[350x427]
Об Устюжне и ее округе даже в середине XIX века местным жителям было известно немало легенд. Так, по одной из них, на территории Городища, древнейшей части Устюжны, находилось языческое капище Купалы, по другой - само Городище основано Александром Невским, когда он шел на битву со шведами.
Насколько близки к исторической действительности сохранившиеся предания, сказать трудно. Во всяком случае впервые Устюжна, а точнее Юстюг Железный, упоминается в угличских летописях в составе Угличского княжества во второй половине XIII века, во времена князя Романа.
Несмотря на эпизодичность документальных сведений, можно утверждать однозначно, что в XVI столетии Устюжна становится крупнейшим центром металлообработки и оружейного дела в Московском государстве.
У
стюжна Железопольская - центр металлообработки
Как свидетельствуют архивные источники и историческая литература, в конце XVI века более 50 процентов от общего числа всех городских ремесленников занималось металлообработкой - 169 человек из 329. Собственно владельцев кузниц учтено 77 человек.
Для сравнения напомним, что в Туле при описании посада в 1589 году учтено всего 20 кузнецов, в тульской казенной Кузнецкой слободке, первое письменное упоминание о которой относится к 1593 году, в 1595 году было 30 кузнецов. В Тихвине в 1583 году насчитывалось только 3 кузнеца (по некоторым источникам - 4 кузнеца).
Выросший на южной окраине Железного Поля город с самого начала специализировался на металлообработке. Городские кузнецы ежегодно перерабатывали десятки тысяч пудов кричного железа. Кроме этого, в городе было развито судостроение и традиционные для русского средневекового города отрасли - деревообработка, производство продуктов питания, изготовление одежды и обуви, переработка животного сырья.
В середине XVI века Устюжна становится в один ряд с такими крупными торгово-промышленными центрами, как Новгород, Псков, Тверь, Рязань, Ладога и др. Уже в 1544 году город получает таможенную грамоту от имени Ивана IV.
Через 30 лет город сильно изменился. В 1597 году посад по числу дворов запустел почти на 70 процентов, а численность населения сократилась примерно в 3 раза. Опустела вся Заижинская сторона, часть ремесленников покинула посад. Основными причинами были моровое поветрие и события в стране - Ливонская война, опричнина, разорение Новгорода и северо-западных земель и, как следствие, хозяйственный кризис.
По сравнению с 1567 годом количественно уменьшились все показатели, но отрасль, которая дала жизнь городу, оставалась ведущей. Оказывается, доля занятых в металлообработке даже несколько увеличилась - с 51,4 до 52,4 процента, а доля кузнецов-молотников, работающих по найму, - с 48,8 до 53,4 процента. Вероятно, в этот период происходит укрупнение кузнечного производства за счет кузниц с несколькими горнами, а следовательно, и увеличение числа наемных работников - кузнецов и молотобойцев. В данном случае это закономерная и объективная реакция на экономические трудности, имущественная и социальная дифференциация посадского населения.
Несмотря на трудности, и в XVII веке Устюжна остается крупным торгово-промышленным и транзитным центром на границе Замосковного края и Северо-Западной Руси. В 1599 году таможенную грамоту, полученную устюжанами в 1544 году, с небольшими изменениями подтвердил Борис Годунов, а затем, в 1618 году, и Михаил Федорович Романов.
Большая часть кричного железа, выплавляемого крестьянами Железного Поля, свозилась в Устюжну. Согласно таможенным книгам, за 2,5 года на рынок Устюжны было поставлено около 56 тысяч криц железа (при весе устюженской крицы в полпуда - около 28 тысяч пудов). Из этого полуфабриката вырабатывали сталь (уклад), ковали сохи, котлы, сковороды, судовые скобы, гвозди, изготавливали замки.
Но не только вооружение ковалось в Устюжне. В сентябре 1630 года устюженские кузнецы получили от правительства заказ на изготовление 9 опускных решеток (2 решетки для Спасских ворот в Китай-городе, 2 - для Трехсвятских ворот, что к Москве-реке, по 1 решетке к Петровским, Арбатским, Яузским воротам, а также к воротам Белого государева города и государевой мельнице). Решетки различные, но все огромных размеров. Так, к Трехсвятским воротам решетка должна была иметь 21 полосу, каждая длиной в 6 сажен, и 38 поперечных полос, длиной по 3 сажени без чети (1 сажень равна 2,13 метра).
Для руководства этими работами первоначально был прислан пристав Богдан Есипов, а затем воевода Петр Пушкин. Собрали кузнецов - Безнина, Беляева, Богомолова, Свешникова, Собакина, Степанова, Топорникова и др. Мастера показали, что им такая работа неведома. Москва же настаивала на выполнении заказа и дала указание сделать одну пробную решетку. Кузнецы сделали решетку, отправили в Москву и потребовали оплатить работу по 1,5 рубля за каждый пуд ее веса.
Правительство не соглашалось, и кузнецы послали челобитную на имя царя с просьбой оплатить работу по их расценкам. 16 апреля 1631 года царь Михаил Федорович слушал и указал сделать решетки по 1 рублю 40 копеек за пуд. Кузнецы вынуждены были согласиться, но отковали всего 2 решетки. Возникла новая проблема - транспортировка в Москву готовых решеток. С трудом, но доставили ... .
Избавившись от заказа на решетки, кузнецы стали ковать большое количество огромных по размерам пивных котлов, объемом в 100 ведер и весом до 25 пудов. По данным конца XVII - начала XVIII века, было изготовлено более тысячи таких котлов, не считая мелких. Десятками тысяч ковались сковороды, сотнями тысяч - гвозди разных размеров.
Если в первой половине XVII века устюженские кузнецы выполняли в основном государственные заказы, то к началу XVIII века абсолютное большинство опрошенных владельцев кузниц работало на рынок. Более чем в 20 кузницах трудились наемные люди, а сами владельцы торговали в Устюжне или отвозили товар в Москву и другие города.
Кузнечная скань
Нельзя не сказать еще об одном, пока недостаточно изученном направлении в развитии кузнечного дела - проникновении в него элементов художественного творчества. Во многих музеях страны, в том числе и в Устюженском, хранятся образцы кузнечного искусства. Многие годы занимался изучением кузнечного ремесла и проводил археологические работы в Устюженском районе А. В. Никитин. Результатом этой долголетней работы стала книга «Русское кузнечное ремесло XVI - XVII вв. », многие страницы которой посвящены Устюжне.
Описание технологии, примеры кузнечного искусства взяты из V главы этой монографии – «Кузнечные изделия XVI - XVII вв. Техника изготовления. Украшение кузнечных изделий».
Именно А. В. Никитин вводит термин «кузнечная скань». Это - заимствованная из ювелирного дела оригинальная техника украшения кузнечных изделий, высшая степень проявления кузнечного мастерства.
В XVI - XVII веках украшение кузнечных изделий стало частью художественной традиции. Орнаментация изделий из черных металлов проникла не только в бытовые предметы, но и в орудия труда.
Ее можно разделить на два типа - с плоским и с объемным орнаментом. Плоский орнамент наносился на поверхность изделий, покрывал свободное пространство в виде геометрического или растительного узора. Орнамент выполнялся в виде сплошной (прерывистой) линии или точек. Для этого использовали зубило или керн. Зачастую точечный орнамент сочетался с линейным, что позволяло создавать многочисленные варианты. Эта техника не требовала специальной подготовки, была доступна практически любому кузнецу. Но использовались и специально изготовленные штампы (пунсоны), с помощью которых на металл наносили сложные фигуры - круги, звездочки, треугольники, волнистые, параллельные линии и т.д. Применяли и другие более сложные приемы украшения кузнечных изделий - просечную технику и выдавливание.
Такое сочетание ряда технических приемов было доступно только высококвалифицированным кузнецам, поднимавшимся в своем мастерстве до уровня искусства. Плоскостной орнамент был наиболее распространен. Им украшали пушки, решетки и двери, замки и ключи, иногда сельскохозяйственные орудия.
Более сложным в техническом отношении был объемный орнамент, особенно «кузнечная скань». Как и в ювелирных сканных украшениях, на изделии предварительно намечался рисунок. Затем из отдельных элементов - узких полосок черного металла, прямоугольных планок, кругов, треугольников или отдельных их частей - складывался орнамент. В подавляющем большинстве «кузнечная скань» выкладывалась мастером так, что создавала устойчивую систему опирающихся друг на друга элементов. Для закрепления узора кузнецы применяли пайку, используя в качестве припоя медь. При этом получали узор, технологически близкий к сканному, но несколько грубее и проще. Проще он был не только потому, что украшал такие повседневные вещи, как замки и ключи, но и вследствие меньшей гибкости черного металла и трудности пайки.
В фондах Устюженского краеведческого музея хранится ряд экспонатов, которые с полным основанием можно отнести к вершинам кузнечного искусства.
Один из них А. В. Никитин описывает так:
«К одному из примечательных образцов высокой техники «кузнечной скани» относится замок из Устюженского музея. Тулово украшено прямыми пластинами в сочетании с кругами по краям. Торец с отверстием для ключа прикрыт планкой, орнаментирован кругами и обрамлен по краям зигзагообразными линиями. Но самым примечательным в этом замке можно считать украшение верхней части тулова. В квадратном углублении, в центре, находится круг, по углам к нему примыкают меньшие кружки; опираясь друг на друга, они составляют жесткую систему. Кроме того, по сторонам к основному кругу примыкают четыре меньших, давая ему дополнительную опору, что ... увеличивало устойчивость скани. В большом круге помещена ... розетка, построенная из планок с распорными дугами на концах ...» .
Это только один из примеров. А сколько еще хранят архивы и музеи материалов и документов, которые ждут своих исследователей.
Устюжна - один из арсеналов страны XVI - начала XVIII века.
Город долгое время был одним из важнейших арсеналов государства. Во всяком случае, уже в XV - начале XVI века, задолго до основания Тульской слободы, а возможно, ранее созданного в XV веке Пушечного двора в Москве, Устюжна поставляла армии железокованые пищали 23 и пушечные ядра. Один из первых историков оружейного дела И. X. Гамель писал об этом уже в 1826 году.
Реальным подтверждением этому служит известный в краеведческой литературе факт - найденные в Устюжне в 1852 году 30 железокованых орудий. Специалисты датируют их концом XV - началом XVI века, то есть временем, когда оружейное дело для устюжан было уже не новым.
Только за 10 лет, с 1614 по 1623 год, устюженскими мастерами было изготовлено 2750 пищалей. Выполнялись и другие государственные заказы: ковались тысячи единиц саперного инструмента, десятки тысяч пудов ядер, сотни тысяч подметных рогулек и гвоздей. И это при том, что в первой четверти XVII века продолжалось, хотя и медленное, дальнейшее запустение посада.
Заказы же, которые правительство требовало неукоснительно выполнять, все шли и шли, а в начале 30-х годов XVII века правительство распорядилось восстановить за счет местных ресурсов еще и обветшавшую старую крепость.
Так продолжалось до конца XVII века. Реформы Петра I коснулись и Устюжны, которая на начальном этапе экономических преобразований сыграла заметную и, к сожалению, последнюю значительную роль как крупный общегосударственный центр металлообработки и оружейного дела.
Ижинский железный завод
Петр I понимал, что в начавшейся войне со шведами за выход к Балтийскому морю даже непрерывно расширяющееся ремесленное производство не сможет удовлетворить потребности армии в вооружении. Нужны крупные заводы. Где их начать? Урал еще таил свои богатства. Выбор пал на древние районы с развитой крестьянской железоделательной промышленностью и на крупные центры металлообработки и производства оружия, в первую очередь - на Устюжну. В начале XVIII века в Устюжно-Белозерском крае, в районе Железного поля, были построены два железоделательных завода: один - в самой Устюжне, на реке Ижине, другой - в Белозерском уезде, на реке Шогде у деревни Тырпицы.
Основную рабочую силу Ижинского завода составляли ремесленники Устюжны и приписные помещичьи крестьяне. В связи с постройкой заводов многие вотчины и деревни помещиков были отписаны на государя и приписаны к заводам. Из Тулы и Углича перевели в Устюжну более 30 семей оружейных мастеров. Вскоре заводы начали производство первой партии вооружения. Выпускали пушки, пищали, мушкеты, фузеи, пушечные ядра и дробь, штыки, различный саперный инструмент и припасы для армии и флота.
Постройка завода изменила жизнь города, особенно кузнецов и молотников. Правительство не только прикрепило основную массу кузнецов к заводам, но вновь стало устанавливать крупные государственные заказы на всех, кто не работал на заводе. Посад снова превратился в своеобразный город-мастерскую. Многих кузнецов переключили с котельного и сковородного дела на изготовление фузей и эфесов - рукояток для сабель, подпружных пряжек, на ковку сотен тысяч гвоздей и скоб разных статей, особенно корабельных.
К сожалению, пока не удалось выяснить общий объем производства Ижинского и Тырпицкого заводов. Примерно через 5 - 7 лет, в связи с трудностями по обеспечению заводов железной рудой, объем производства стал сокращаться, и вскоре они официально были закрыты.
После закрытия завода устюженских кузнецов-оружейников перевели в Тулу и на Урал. Немало ремесленников взяли на «корабельное дело» и на строительство новой столицы у берегов Невы.
Вслед за этим в Устюжне отмечается некоторый упадок кузнечного производства, и центр тяжести по переработке местного и привозного железа перемещается в уезд.
П. А. Колесников, И. В. Пугач
Источник: Краеведческий альманах «Устюжна»
Фото:
http://ostmetal.info/article.php?ida=4ce0b6a8
Место на карте