• Авторизация


Республика Коми. Посёлок Троицко-Печорск. Река Печора. Дорожное повествование 12-06-2008 09:02 к комментариям - к полной версии - понравилось!




[500x333]
Скорый поезд Абакан – Москва прибыл на вокзал Пермь II с опозданием на полчаса. Сейчас быстренько погрузиться, найти свободное место (желательно не боковое), рюкзак наверх – и всё: до Москвы езды менее суток. Сегодня я завершаю свою очередную одиночную Трассу, четвёртую по счёту, и возвращаюсь домой. Почему-то в этот раз я как-то особенно ждал этого момента. Постоянно ловил себя на этой подспудной мысли и находил всё это несколько странным. Момент возвращения после успешно пройденного маршрута всегда радостный, но всё-таки он, наверное, не должен перебивать сам маршрут. Иначе что же – уехать, чтобы потом с удовольствием вернуться? Это абсурд. В чём здесь дело, понять не могу. Тем более что, как говорится, по объективным показателям Трасса была очень даже неплохая – насыщенная и разнообразная. Может просто слишком длинная? 17 дней в пути, никогда ещё так долго не ходил: 5-го августа стартовал, а сегодня 22-е. Или подобные одиночные Трассы для меня уже себя исчерпали? Ничего нового на них уже не происходит, никаких открытий, всё идёт по отработанной схеме? Не рановато ли? Для четвёртого-то раза. Хотя похожие ощущения у меня были уже во второй раз, на Терском берегу, но тот всё-таки в конечном итоге перебил их своей экзотикой и первозданной дикостью. Вашка, моя первая Трасса, – это как первая любовь. Вот там я действительно открыл для себя много нового. И когда в прошлом году я пошёл на соседнюю Мезень, возникло такое ощущение, что вернулся к себе домой. Однако, как говорится, дома хорошо, а хочется ещё и мир посмотреть. И поэтому в этот раз я решил основательно сменить регион и направился из своей традиционно-стартовой Республики Коми в новый неизведанный край, в Пермскую область.

Переход я наметил в районе Уральских предгорий, места сами по себе очень интересные и исторические. Может я просто не успел ими в полной мере проникнуться? Хотя времени вроде было достаточно. Или уже нет? Годы – они ведь летят словно птицы. И могут с нами делать совершенно невообразимые вещи, сам себя порой не узнаёшь. Вспомнишь, например, каким был ещё пару лет назад… А я ведь, помнится, когда-то обо всём об этом очень активно размышлял. Ещё во времена “туманной юности”. Тогда я жаждал непременно отыскать ответы на многие вопросы глобального характера. Почему вот так получается, что уходят лучшие годы? Юность, молодость – это всё понятно. Но дальше-то что принципиально меняется? Почему потом остаются лишь ностальгические воспоминания? Что же, мы сами делаем нашу жизнь хуже? Что с нами происходит? Вот если бы сейчас отмотать назад лет 20 и увидел бы я себя тогдашнего, с жаром обсуждающего подобные темы со своими друзьями-товарищами, изрёк бы, наверное, реплику одного из персонажей фильма “Июльский дождь”: – Товарищи, я вас умоляю! Вы – дети… Так что 20 лет отматывать не стоит, лучше отмотать всего лишь 17 дней и попробовать как бы заново пройти весь этот мой пермский маршрут. Вдруг при этом увидится что-то такое, что не удалось разглядеть непосредственно на пути. Издали – оно иногда бывает виднее… Часть первая. МЕДВЕЖИЙ УГОЛ Экспресс-заброска или как четыре дня уложить в одну ночь Жара… Дикая и нестерпимая жара. И нещадно палящее солнце, от которого некуда скрыться. Тоже мне, Север, понимаешь ли! Каждый день градусов под 40. И так уже дней десять. Согласно прогнозу, это безобразие продержится как минимум до 7-го числа. Сегодня 5-е. 5 августа 2003 года, времени 12 часов 30 минут, и мы подъезжаем к Троицко-Печорску, конечной станции боковой железнодорожной ветки. Здесь стартовый пункт моей предстоящей Трассы. Ёлы-палы, хоть из поезда не выходи! Тут хоть можно встать на теневую сторону и высунуться в окно, чтоб ветерком обдуло. Самое пекло пока ещё не началось, но вот часика через два… Лучше даже не думать. Деваться-то всё равно некуда. Не тормозить же из-за этого маршрут. Сейчас наоборот, надо быть максимально собранным и действовать по оптимальному варианту. Схема в этот раз примерно такая: заброситься по Печоре вверх, перейти границу с Пермской областью, выйти на речку Колву и дальше начать постепенно спускаться по Колве вниз. И выйти в итоге на старинные русские города – Чердынь, Соликамск, Усолье. Маршрут этот достаточно протяжённый и, кроме того, на нём имеется длинный участок, совершенно непонятный. Это в районе межобластной границы – места очень глухие и удалённые, и нет про них никакой толковой информации (населённость, проходимость и прочее). Соответственно, в такой ситуации очень трудно прогнозировать затраты по времени, и может статься, что в самые интересные исторические места я попаду только тогда, когда уже не останется никаких сил. И по этим соображениям я долго не мог решиться на подобный маршрут (задуман-то он был уже давно), хотел сначала поднакопить побольше информации. Но вдруг меня осенила одна простая мысль. А именно – что информация эта вряд ли появится, если я буду просто сидеть и рассуждать. Что же, теперь из-за этого и на Трассу не ходить? Самый достоверный способ – идти и узнавать всё на месте. Опыт и интуиция подсказывают, что те места должны быть проходимы. А временем я сейчас располагаю с запасом – дней 20 могу гулять, не беспокоясь. Итак, стартовая точка, посёлок Троицко-Печорск (по-местному просто Троицк), районный центр Республики Коми. Район с юга граничит с Пермской областью, а восточным своим краем выходит на Уральский хребет. Сейчас моё генеральное направление – юг, юго-восток. Если подниматься вверх по Печоре, то, судя по автостопному описанию, дорога идёт только до посёлка Якша, и дальше в Пермскую область проехать невозможно. Это, однако, не совсем так. Есть два варианта перехода через коми-пермскую границу – ближний и дальний. Ближний – это прорисованная на карте некая грунтовка, идущая от Якши в южном направлении и километров через 70 выходящая на Колву к деревне и посёлку Петрецово. Дальний – это подниматься от Якши по Печоре ещё выше (но уже не на юг, а на восток), до деревни Усть-Унья (это 80 километров), потом на юг вверх по Унье до крайней деревни Бёрдыш (ещё 30), и далее от Бёрдыша на карте прорисована лесная дорога, километров через 30 выходящая на ту же Колву, но выше, к деревне Черепаново. С самого начала я решил идти по дальнему варианту. Он, естественно, гораздо более протяжённый, но зато захватывает самые верхние деревни по Печоре и Унье и несколько верхних деревень по Колве. А всегда интересно посмотреть, как живут люди в самых глухих уголках двух губерний. Походы мои, как правило, бывают посвящены деревянному зодчеству, но храмов и часовен я здесь увидеть особо не рассчитываю – такой уж регион. Однако могут быть интересные дома, амбары, наличники на окнах или просто красивые природные виды. Тем более что речка Унья протекает невдалеке от Уральских гор. Кроме того, 30-километровый межобластной переход Бёрдыш – Черепаново видится мне более реальным, чем 70-километровый Якша – Петрецово. Палатку я с собой на Трассу не беру, на ночёвки приходится “вписываться” в дома и зависать на ночь в лесу мне никак нельзя. Пройти за день 30 километров для меня хоть и тяжеловато, но возможно. 70 – это однозначно зависишь от попутных машин, которые вроде бы там как-то ходят (непонятно как), а может быть и нет. Но даже если кто и подкинет, то попаду я как раз в те места, которые хотел бы проскочить без остановки. Есть в этот раз на Трассе такой участок. То, что пермские зоны (то бишь места лишения свободы) находятся где-то на севере области, это я знал давно. Рассматривая топографическую карту, я их даже примерно вычислил. Судя по наличию странных посёлков в глухой тайге и обилию узкоколеек, начинаются они как раз в том самом Петрецово и далее идут вниз по Колве километров на 70, вплоть до Ныроба, первого “цивильного” посёлка. У меня уже имеется тяжёлый опыт общения с подобным контингентом, и повторять его желания нет. План изначально предполагался такой. Сходив по Вашке и Мезени, где всё однозначно-линейно и вдоль речек, я, естественно, посчитал, что и на Печоре так же. Следовательно, надо сначала автобусом заброситься до Якши, а дальше постепенно пробираться до Усть-Уньи, либо пешком, либо попутными оказиями. В Якше находится головная контора Печоро-Илычского заповедника, и я отчасти имею в виду и их транспорт. Для “официальных разговоров” мои сыктывкарские ребята сделали мне, как и в прошлом году, “ксиву”, удостоверяющую, что я здесь как бы занимаюсь делом: выявляю и фотофиксирую деревянные памятники (что, в принципе, так и есть). От такого варианта заброски меня отговорили ещё в поезде. Мне объяснили, что от Якши я смогу добраться максимум до Куръи, дальше дорога заканчивается. И на гидростоп рассчитывать тоже не стоит: все речки сильно обмелели. Что же касается Усть-Уньи, то туда имеется своя дорога, идущая от Комсомольска и срезающая весь этот проблематичный участок. Похоже, что так и надо будет ехать. Правда, таким образом срезается и целая цепочка печорских деревень (Якша, Куръя, Пачгино), но в данном случае я уже не ставлю себе такой цели, как на Мезени – посетить непременно всё. Посёлок Комсомольск (полное официальное название Комсомольск-на-Печоре) находится по дороге на Якшу, километров 40 не доезжая. Якшинский автобус сегодня есть и отправляется в 5 часов. Сейчас начало второго – почти 4 часа в моём распоряжении. Ну и какие действия? Прежде всего, полюбезничать немного с кассиршей на автостанции, после чего оставить у неё в кассе свой громоздкий рюкзак. Затем по-быстрому перекусить в рядом стоящей забегаловке – и можно идти знакомиться с посёлком. Первым делом дойти до реки. Волнующий момент: предстоит первое свидание. Печора – самая великая из всех европейских северных рек, и я её ещё не видел ни разу. Но здесь, в Троицке, она ещё совсем не великая, здесь верхнее течение. Шириной она метров 500, и тут же в неё впадает приток, речка Мылва. У воды песчаный пляж. Местное население спасается в реке от этой жуткой жары. Где пляж кончается, начинается тёмный, почти чёрный галечник. Вдаль по реке вид довольно живописный: перелесочки из островерхих ёлок, красиво сбегающие вниз к воде по береговым угорам. Здесь, пожалуй, самое приятное место во всём посёлке. На длинном и высоком береговом склоне расположена, по всей видимости, самая старая, историческая часть Троицко-Печорска: классические северные большие деревянные дома в 6 окошек на фасаде. Обезображено всё, конечно, сильно, но уж куда теперь без этого… На самом верху за ёлками проглядывается верхушка церкви. К ней надо обязательно подойти. Церковь Святой Троицы, деревянная, новодельчик, купольного типа, обшитая в “паркетном” стиле, с колокольней и большой бочкой, венчающей крыльцо. Бочка эта хороша сама по себе, но не вполне увязывается с общим архитектурным замыслом сооружения… Основная часть посёлка находится здесь же, наверху, и представляет собой плоский и довольно обширный массив с продольно-поперечной планировкой. Дома главным образом деревянные одноэтажные, встречаются и кирпичные, двух-трёхэтажные. Общее впечатление какое-то тягостное, и долго здесь гулять желания нет, особенно по такой жаре. Надо быстрей отсюда уезжать. Вот, наконец, 5 часов, подходит автобус, мы в него загружаемся и отъезжаем. Дорога идёт сначала асфальт, потом в какой-то момент сменяется грунтовкой. Параллельно тянется жёлтая ниточка газопровода: здесь свои газовые месторождения, все посёлки газифицированы, в домах газовые печки. И по обочинам согревают взгляд сиреневые свечки иван-чая. Символичный для меня цветок: если он цветёт, значит можно путешествовать дальше. Как отцветает – пора возвращаться. В разговорах периодически проскальзывает: “Пермь”, “пермяки”. Значит, есть всё-таки здесь сообщение с Пермской областью. Вот и мужики ещё раз подтверждают, что ходят туда машины с Якши. Потом, правда, уже на “той стороне” (на пермской) мне стали утверждать нечто противоположное. А именно, что по той дороге можно проехать только зимой. Но меня это сейчас мало волнует, я всё равно решил идти другим путём. К слову сказать, Якша раньше была крупной пристанью, перевалочным пунктом, на неё выходил старинный торговый путь через водораздел, с Камы на Печору. Мужики говорят, что в Усть-Унье я должен обязательно найти Саламата. Саламат – это Сергей Саламатов, местный лесничий, по их словам самый серьёзный человек в деревне. Запросто может помочь решить все мои проблемы. Например, заброситься вверх по Унье. Это хорошо, это полезная информация. Главное только, чтоб был на месте. От Троицка до Комсомольска примерно 70 километров, добирались часа полтора. Автобус сгрузил меня в центре посёлка и поехал дальше. Ну и куда теперь? К председателю что ли, для разгона? Ксива у меня есть. Тётушки у остановки сказали, что председателя зовут Ваховская Марина Алексеевна. Показали, в каком направлении искать её дом. Надо идти на окраину посёлка. Дом я в конце концов нашёл. Марина Алексеевна дома, у неё ремонт. Первым делом усадила меня за стол. Председательствует она здесь недавно, всего два месяца, а так она врач. “И как врач, – говорит, – я знаю, как бывает трудно в таких походах с полноценным питанием”. Выставила на стол всё, что есть. Приятно иметь дело с понимающими людьми. Марина Алексеевна постоянно что-то рассказывает, и я понемногу узнаю о посёлке и вообще о здешней жизни. Ситуация здесь получше, чем в прочих местах, где мне довелось побывать. Здесь свои нефтяные и газовые промыслы. Кризис 90-х, естественно, не обошёл стороной и эти края, наблюдался одно время некоторый отток населения, но сейчас ситуация стабилизировалась. В Комсомольске в настоящий момент проживает более тысячи человек. Мужская половина трудится главным образом на вахтах. Имеется и леспромхоз, но он сейчас в руках частного предпринимателя. Паром через Печору здесь тоже леспромхозовский, кстати, единственная регулярная переправа в этих местах. На той стороне от переправы начинается дорога на Усть-Унью. Два раза в неделю туда ходит почтовая машина. Попутчиков берёт. Ближайшая должна быть послезавтра. Остальной транспорт – крайне эпизодически. Можно здесь просидеть весь день и не уехать. Но завтра, получается, делать мне всё равно нечего, паром начинает работать с 7 утра, вот прямо в это время к нему выйти и дежурить. Паром вообще самое удобное место для автостопа. На ночь Марина Алексеевна определила меня (опять же как врач) в старую больницу. Больниц здесь раньше было две, взрослая и детская, но недавно их слили воедино, произошли какие-то перетрубации, и то, что от них осталось, фактически сейчас представляет просто поселковый фельдшерский пункт. Одно из больничных зданий (длинный одноэтажный барак) освободилось и сейчас пустует, но две палаты переоборудовали под комнаты приезжих. Отрезали, правда, при этом всё электричество. Но для меня это беда небольшая, мне только переночевать, а чаю утром можно будет попить по соседству, в действующей больнице-медпункте (таком же бараке). Там до утра дежурит сторож по имени Надежда. Сейчас она куда-то отошла, но её должны предупредить. Что ж, всё очень замечательно. Времени ещё немного, сейчас можно спуститься к речке, ополоснуться, постирать рубашку. А то при таком климате только помоешься-постираешься, оденешься во всё свежее – и минут через десять можно стираться по новой: потеешь мгновенно. Ужас! И обязательно надо пойти познакомиться с Надеждой. Засвидетельствовать, так сказать, свою персону. А Печора здесь заметно уже, чем в Троицке, шириной всего метров 200. Погода к вечеру немного спала, зато появилось какое-то дикое обилие мошкары. Долго не погуляешь. Но гулять как бы особо и некогда: завтра рано вставать, надо хорошо отдохнуть. Рубашку развесил в комнате напротив, Надеюсь, к утру высохнет. А тут ведь кровати со свежим бельём, понимаешь ли! Буду, стало быть, спать как белый человек. Программа на сегодня, кажется, исчерпана, времени половина десятого, надо ложиться. Проснулся от дикого стука в окно. Что за ёлы-палы? Ночь на дворе. С трудом узнаю спросонья голос Надежды: “Вставай давай! Сейчас машина пойдёт на Усть-Унью!” Вот, значит, как. Ничего себе, отдохнул! Времени-то сколько? Половина одиннадцатого? Это что же, получается, спал не больше часа? Но что тут поделаешь, ехать-то всё равно надо. Если уж так “повело” прямо с ходу. Непонятно только, где теперь рубашку сушить. У Надежды в больнице что ли развесить? На кухне. Заодно и чаю попить. Машина, похоже, будет не скоро. Она даже из Троицка ещё не вышла, поехала ремонтироваться. Это санитарная машина – скорая помощь: в Усть-Унье у девочки острый живот, ещё с утра. Но с вызовом почему-то протянули до позднего вечера. А вызывать теперь приходится довольно сложно: через Комсомольск из Троицко-Печорска. Причина банальная: сельсовет в Усть-Унье недавно закрыли и приписали её административно к Комсомольску. Машина что-то сильно задерживается. Уже и тётушки-медички начали беспокоиться. Звонят периодически в Троицк, там отвечают, что ещё не выехали. И паромщик всё это время сидит у себя в катере, ждёт, тоже сдёрнули человека. У меня рубашка уже почти высохла. А машина, в конце концов, выехала из Троицка без двадцати двенадцать, приехала в Комсомольск в половине второго. Мы думали, что она остановится у больницы, но она сразу проскочила вниз к парому. Быстро подлезть под рюкзак и бегом за ней! Кажется, успел. Но машина уже на пароме. В ней четверо: шофёр, молодой врач интеллигентного вида, с ними девушка Галя, которую я поначалу тоже принял за врача. Оказалось, нет, такая же попутчица, как и я, в Усть-Унью едет к маме. И четвёртый – это парень Костя, тоже усть-уньинский, поехал показывать дорогу, шофёр в тех местах плохо ориентируется. Ночи здесь уже достаточно тёмные. Пора белых ночей прошла. Только отчалили – паром в темноте сел на мель. И сел основательно – ни туда и ни сюда. Сколько же мы его спихивали! Все мужики впряглись – баграми, шестами, Костя даже в воду спрыгнул, оттуда его толкал. Полчаса потеряли на переправе. Понадобится вот так кому-нибудь срочная медицинская помощь… В Усть-Унью выехали только в 2 часа ночи. Ехать 96 километров. Если не знать дороги, можно действительно заблудиться: много боковых отворотов. Сначала их надо игнорировать, но потом всё-таки свернуть направо. Пока ехали, потихоньку рассвело. Идут очень приятные боровые места. Отсыпка дороги в какой-то момент заканчивается, но существенно хуже она после этого не становится – боровой песочек. Ехали два с половиной часа, в Усть-Унье были в половине пятого утра. Меня выгрузили у дома Саламата. Большая огороженная территория и небольшой домик совершенно не деревенского типа – лесничество. На входной двери висит замок. Это плохо. Но пока ещё хочется верить, что хозяин где-то поблизости и скоро вернётся. Всё-таки очень хорошая зацепка. Но пытаться сейчас что-либо предпринимать бессмысленно, время ещё очень раннее. Вот поспать бы хоть пару часиков, а то днём будет совсем тяжко. Только где бы? А вот, у Саламата вдоль ограды целый комплекс построек – мастерская, баня, ещё какие-то закутки непонятного назначения. Прямо в бане и можно. Думаю, хозяин не слишком обидится. Лучше даже в предбаннике. Как раз помещусь наискосок. Прямо так, рюкзак в угол, под себя гитарный чехол, спальник под голову. Вариант уже апробированный и для жаркой погоды вполне подходящий. Однако, как лихо я рванул! В изначальном варианте (через Якшу – Куръю) в Усть-Унье предполагалась только четвёртая ночёвка. А я вот так сразу и за одну ночь. Выиграл целых три дня. Но что теперь с этим делать, лучше думать на свежую голову. А сейчас всё-таки спать. Продолжение следует... А. С. П. сентябрь 2003 – февраль 2004

Источник текста
Источник фото
Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Тутита 12-06-2008-09:12 удалить
Печора – самая великая из всех европейских северных рек, и я её ещё не видел ни разу. Но здесь, в Троицке, она ещё совсем не великая, здесь верхнее течение. Шириной она метров 500, и тут же в неё впадает приток, речка Мылва. У воды песчаный пляж.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Республика Коми. Посёлок Троицко-Печорск. Река Печора. Дорожное повествование | Путеводитель_по_Коми - Дневник Путеводитель_по_Коми | Лента друзей Путеводитель_по_Коми / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»