[274x356]
Финно-угорский мир включает в себя народы, объединенные принадлежностью к одной языковой группе. К ним относятся венгры, водь, вепсы, ингерманландцы, ижорцы, карелы, коми, коми-пермяки, ливы, марийцы, манси, мордва, саамы, удмурты, финны, ханты, эстонцы.
Наиболее многочисленными являются венгры (более 15 млн.человек, из них 5 млн. проживают за пределами Венгрии). Вторыми по численности народом являются финны (4,6 млн. человек). Их родство и происхождение от одного корня установлено на основе данных сравнительного исторического языкознания. В лексике любого языка представлен первичный основной слой, в который входят многие термины, имеющие общую корневую основу в большинстве родственных языков. В процессе длительного исторического развития финно-угорской общности происходит разделение на финно-пермскую и угорскую. К современным угорским языкам относятся венгерский, мансийский и хантыйский, к финно-пермским - пермские (коми и удмуртский), волжские (марийский и мордовский), прибалтийско-финские.
ГЕОГРАФИЯ. РАССЕЛЕНИЕ
Карелы, карьялайсет
Карелы (общее самоназвание карьялайсет («скотник», «пастух»). Собственно карелы - карьялани, приладожские - ливгиляйне, ливвикей, прионежские - лююдилайне, лююдикей. Коренное население Республики Карелия (автономия с 1923 г.). Живут также в Тверской области (тверские или верхневолжские карелы), Архангельской, Кемеровской, Ленинградской, Московской, Мурманской и других областях России. Говорят на карельском языке, распространен также финский язык.
Марийцы, мари, марий
Марийцы ( самоназвание мари, марий («человек», «мужчина»), внешнее название черемисы. Живут в Республике Марий Эл (автономия с 1929 г. ). Компактно живут также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Кировской, Нижегородской, Свердловской и Пермской областях. Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкортостана, куда они переселились в XVI - XVIII вв.). Говорят на марийском языке, письменность на основе русского алфавита.
Мордва: эрзя и мокша
Мордва («человек», «мужчина») состоит из двух субэтносов - эрзя (самоназвание) и мокша (самоназвание), имеющих свой язык (мордовский-эрзя, или эрзя-мордовский, эрзянский и мордовский-мокша, или мокша-мордовский, мокшанский). Мордва проживает в Республике Мордовия (автономия с 1930 г.), Башкортостане, Татарстане, Чувашии, Самарской, Пензенской, Ульяновской областях, а также в Сибири и Средней Азии.
Удмурты, укморт, утморт
Удмурты (самоназвание утморт, укморт), внешние название вотяки, проживают в Удмуртской Республике (автономия с 1920 г.), Башкортостане и Татарстане, Кировской, Пермской, Свердловской областях. Удмуртский язык имеет 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Письменность на основе русской графики.
Вепся, бепся, вепсь
Вепсы (самоназвание бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет). Русские, наряду с названием «весь», употребляли этноним «чудь». Живут группами на юго-западном побережье Онежского озера (Республика Карелия), в северо-восточных районах Ленинградской и северо-западных районах Вологодской области.
Водь, вадьялайн
Водь (самоназвание вадьялайн), живут в Ленинградской области. Язык бесписьменный. Водский язык помнят лишь отдельные люди старшего поколения.
Ижора, ижорцы
Ижора (самоназвание ижорцы, карьялайзет, изурит). Живут в Ленинградской области. Ижорский язык имеет 4 диалекта. Письменный язык (на латинском алфавите) функционировал в 1930-е гг.
Ливы, ливли, калами-ез
Ливы (самоназвание ливли, калами-ез («рыбаки»), рандалист («береговые жители»), живут в деревнях на северном побережье Курляндии, западной части Латвии. В значительной мере ассимилированы латышами. Ливским языком в настоящее время владеют менее 20 человек, и несколько сот человек считают себя ливами.
Саамы, саами, саме
Саамы (самоназвание саами, саме), соседи саамов - финны, скандинавы, русские - называли их лопарями (из финского - «жители окраинной земли»). Живут в Норвегии (30-40 тыс.человек), Финляндии (7 тыс.), Швеции (15-25 тыс.), России (2 тыс.) на Кольском полуострове. Главные занятия саамов - охота и рыболовство, с ХVII в. стало развиваться оленеводство, которое превратилось в основное занятие. Саамы Скандинавии имеют свою письменность и национальную школу, в которой, однако, обучается лишь часть детей школьного возраста. Саамы Кольского полуострова также имеют свою письменность, которая создана на основе русской графики.
Манси, маньси
Манси (самоназвание маньси («человек»). Внешнее название «вогулы». Манси составляют коренное население Ханты-Мансийского автономного округа, незначительное число живет на северо-востоке Свердловской области. Объединяются с хантами под названием обские угры. Язык - мансийский, в 1930-е гг. создана письменность на основе русской графики.
Венгры, мадьяры
Венгры (самоназвание мадьяры) - основное население Венгрии, живут также в Австрии, Германии, Канаде, Румынии, Сербии, Словакии, США, на Украине. Венгерский язык имеет шесть диалектов. Письменность, основанная на латинской графике, создана в X в.
Финны, суомалайсет
Финны (самоназвание от названия страны Суоми суома-лайсет). Живут в Финляндии, а также в Канаде, Норвегии, США, Швеции, России - в Карелии и Ленинградской области. Письменность создана на основе латинской графики.
Финны-ингерманландцы (петербургские финны) проживают в Карелии, в Ленинградской области (преимущественно Гатчинский и Всеволожский районы). Язык относится к восточным диалектам финского языка.
Эстонцы, эстласед
Эстонцы (ээстласед - по названию страны Эстония), заимствованному из германских языков, до XVIII в. - маарахвас - «народ нашей земли».
Большинство эстонцев проживают в Эстонской Республике, ставшей в 1991 г. суверенным государством. Живут также в Латвии, России, на Украине. В результате эмиграции, происходившей главным образом в первой половине XX в., расселились в Австралии, Канаде, США, Швеции. Язык делится на три диалекта. На основе северного диалекта сложился единый литературный язык, который становится разговорным. Письменность создана на основе латинской графики в XVI в.
Коми (самоназвание), коми морт («коми человек»), коми войтыр («коми народ»), зыряне (устаревшее русское название). Коренное население Республики Коми (автономия с 1921 г.), живут также в Архангельской, Мурманской, Тюменской областях. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Говорят на коми (-зырянском) языке.
ЭКСПЕДИЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ КОМИ КРАЯ
С XII по XIV век земли в среднем течении Вычегды и нижней Выми, известные как Пермь Вычегодская находятся в торговой связи и под влиянием Новгородского княжества. Известнейший русский историк С. М. Соловьев так описывал тогдашнее представление о территории края:« ... неподвластный русским князьям, населенный зырянами и вогуличами, был непривлекателен и опасен для поселенцев не воинственных, идущих небольшими массами». Постепенное ослабление Великого Новгорода, и возвышение Московского княжества, вовлекает территорию в сферу интересов единого русского государства.
В 1379 г. с одобрения объединителя русских земель московского князя Дмитрия Ивановича (Дмитрия Донского) и благословения иерархов церкви в земли коми проповедывать православие отправляется Стефан (Пермский), который основал впоследствии новую Пермскую епархию с центром в Усть-Выми.
В 1481 г. производится государственная опись вычегдо-вымских земель, включенных в Московское княжество, и на них распространяются "государевы дани".
Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского" упоминает, как в царствование Иоанна III, в 1479 году "искать серебряной руды в окрестностях Печоры" послана экспедиция, в составе которой "два немца, Иван и Виктор". А ведут их Андрей Петров и Василий Болтин. Результатом семимесячного странствия стало описание месторождения серебряной руды "вместе с медною, на реке Цильме, верстах в двадцати от Космы, в трехстах от Печоры… на пространстве десяти верст". С того времени в русском государстве, как пишет Карамзин, "начали сами добывать, плавить металлы и чеканить монету из своего серебра, имели и золотые деньги или медали российские".
В 1768-1772 гг. часть территории Коми края была обследована экспедицией Российской Академии наук во главе с И. И. Лепехиным. Академик Иван Иванович Лепехин (1740-1802 гг.) был известным русским путешественником и натуралистом. Руководимая им экспедиция изучала обширную территорию России: Оренбургский край, Поволжье, Пермское Приуралье и Зауралье. Лепехин побывал на многих реках Коми края: Вычегде и Сысоле, Летке и Лузе, посетив при этом расположенные на них населенные пункты.
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ
Этническая теория
Этническая территория непосредственных предков коми (зырян) - перми вычегодской - обозначилась в период позднего средневековья (X-XV вв.). Тогда начиналось распространение скотоводства и пахотного земледелия, зарождение ремесел. Пермь вычегодская окончательно переходила от полуоседлого к оседлому образу жизни. В этот период коми (пермяне) селились на довольно обширной территории в долинах нижней и средней Вычегды с Сысолой и Вымью, Юга с Лузой, нижней Сухоны и Малой Северной Двины, верховьях Пинеги и Вашки.
В бассейн же Печоры и верховьях Вычегды в это время располагались племенные кочевья остяков, вогулов и самоедов - предков современных хантов, манси и ненцев. Продвижение коми в восточные и северо-восточные районы отмечено с XV века, одновременно они оставляли часть обжитых территорий на западе. В XV в. возникли первые поселения в верховьях Вычегды и на Вишере. На верхней Мезени и нижней Печоре коми обосновались в XVI в., верхней и средней Печоре - в XVII в. В течение XVII в. исчезли поселения коми на нижней Вычегде, Лузе и Пинеге.
Этническая граница коми на востоке оформилась в XVIII в., на севере - в XIX в. К этому времени этническая территория установилась окончательно. Естественным рубежом ее на востоке явились Уральские горы, на юге граница территории проходила по водоразделам Вычегды и Сысолы с Камой, на западе - Вашки и Пинеги, Сысолы и Виляди. На севере имелась четкая граница с этнографической группой русских (усть-цилемов) по устью притока Печоры реки Нерицы и размытая, проходившая в районе нижней Печоры и Большеземельской тундры, в полосе интенсивных контактов оленеводов-ненцев и коми-ижемцев.
С XII в. Коми край неизменно входил в состав новгородских владений. В течение XII-XIII вв. основным соперником Новгорода за обладание северо-восточными землями было Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) княжество.
ПОД СЕНЬЮ ПАРМЫ ЧИCТЫМ РОДНИКОМ...
Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества.
Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Самобытность коми национальной культуры нашла выражение и в народной одежде. До того, как во второй половине XIX века начали распространяться доступные привозные ткани и готовая одежда, широко были развиты прядение и ткачество. У коми сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые своеобразные приемы прядения и тканья.
Впоследствии повседневная одежда среднего крестьянина состояла из нательного белья, верхней рубахи и штанов, сшитых из простых и дешевых тканей. Праздничный костюм составляли шелковая или сатиновая рубаха, суконные штаны и покупной суконный кафтан и обязательно кожаные сапоги. Значительно более разнообразной была женская одежда: имелось различие между одеждой девушек, замужних женщин, вдов и старух. Различие это проявлялось в форме головных уборов, расцветке верхнего платья и даже в материале.
ЖИЛИЩЕ. РЕМЕСЛА
Обработка дерева
Коми парма, лесное изобилие предопределило и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари. Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.
Ткачество. Вязание
Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухуточного браного ткачества на большом количестве дощечек, одноуточного браного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью браного ткачества Восточной Европы.
Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.
Музыкальные инструменты
Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем. Кроме того, имеются убедительные свидетельства значительного вклада мастеров Коми края в развитие музыкальной инструментальной культуры народов России и мира (музыкальный мастер Налимов и др.).
Обработка меха, кожи
Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.
ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ
Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, народной. музыки и изобразительного искусства. За многовековую историю коми народ создал причитания, пословицы и поговорки, сказки, эпические песни и баллады, частушки, трудовые и лирические песни, детский фольклор, народную драму и народную музыку. Во всем этом многообразии жанров устного поэтического творчества отразилась вся жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и вера в лучшее будущее. Особой оригинальностью у коми отличались свадебная поэзия и свадебная обрядность.
Во второй половине XIX века в Коми крае появились широко бытующие и в настоящие время частушки и элегические песни-раздумья, песни-воспоминания о прошедшей молодости "Шондi баной оломой" (Солнцеликая жизнь). Возникновение их стало важной вехой для коми песенного фольклора, использовавшего многовековой поэтический опыт народа.
(По материалам ИЯЛИ КНЦ УрО РАН)
Источник текста и фото
Место на карте