Сакральные историко-культурные объекты часто совпадают с памятниками природы. Действительно, древние жители этих мест выбирали для святилищ, мест жертвоприношений и т.п. заметные места – пещеры и гроты в скалах, подножия и вершины необычных по форме гор, каменные останцы – "болваны".В культуре местных народов особое значение издавна имел район горы Тельпос-из – высочайшей вершины Северного Урала, с которым связано множество былей и легенд. Ненцы называют эту гору Нэ-Хэхэ, манси - Нэ-Пупыг-Нёр, - "Женщина-идол", "Баба-идол". С языка коми название горы переводится как «гнездо ветров».
Район Тельпос-иза известен плохой погодой - с вершины горы часто дуют ветры, несущие облака, дождь или снег. Мимо горы в древности пролегали торговые пути, по которым зыряне ездили к остякам-манси за «Камень» - Уральский хребет.
Проходя или проплывая мимо Тельпос-иза, коми старались не шуметь. По поверью местных жителей, на вершине горы живет бог Войпель, бог ветра и холода, который не любит шума и не позволяет людям врываться в свое жилище. К этой же группе памятникам можно также отнести гору Еркусей («Шаман-гора») на реке Балбанью.
Источник: http://www.nortfort.ru/
Фото: http://www.skitalets.ru/water/ural/podcher_shend/index.htm