, что это растение было завезено туда из Эфиопии. Его потребители, преимущественно мужчины, жуют свежие листья до появления состояния, схожего с приемом слабых амфетаминов.
Другие пираты благодаря торговле еще больше обогатились, рассказывает "Газета". Жители Гароуэ и Босасо, главных городов Пунтленда, говорят, что личности захватчиков всем известны. После того как количество морских нападений в море в этом году возросло, разбогатевшие пираты построили на берегу похожие на дворцы виллы, разъезжают по городу на дорогих авто и заводят большие гаремы. Еще один пират, Джама Шино, недавно устроил самую шикарную в Гароуэ свадьбу. Сотни гостей присутствовали на празднике, когда 35-летний отец двоих детей женился на второй жене. "Мы не боимся правительства. Местные девушки нас не боятся. Они нас любят, потому что у нас много денег. На самом деле они мечтают выйти замуж за пирата", - с ухмылкой говорит Шино.
Пиратство расцвело в Сомали после того, как сомалийские военные совершили переворот и в 1991 году свергли режим Мохамеда Сиада Барре, ввергнув страну в хаос, напоминает "Газета". Однако в начале нынешнего года он достиг беспрецедентных масштабов.