• Авторизация


Погода Вологда 02-07-2008 06:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!




[699x548]
погода Вологда

Дом-музей Петра I (г. Вологда) Это один из немногих сохра­нившихся памятников гражданской каменной архитектуры Вологды конца XVIII века. Принадлежал он голландским купцам Гутманам (Гоутманам), в этом доме несколь­ко раз останавливался во время своих поездок по Северу Петр I. Интерес государя к нашему краю был обусловлен ролью, которую играла Вологда в эконо­мике России на рубеже XVII — XVIII столетий. Через город шли торговые, связывающие центр рус­ского государства с Западной Европой (через Архангельск) пути. Голландские купцы Гутманы обосновались в России во второй поло­вине XVII века. С их торговым домом Петр I имел широкие деловые связи. Не случайно над входом в домик, в стену вделана каменная доска с изображением голландского герба. Наверху буквы Н, R, S, обозначающие Голландские Республиканские Штаты, а внизу под гер­бом на ленте цифры «1704». В 1702 году царь пожаловал Гутманам право беспошлинной торговли — за ту прибыль, которую они внесли в государеву казну, торгуя аптекарскими товарами. После ликвидации торговой конторы Гутманов домик на берегу Вологды переходил долгое время от одного владельца к другому.

Архитектура при этом менялась: были перенесены входы, изменены переплеты на окнах, карнизы и многое другое. В канун столетнего юбилея здесь проведены научно-реставрационные работы. По проекту, выполненному ленинградскими художниками в Петровском домике построена новая экспозиция. В музее всего два зала, но они достаточно емкие. Экспонаты первого зала раскрывают значение Вологды как торгово-промышленного центра на Севере в конце XVII—начале XVIII веков. А экспозиция второго зала, большего по размерам, расскажет oб участии вологжан в Северной войне 1700—1721 гг., и о посещения: Петром I нашего края. адрес: 160012, г. Вологда, ул. Советский проспект, 47 телефон: 8 (8172) 75-27-59 время работы: с 10:00 до 18:00, понедельник и вторник - выходные офийский собор и Вологодский кремль Симоновский корпус Вологодский кремлевский комплекс очень красив и живописен. Он создавался в течение нескольких столетий, но его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему виду, у них нет единого стиля. И все же, несмотря на смешение стилей, а может быть, в какой-то степени благодаря этому смешению, кремль Вологды с его разнообразными строениями и старыми разросшимися деревьями представляется нам очень привлекательным и интересным. Под названием "Вологодский кремль" подразумевают обычно бывший Архиерейский дом, должно быть, главным образом благодаря его высоким крепостным стенам, и неразрывно связанные с этими стенами меньший (Воскресенский) собор и колокольню. Мы сказали об условности такого названия, и просто невозможным исключать из этого названия царящий над всем ансамблем грозненский собор. Именно Софийский собор прежде и больше всего привлекает внимание посетителей кремля — привлекает своей суровой, величавой красотой и монументальностью. В давно исчезнувшем настоящем кремле Ивана Грозного он появился намного раньше каменного двора архиереев, а теперь бесспорно главенствует над всем центральным городским ансамблем — Вологодским кремлем. Почти все авторы, писавшие о Вологде, отмечали влияние московского Успенского собора на архитектуру вологодской Софии. Да, центральный храм Русского государства еще долгое время после своего возведения производил огромное впечатление на русских зодчих, и это сказалось на облике многих городских и монастырских соборов. У московского и вологодского соборов есть общие архитектурные черты, в особенности это относится к их шестистолпным планам. Однако между этими двумя храмами есть и существенные различия. Строгий, скромный облик вологодской Софии с ее предельно скупым декором ближе к памятникам Новгорода, чем Москвы: отсутствуют аркатуры, бусины портиков и другие архитектурные элементы, столь характерные для фасадов московского Успенского собора. Различны в обоих храмах и формы несущих столбов. Юго-западная башня Массивные стены почти без декора, щелевидные окна, два открытых перспективных портала и монументальное арочное крыльцо у главного входа; над стенами — большие полуциркульные закомары, над ними возвышаются пять могучих барабанов, увенчанных мощными, блестящими главами, а над главами сияют прекрасные по рисунку кресты. Во внутреннем пространстве храма царит сказочный мир фресок с увлекательной повествовательностью и чудесными коасками. Такой была вологодская София и четыреста лет назад. Строили ее в 1568—1570 годах. И строили так тщательно, бережно, что вся сложенная из кирпича часть — стены, своды, барабаны — действительно оказалась, как говорится в летописи, "крепка на расселины". Части эти, хотя и неоднократно ремонтировались, но ни разу за четыреста лет не возникала необходимость их переделки (перекладки). Напомним, однако, что в 1571 году храм еще не был полностью доделан и свой окончательный вид он принял только в XVII столетии. После отъезда Ивана IV собор семнадцать лет простоял незавершенным, пустым. Только при сыне Грозного Федоре вспомнили о забытом храме и частично, очень небогато украсили его — вернее, только один его придел. В 1613 году иностранные завоеватели разорили собор, сожгли его деревянный „верх" — кровлю и маковицы; кровля была, конечно, посводной, а главы, вероятно, меньшего, чем сейчас размера, ближе к шлемовидной форме. После литовского разорения собор очень быстро восстановили, слишком быстро и поэтому неполностью. Доделывали и украшали его почти в течение всего XVII столетия. В 20-х годах сделали луженые главы, а в середине века покрыли весь "верх",то есть позакомарную крышу и заново главы, которые тогда уже были сделаны очень большими и пучинистыми. В 30-х годах к западному порталу пристроили деревянное крыльцо. Несколько раньше, в 20-х годах, появилась первая соборная колокольня, деревянная, восьмиугольная, с шатром, крытым "чешуей". В 1650 году ее заменили каменной, тоже восьмиугольной, с шатровым же, но каменным верхом, увенчанным небольшой главкой. Колокольня эта просуществовала до XIX века. В 1698 году в большой пожар кровля и главы сгорели, огонь попортил кресты. Очень быстро все было восстановлено; закомары покрыли деревянной кровлей, главы сделали лужеными, исправили чудесный рисунок крестов. Сделанные после пожара главы были огромны, больше прежних, но почти без сомнения повторили их очертание: маковицы в XVII веке тоже были очень большими и пучинистыми. Особенно велика была центральная глава: к концу 1720-х годов она "за великим отяпцением осела на другие ... причинила им немалое повреждение". Пришлось разобрать все маковицы и построить новые, несколько меньшие по размеру, чем прежние, но схожие с ними по форме, давно полюбившейся вологжанам. Эти мощные главы "сроднились" с монументальным грозненским храмом, не внесли диссонанса в его величавый облик, как и появившееся в конце XVII века красивое каменное, монументальное крыльцо. Немного позднее вместо обветшавшего иконостаса сделали новый, пятиярусный, существующий и теперь. В 1760 году в алтаре пробили большое квадратное окно. Вместо старого "косящатого" (деревянного) пола был настлан пол из чугунных плит. В середине XIX века ко всем трем соборным входам пристроили закрытые каменные притворы, при этом западный притвор „похоронил" в своих стенах интересное крыльцо XVII века. Сделаны были большие квадратные проемы "в соответствии среднему" и расширены некоторые другие окна. Такие мероприятия заметно исказили вид собора. В 1860-х годах вокруг собора построили каменную ограду с железной решеткой. В эти же годы вологодский епископ пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии, и древняя, просуществовавшая больше двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: архитектор Шилдкнехт перестроил ее в ложноготическом стиле, от первоначального здания осталась лишь его нижняя часть. Но нельзя отрицать, что звонница эта и в теперешнем виде привлекает внимание посетителей кремля своей стройной "высотностью" и золоченой маковицей. Сохранились колокола XVII века с характерными для того времени названиями: Часовой, Водовоз, Большая лебедь и т. д. А аналогию древней звонницы и почти ее современницу можно видеть и теперь — это колокольня Владимирской церкви. После ренставрации в 1950—1960-х годах собор также преобразился. Ветхая четырехскатная кровля заменена железным покрытием по закомарам. Мощные закомары теперь раскрыты и реставрированы. Высокие перспективные порталы, южный и северный, освобождены от закрывающих их пристроек. У западного входа оставлено интересное большое крыльцо XVII века, которое было почти целико раскрыто при разборке притвора XIX века. Всем окнам собора возвращены первоначальные щелевидные формы. Маковицы покрыты оцинкованным железом по реставрированным деревянным кружалам, сделанным двести сорок лет назад. Монументальное, несколько приземистое здание стало стройным, стилистически выдержанным и обрело наконец, былой вид — вид древнего грозненского храма, строгого и величественного в своей простоте. Почти рядом с собором, немного западнее, расположен обнесенный высокими "крепостными" каменными стенами бывший Архиерейский дом. Против собора, как бы встроенная в восточную стену двора, возвышается соборная колокольня. В юго-восточном углу ограды стоит второй, меньший по размеру собор — Воскресенский. Вся огражденная высокими стенами территория разделена сейчас довольно бессистемно расположенными на ней разновременными зданиями как бы на три двора. Из них главный, центральный занимает большую часть территории; в северо-восточном ее углу находится маленький Консисторский дворик, в северо-западном — Г-образный хозяйственный двор. Стена объединяющая Юго-западную и Пятницкую башню Основные здания главного двора образуют очертания буквы П, то есть четырехугольника, незавершенного с южной стороны. Восточная линия начинается почти рядом с нынешними въездными воротами и состоит из трех зданий: Экономского и Безымянного корпусов и бывшей Воздвиженской надвратной церкви. Церковь эта соединяется крытыми переходами на арках с северной линией, состоящей (не считая этих переходов) из одного большого здания — Симоновского корпуса. К его западному торцу примыкают две небольшие постройки — корпуса Гаврииловский (южнее) и Иринеевский (севернее). Западную линию буквы П вместе с маленьким Гаврииловским корпусом составляет большой и пышный Иосифовский корпус, в котором в течение полутораста лет, вплоть до революции, жили вологодские архиереи. С северо-востока к Симоновскому корпусу примыкает корпус Консисторский, образующий западную сторону двора, получившего также название Консисторского. С северной и восточной сторон этот небольшой дворик ограничен высокими кремлевскими стенами с более поздними к ним пристройками. В настоящее время большая часть бывшей архиерейской резиденции, почти все помещения ее главного, центрального двора используются Областным краеведческим музеем. Первоначально дом вологодских архиереев находился на Ленивой площадке, около первого кафедрального собора (Воскресенского, деревянного). В XVI веке Архиерейское "дворище" было перенесено в непосредственное соседство с новым главным городским храмом. До середины XVII века все постройки владычной резиденции были сплошь деревянными. Двор был обнесен деревянным забором с несколькими воротами, самыми парадными из которых были восточные Святые — большие, "створистые", с прорезной решеткой, с точеными столбами и вереями, украшенные иконами и увенчанные тремя лемеховыми шатрами. Но уже тогда, в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Были, конечно, кельи архиерейские, келья "крестовая", "казенные" кельи, где хранились казна и ценности, "судная" изба со всеми атрибутами "правосудия": кроме соборного уложения были в ней большие и малые цепи с ошейниками для преступников. Были еще во дворе домовая, "клетская", церковь, изба "воротняя" (для привратников) и, разумеется, всевозможные хозяйственные помещения: погреба, поварни, ледники и т. д. Несколько позднее, в середине столетия, над упомянутыми Святыми воротами вместо обитых "чешуей" шатров поставили вторую домовую церковь — Трехсвятскую. Поэтому и ворота даже после разборки церкви долгое время именовались то Трехсвятскими, то Святыми. А посередине двора был выкопан небольшой пруд, в котором "водились караси". Только в конце 1650-х годов на дворе вологодских владык появилась первая каменная постройка. Она очень проста, но ее трудно не заметить. Помещались в ней казенные и казначейские кельи. Здание — невысокое, двухэтажное, с асимметрично поставленным мезонином. Первоначально оно выглядело несколько иначе, чем сейчас. Его главный фасад очень украшало приводившее во второй этаж большое крыльцо "на два схода", с покрытием "бочкой", обитой лемехом. Крыльцо разобрали, вероятно, в конце XVIII — начале XIX века. Тогда же изменили форму окон: одни растесали, другие заделали. Но и сейчас от всего здания с его исключительно толстыми стенами веет подлинной стариной. Отметим, что в его архитектуре многое заимствовано от деревянной избы (клети), в особенности это относится к внутренней планировке бывшего Казенного приказа, или Экономского корпуса, как его называют теперь. Очень интересно второе по времени каменное здание двора — большой трехэтажный Симоновский корпус, названный по имени архиепископа Симона, при котором он был построен в 1669—1671 годах. Над восточной частью корпуса поставлен высокий четверик одноглавой домовой церкви с четырехугольным алтарем. Сама церковь, очень небольшая, занимала часть второго этажа — самого высокого и светлого, в котором находились также архиерейские кельи и наиболее нарядное и торжественное помещение во всем дворе — Крестовая палата; в ней вологодские епископы принимали наиболее знатных гостей, был здесь трижды и Петр I. В трех этажах этого огромного по тому времени здания размещались и другие помещения самого различного назначения : всевозможные хозяйственные, кельи для служителей всех рангов, ризница над церковью и т. д. В XVII да и в первой половине XVIII века здание это выглядело очень торжественно. Первоначально все его фасады, вызывавшие без сомнения всеобщее восхищение современников, были открыты со всех сторон. На месте юго-восточной башни в XVIII веке построен Воскресенский собор, а северо-восточная давно превращена в обыкновенный трехэтажный дом, в настоящее время — жилой. Добавим, что уже в конце XVII века все четыре башни были покрыты, как и стены, на один скат. Но, несмотря на это, думается, что первоначально они выглядели по-иному и их вид больше соответствовал общепринятому представлению о древнерусских башнях. Стена со всеми принадлежащими к ней пристройками возведена в 1670—1671 годах, во время страшного голода, когда хлеб стоил много дороже денег и голодающие люди работали "из одного хлеба безденежно", поэтому-то архиепископ Симон и мог развернуть такое огромное строительство (напомним, что в это же время заканчивали строить его личные покои — Симоновский корпус). Но среди работавших на этом строительстве вологжан не оказалось высококвалифицированных мастеров-горододельцев. Хотя стены бывшего Архиерейского дома, как мы уже сказали, действительно производят впечатление крепости, но все же крепостные элементы этой ограды выполнены далеко не так профессионально, как это сделали бы настоящие мастера городового дела. Особенно интенсивное строительство на территории нынешнего кремля, то есть в Архиерейском доме и в Софийском соборе, было развернуто в 60—70-х годах XVIII века при известном вологодском епископе Иосифе Золотом. Основным результатом кипевшей при нем строительной деятельности надо считать создание его личных апартаментов — роскошных трехэтажных каменных покоев, получивших название Иосифовского корпуса. Строили его с 1764 по 1769 год ярославские, прилуцкие и вологодские каменщики. Иосифский корпус В интерьере Иосифовского корпуса новые архитектурные веяния, пожалуй, еще заметнее, чем в его наружном оформлении. Высокие, светлые помещения, большие окна, плоские потолки главных покоев, анфилады приемных комнат, мотивы алебастровой лепки, массивные двери совсем иной, чем прежде, формы. Самым пышным помещением был высокий центральный зал второго этажа. Он был двусветный, перекрыт сводом с алебастровыми украшениями. Его стены были украшены лепкой и живописными портретами архиереев, среди которых выделялся портрет самого Иосифа Золотого в пышном одеянии. В этом зале отмечались особо торжественные события; в 1775 году, после окончания войны с Турцией в нем с большой пышностыр отпраздновали Кучук-Кайнарджийский мир. В 1830-х годах зал перекрыли плоским потолком, он стал одно-цветным. Тогда же вся верхняя часть антресольного этажа была превращена в один большой зал с двенадцатью окнами. В нем епископ принимал своих гостей, тут же проходили заседания преподавателей учебных заведений Вологды: вологжане прозвали эти заседания "учеными пятницами". При том же Иосифе Золотом, на месте юго-восточной кремлевской башни строилось еще одно барочное здание, большое и значительное — теплый Воскресенский собор. Строительство его началось в 1772 году, при Иосифе, и закончилось в 1776 году, уже после его смерти. Строил теплый собор вологодский архитектор Златицкий. Собор этот представляет собой двухэтажное здание, в плане овальной формы, с четырьмя полукруглыми приделами и длинным, как бы вытянутым алтарем. Покрыт храм большим куполом с окнами-люкарнами, по сторонам которого стоят маленькие главки четырех приделов. При Иосифе Золотом надстроили одноэтажные кладовые, примкнувшие в 1740-х годах к Симоновскому корпусу. Все здание было отдано в распоряжение переведенной сюда семинарии. А в 1893 году тут поселилась сильно разросшаяся Консистория; с тех пор Консисторскими стали называть и сам дом и образовавшийся благодаря его появлению небольшой дворик. Корпус этот сильно переделан — вероятно, не в начале ХIХ сто-летия, а в его конце: очень уж эклектично выглядят его фасады. Первоначально его вид был, без сомнения, совсем другим: ведь построен был Консисторский корпус почти одновременно с Иосифовским, почти наверняка в стиле барокко (разумеется, и в XVIII в. он был много скромнее хором Иосифа). Документы рассказывают, что Иосиф Золотой "завел при доме сад с прудом большим". Известно, что при Архиерейском доме существовал большой сад с многими фруктовыми деревьями — вне больших кремлевских стен. Кроме того, были посажены новые деревья в центральном, главном дворе.
Источник фото
Источник текста

Место на карте

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Nika_Cologub 02-07-2008-06:58 удалить
В канун столетнего юбилея здесь проведены научно-реставрационные работы. По проекту, выполненному ленинградскими художниками в Петровском домике построена новая экспозиция.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Погода Вологда | Путеводитель_по_Вологоде - Путеводитель_по_Вологоде | Лента друзей Путеводитель_по_Вологоде / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»