• Авторизация


Народы (Коми) 23-03-2008 02:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[показать] [500x341]


Коми (в соответствии с их самоназванием, прежнее их название - зыряне) проживают на северо-восточных рубежах Европейской части России, главным образом в Республике Коми, а их южная группа, коми-пермяки, живут в Коми-Пермяцком автономном округе. Ещё одна группа коми живёт по притокам реки Язьвы, берущей начало в горах Урала, это так называемые коми-язьвинцы. Небольшими группами коми проживают также и в других регионах Российской Федерации, например, в Западной Сибири и на Кольском полуострове. Коми примерно полмиллиона, более 80 процентов из них хранят верность родному языку. Почти четверть населения Республики Коми составляют коми.


[500x354]

Среди восточных финно-угорских народов история коми, вероятно, является наиболее своеобразной. Их часто упоминают как "самый европейский" из восточных финно-угорских народов. В истории коми, в их общественном развитии интересно то, что, с одной стороны, они в наибольшей степени усвоили "европейскую" (русскую) культуру, что произошло уже достаточно рано, а с другой стороны, им удалось сберечь древние традиции, имеющие финно-угорские корни, и сохранить свой язык. В последнее время народ коми продемонстрировал, что способен воспользоваться новыми возможностями. Таким образом, вовсе не случайно, что очередной Международный конгресс финно-угроведов, прошёл в Сыктывкаре, столице Республики Коми, ещё в 1985 году, при "старой системе". Это был первый случай, когда у целой большой международной группы появилась возможность изучить поближе мир восточных финно-угров - пусть даже поверхностно. Подобным же образом первый Всемирный конгресс финно-угорских народов в 1992 году тоже был организован в Сыктывкаре, уже после распада Советского Союза. Благодаря наступлению новых времён стало возможным в открытую говорить с точки зрения финно-угров о межнациональных конфликтах внутри Российской Федерации.

Самостоятельная история народа коми, согласно лингвистическим данным, началась в VII веке н. э. Их предки на рубеже III-II тыс. до н. э., являясь ещё частью единой финно-угорской общности, жили среди предков прибалтийско-финских, финно-волжских и угорских народов. После распада этой общности, приблизительно в середине II тыс. до н. э., формируются археологические культуры, в которых можно увидеть черты предков финно-пермских народов (коми и удмуртов). Население казанской археологической культуры (XIV-1X века до и. э.) со всей очевидностью составляли прапермяне. Эта культура может быть отнесена к Волго-Камскому бассейну, к восточной части более ранней волосовской культуры. К IX веку до н. э. были заселены также земли в бассейне р. Белой. В Волго-Камском бассейне в VIII-III веках до н. э. существовала ананьинская археологическая культура, которая представляет собой следующую стадию этногенеза пермских финно-угров. Население ананьинской культуры между V и III веками до н. э. покинуло пойму р. Вятки и обосновалось на левом берегу Волги. Большая часть населения сосредоточилась в районе слияния Белой и Камы. Вследствие почти двухтысячелетнего совместного проживания финно-пермских народов близкородственность современных коми и удмуртского языков заметна даже не языковеду. Соседями прапермян в этот период являлись народы иранского происхождения; иранское влияние проявляется в пермских языках и в настоящее время (к примеру, из иранских диалектов вошло в коми язык слово, которое и в венгерском языке является иранским заимствованием и сейчас звучит почти так же коми ezis (эзысь). венг. ez(st ("серебро"). Во второй половине I тыс. н. э. коми вступили в контакт с волжскими булгарами. Поскольку удмуртский язык сохранил намного больше булгарско-тюркских заимствований, чем коми-зырянский, можно предполагать, что предки зырян жили несколько севернее протоудмуртов. Соседями пермян были также древние венгры из поволжской Великой Венгрии, что подтверждается общими лексическими и грамматическими элементами в пермских языках и в венгерском, которые в прочих финно-угорских языках отсутствуют. Например, общими являются: слово kenyer "хлеб", формообразующий суффикс инфинитива - ni? суффиксы числительных -пс и -ven/v(n: kilenc, harmins, negyven (означают соответственно "девять", "тридцать", "сорок"). Связи венгров с пермянами, согласно единодушным мнениям многих учёных, не могли быть интенсивными и длительными.

В период существования волжско-булгарских и пермских связей произошло окончательное разделение прапермского народа на две группы в VIII-IX веках К этому времени археологи уже предполагают различие между культурами Поволжья и Прикамья. В ту эпоху ещё ни один источник не упоминает о зырянах, первое известие о них предположительно содержится в Киевской летописи в названиях "Пермь" и "Печера". Переселение зырян на северные территории в период после IX столетия продолжалось далее. В Х веке их поселения располагались вдоль рек Вычегды, Сысолы и Выми. На северо-востоке они вступили в контакт с карелами и другими более малочисленными прибалтийско-финскими народами (имеются лингвистические следы этих контактов). С XI-XII веков начинаются связи коми-зырян с Новгородом. Новгородские купцы были посредниками в установлении отношений, главным образом, торговых с народами, жившими дальше к востоку. Эта же роль посредников впоследствии приобретает важное значение и для зырян (например, при покорении Сибири). Спасаясь от возраставших поборов и насильственной христианизации значительные по численности группы зырян оставляли отчие земли и переселялись на Каму. Так образовались два центра позднесредневековой Бьярмии: Старая Пермь и Великая Пермь. Многочисленные топонимы (в том числе и само слово Пермь можно обнаружить в обоих этих местах. Следует упомянуть ещё об одном соседнем народе - о манси (вогулах). При своём расселении коми вытесняли с родных мест, прежде всего манси, которые переселялись за Урал. Об этих битвах упоминают древние летописи. О манси впервые говорится в житии святого Стефана Пермского (Beликопермского) (1396 год).

С XIV века коми-зыряне стали относиться к Московскому великому княжеству и начиная с этого периода, в их культурной и экономической жизни идёт бурное развитие, в первую очередь, под воздействием обращения в православие. В то время в крупном торговом городе Великий Устюг появился родившийся в 1330-е годы Стефан епископ Пермский или Великопермский (в миру звавшийся Степан Храп), позже причисленный к лику святых. В городе тогда жили зыряне, и недалеко от него начиналась пермская языковая территория. Степан Храп с детских лет знал зырянский язык наряду с русским, однако его зырянское происхождение спорно. Он обучался в обители Ростова Великого, изучал, среди прочих греческий язык. Готовясь к духовно-просветительской и миссионерской работе на землях зырян, он ещё в 1372 году составил в Ростове зырянскую азбуку - Анбур. В азбуке Анбур он использовал кириллические и греческие буквы, а некоторые графические знаки создал сам на основе древних зырянских тавровых меток или родовых символов (пасов). Древние зырянские руны пробовали также связать с грузинским и армянским письмом. Типологически это сходство вполне оправданно, однако разница, очевидно, заключается в том, что на зырянских землях не удалось создать и сохранить в первозданной целостности национальную культуру, подобную культурам народов Кавказа. Святой Стефан Пермский самолично перевёл на зырянский язык несколько молитв и литургических песнопений, из этих религиозных текстов до наших дней дошли один-два. Зырянская письменность по своей древности среди прочих финно-угорских народов, опережая финнов и эстонцев, следует за венгерской. В 1379 году Степан Храп отправился к зырянам. Он боролся с язычниками, многие из зырян присоединились к новой вере. В 1383 году он поехал в Москву просить разрешения создать зырянское епископство. Великий князь московский Димитрий Донской назначил самого Степана Храпа епископом Пермским. Возвратившись на зырянские земли, св. Стефан повелел основывать новые храмы. Одновременно он совершал поездки в Новгород Великий и в Москву. Во время последней поездки в Москву в 1396 году он скончался. Не исключено, что его убили. Высказывается и такое предположение, что официальная русская церковь намеренно хотела уничтожить дело жизни св. Стефана Пермского. Факт, что многие из преемников первого зырянского епископа не знали зырянского языка, не уделяли внимания церковным службам на зырянском языке, так что зырянская письменность постепенно была предана забвению. К тому же местное духовенство почти целиком состояло из русских. На основании некоторых исторических сведений нам известно, что вопреки этому в зырянских храмах зырянский язык в православных литургиях существовал вплоть до середины XVIII столетия.

Поскольку в течение длительного времени в Советском Союзе не занимались с должным вниманием теологическими проблемами, более того, на темы религии долго было наложено табу, миссия св. Стефана Пермского и её значение станут темой научных трудов нового поколения исследователей. Местные учёные-историки уже делают попытки дать научную оценку деятельности Стефана Пермского, направленной на то, чтобы включить зырянские земли в сферу русской культуры. Явилось ли это спасением Перми или же было всего лишь интермедией в истории распространения власти Российский империи? Эта дискуссия, очевидно, не случайно напоминает по своей тематике подобную дискуссию о значении миссии венгерского Иштвана Святого (ср. противопоставление жизни древних языческих племён и новой христианской феодальной системы). И точно так же, как в Венгрии в нынешние времена, коми с возрастающим интересом обращаются к "национальным вопросам". Написана первая пьеса о св. Стефане Пермском для республиканского театра Фольклора. Это интересное произведение, которое можно соотнести с венгерской национальной рок-оперой "Король Иштван", было покачано президенту Венгрии Л. Гёнцу и венгерским гостям во время их посещения Республики Коми. В заключение можно упомянуть также, что в 1992 году главная площадь Сыктывкара получила новое название - площадь Стефановской (гибрид коми и русского языков),т. е. площадь Стефана. На главной площади до 30-х годы стоял храм святого Стефана, который был разрушен во времена атеистической антирелигиозной кампании. На одном из угловых зданий площади Стефана в настоящее время установлена мемориальная доска, которая хранит память о нём.

Источник
Фото с сайта

Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Alexxiss 23-03-2008-02:21 удалить
Коми (в соответствии с их самоназванием, прежнее их название - зыряне)


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Народы (Коми) | Путеводитель_по_Коми - Дневник Путеводитель_по_Коми | Лента друзей Путеводитель_по_Коми / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»