
[700x525]
Автомобили помогли выиграть немало сражений, они пронесли на себе по дорогам войны и раненых, и реактивные минометные установки, и боеприпасы, и хлеб для фронта. Автомобили Великой Отечественной войны - это целое поколение машин, перевезшее 145 миллионов тонн различных грузов.
В конце 30-х годов советская автомобильная промышленность напряженно готовилась к переходу на производство нового поколения моделей, большей грузоподъемности, с лучшими динамическими свойствами, более надежных и экономичных. Большое значение среди них занимали машины для Красной Армии - то, что страна стоит на пороге войны, понимали все.
30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве Миасского моторного завода. Предприятие должно было в кратчайшие сроки начать выпуск автомобильных двигателей и танковых коробок передач. Производственной базой стали эвакуированные цеха Московского завода им. Сталина. 14 февраля 1943 года Уральский автомоторный завод был преобразован в Государственный союзный Уральский автомобильный завод имени Сталина (УралЗиС).
Грузовики с надписью УралЗИС на радиаторе выпускались до 1955. С конца 1941 года и до окончания производства круглые крылья были заменены на так называемые плоские, сварные, более дешёвые в изготовлении, исчезли и больше уже не появились буфера (бампера по-теперешнему), двери и сиденья стали делать из дерева, некоторое время машины комплектовались только одной фарой, откидным стал только задний борт (до 1947), упрощён глушитель (до 1950), тормоза устанавливались только на задние колёса. Сказывалась нехватка комплектующих и материалов, необходимых на другие военные нужды.
На базе ЗиС-5 было создано огромное количество специальных автомобилей. В народе эту машину часто называли "трёхтонкой". ЗиС-5 исчезли с наших дорог в первой половине 1960-х, но ещё в начале 1980-х в одной только Московской области несколько десятков этих машин находилось в эксплуатации. Они так хорошо подошли в качестве памятников фронтовым водителям.
Один из самых знаменитых советских грузовиков – трехтонка ЗИС-5 – выпускался более 30 лет. Причем увидеть трехтонки можно и сегодня – на постаментах перед рядом автокомбинатов и автобаз.
Грузовик ЗИС-5, Грузовик, который выпускался с 27 июня 1933 года, в просторечии назывался трехтонкой – за грузоподъемность в три тонны|ЗИС-5), который выпускался с 27 июня 1933 года, в просторечии назывался трехтонкой – за грузоподъемность в три тонны. Слово это стало чуть ли не нарицательным. И сейчас иногда слышишь его по отношению к грузовой «Газели» или «правнуку» трехтонки – зиловскому «Бычку».
А шоферы окрестили ЗИС-5 «Захаром». Почему так? Легенда утверждает, что за характер. Автомобиль действительно слыл выносливым, надежным, способным снести все тяготы безжалостной эксплуатации.
Его мотор работал на любом бензине и самом дешевом масле, рамы и мосты были исключительно прочными.
«Захар» шел по грунтовке, грязи и снегу – характер у него и в самом деле был труженика.
ЗИС-5 представлял собой дальнейшее развитие грузовика АМО-3, который выпускался на столичном заводе АМО (ныне ЗИЛ) с 1931 года. Основа АМО-3 – американский 2,5-тонный грузовик Autocar модели S3. Конструкторы АМО модернизировали его, адаптировали к советским дорогам, увеличили мощность двигателя с 60 до 73 л.с. и подняли грузоподъемность.
Одновременно с конвейерным производством ЗИС-5 начался выпуск и его трехосной разновидности, ЗИС-6. Если ЗИС-5 предназначался для народного хозяйства, то заказчиком ЗИС-6 была Красная aрмия. Машина имела два задних ведущих моста.
Трехосный грузовик на ЗИСе (так назывался бывший АМО с 1931 по 1956 год) изготавливался до июня 1941 года. В октябре 1941 года все цехи ЗИСа были эвакуированы в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Сборку автомобилей вел УльЗИС в Ульяновске с весны 1942 до лета 1943 года.
С конвейера сходили машины упрощенной в силу сложностей военного времени конструкции.
Во-первых, металлическая кабина заменена была деревянной, из «вагонки». У «УльЗИСа» отсутствовали передние тормоза, стояли простейшие (гнутые, а не штампованные) крылья, а платформа без откидных боковых бортов. Эта модификация военных лет называлась ЗИС-5В. С июня 1942 года ЗИС в Москве восстановил производство ЗИС-5, а в июне 1944 года выпуск «Захаров» начал УралЗИС в Миассе (к этому моменту УльЗИС остановил сборку).
Все грузовики, изготовленные в Москве и Ульяновске, несли на радиаторе эмблему ЗИС, а машины из Миасса – эмблему УралЗИС. Всего за годы Великой Отечественной войны с их конвейеров сошли 83 тыс. трехтонок.
После войны ЗИС до 1947 года еще делал машины ЗИС-5В, пока их место в производственной программе не заняла полностью новая модель ЗИС-150 (в просторечии – «полтораста»).
А вот в Миассе еще много лет выпускали «Захара», постепенно его модернизируя.
Это были УралЗИС-5В, УралЗИС-5М, УралЗИС-355 и, наконец, с 1958 года Урал-ЗИС-355М. Последний получил кабину и оперение, очень похожие на ГАЗ-51, но по сути своей оставался прежним «Захаром». Его любили в сельской местности, и на миасском конвейере он продержался до 1965 года.
Конечно, «Захары» уже не бегают по российским дорогам. Но немало экземпляров этого грузовика было восстановлено и смонтировано на пьедесталах перед автокомбинатами и автобазами.
Источник текста и фото
Место на карте