[250x178]

Музыкальный мир русской провинции, отличаясь от столичного иной интенсивностью, разнообразием или художественным уровнем форм, несет в себе комплекс ценностей, по самобытности и значимости интересных не только для данной территории, но и для характеристики российской музыки в целом.
На протяжении многих десятилетий сотни людей в нашем крае занимались музыкой: учили и учились игре на различных инструментах, устраивали музыкальные собрания, ставили спектакли, музицировали дома и в небольших любительских кружках, сочиняли музыку, слушали концерты гастролирующих артистов. Весьма показательна в этом отношении семья кадниковских дворян Зубовых, многие представители которых участвовали в любой из названных выше форм музицирования.
В начале ХХ века в губернском центре постоянными участниками концертов были профессиональные музыканты Илья Гинецинский, Лидия Сокальская, Сергей Шамарин, в Устюжне - пианистка Вера Сипягина-Лилиенфельд.
Музыкальная жизнь края стала великолепной средой для первоначального воспитания целого ряда известных российских музыкантов. В истории Великого Устюга сохранились имена земляков Зосимы Абакумова и Семена Финикова - солистов Санкт-Петербургского Мариинского и Московского областного оперных театров. Великолепный солист-тенор из Грязовца, Валентин Воронин много выступал в Петрограде и Вологде, в дальнейшем стал известным хормейстером областного центра.
Знаковым явлением в истории музыкальной культуры края было открытие целого ряда музыкальных школ в самые первые послереволюционные годы. Условия гражданской войны сделали их существование недолговечным. Выстояла только Народная школа при Пролетарском университете (Вологда), реформированная в дальнейшем в музыкальный техникум (с 1936 г. - училище, с 2006 г. - колледж.) С ее деятельностью связано рождение традиций профессиональной подготовки музыкантов и развитие сети детских музыкальных школ и школ искусств, со второй половины ХХ века существующих в каждом районе области, открытие средних специальных учебных заведений, музыкального факультета местного Педагогического университета, то есть создание благоприятной почвы для взращивания музыкантов разных специальностей.
Среди многих выпускников музыкального училища нужно назвать педагога и ученого, профессора Ленинградской консерватории А.Островского, заслуженных артистов России: скрипачей Ю. Иллютовича и В. Шананина, тромбонистов В. Голикова и А. Дементьева, певиц Н. Морозову и Е. Яскунову…
Под руководством вологодских педагогов-музыкантов начинал свои первые шаги в мир искусства народный артист России, лауреат Государственной премии композитор Валерий Александрович Гаврилин.
Через весь ХХ век протянулась ценнейшая традиция существования во многих городах области больших хоровых коллективов. Заметным вкладом в музыкальную культуру края стала деятельность академических капелл Вологды, Череповца, Великого Устюга, Чагоды.
Сформированный в 1918 году полный состав симфонического оркестра выполнял большую концертную и музыкально-просветительскую работу в воинских частях, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях (дирижеры А.Е. Гейльперин, И..Г. Гинецинский). В наши дни традицию оркестровой музыки подхватил и успешно развивает Череповецкий городской симфонический оркестр (художественный руководитель и дирижер В. Голубева).
История культурной жизни Вологодчины сохранила свидетельства существования большого числа разнообразных по составу камерно-инструментальных ансамблей.
Широкий размах приобретает самодеятельное художественное творчество: многочисленные хоры, оркестры, балетные и оперные коллективы, ансамбли традиционной народной песни - все эти жанры были особенно ярко представлены на олимпиадах предвоенных, а позже 60 - 80-х годов. Развитию народного любительского искусства всегда уделялось особое внимание руководства области.
В этой связи уместно будет сказать об особой роли вологодского традиционного музыкально-поэтического народного творчества и его постоянном действенном участии во многих формах любительского сценического искусства вплоть до ХХI века.
Фольклор постоянно привлекает внимание ученых-исследователей и практиков в городских и районных учреждениях культуры - руководителей любительских коллективов, отдельных талантливых исполнителей, выносящих местную народную песню на концертную эстраду. Минувший век показал многообразие подходов и разные степени опосредованности и этнографичности в использовании музыкального фольклора вологодской земли.
Великоустюгский опыт А.Я. Колотиловой, в двадцатых годах прошлого века создавшей фольклорный коллектив, выросший в дальнейшем в Государственный Северный русский народный хор, оказался самым первым и наиболее удачным обращением к местному песенному материалу. Северо-Восток области предоставил Антонине Яковлевне богатейший материал, и она сделала на его основе уникальную концертно-сценическую программу.
Позже, особенно в тридцатые годы прошлого века, этнографические хоры и ансамбли уже во множестве участвовали в олимпиадах художественной самодеятельности, выходили и на сцены Москвы.
Успешные опыты создания концертных программ на основе местных традиций существуют и в наши дни. В Вологде с подобными коллективами работали и работают Е.А. Трунова и Г.П. Парадовская (заслуженные работники культуры России), В.Г. Попиков, Г.М. Гизатулина.
В 1973 году Вологодским отделением хорового общества был издан сборник "Русские народные песни Вологодской области" (редактор-составитель М.Ш. Бонфельд).
Благодаря труду сотен, одержимых творчеством людей, музыкальная жизнь Вологодчины достигла той содержательности и многообразия форм, в которых трудно усмотреть черты провинциальной замкнутости и усредненности.
Усилиями государственной филармонии имени Валерия Александровича Гаврилина вологжане систематически знакомятся с творчеством многих выдающихся исполнителей нашего времени. Среди штатных артистов областной концертной организации десять человек удостоены почетного звания "Заслуженный артист России".
Новый глубокий смысл придало деятельности филармонии присуждение ей имени прославленного земляка В.А. Гаврилина, участие в программе по сохранению его наследия, организация фестивалей памяти композитора.
В индустриальном Череповце активно работает Филармоническое собрание, тоже организующее выступления гастролирующих и местных творческих сил. Музыкальная жизнь Череповца чутко откликается на все запросы нашего времени. Здесь создан во многом уникальный коллектив - Губернаторский оркестр русских народных инструментов под управлением заслуженной артистки России Г.И. Перевозниковой, - широко концертирующий и несущий глубоко просветительские функции. Не только на родной земле, но и во многих странах мира известно яркое искусство Русского национального театра (художественный руководитель - народный артист России Е.П. Максимов) и муниципального учреждения культуры - государственного ансамбля "Русский Север" (художественный руководитель Ю.М. Цепелев). Гордостью музыкальной культуры Череповца стали городской камерный хор "Воскресенье", городской симфонический оркестр.
Каждый день музыкальной жизни Вологодчины несет с собою новые и новые события не только областного, но общероссийского и международного звучания.
На базе Череповецкого областного училища искусств и художественных ремесел имени В.В. Верещагина с 1992 года успешно проходит Международный конкурс исполнителей на народных инструментах "Кубок Севера".
По инициативе Губернатора области В.Е. Позгалева с 2001 года Вологодским музыкальным колледжем раз в три года проводится Международный юношеский конкурс имени В.А. Гаврилина. Участниками конкурса становятся учащиеся детских музыкальных школ и студенты средних специальных учебных заведений из разных регионов России, международный статус конкурса подтверждается постоянно растущим числом зарубежных участников.
С Вологодской областью связано творчество трех членов Союза композиторов России. Это О.А. Белогрудов - профессор Череповецкого государственного университета, заслуженный деятель искусств РФ и М.Р. Гоголин - доцент ВГПУ, автор ряда симфонических и вокально-инструментальных произведений. В Вологде жил и работал член Союза композиторов, доктор искусствоведения М.Ш. Бонфельд.
По традиции, прошедшей через весь ХХ век, параллельно с филармонией, постоянную концертную деятельность ведут вологодские педагоги-музыканты: пианисты-солисты В. Писанко, В. Кочнев, И. Богомолова, Р. Оганян, хор музыкального колледжа под руководством Л. Шуваловой и коллективы музыкально-педагогического факультета Вологодского педагогического университета.
Конец ХХ века дал яркий пример возрождения глубинных традиций церковного пения. Секреты регентского искусства на практике постигают светские хоровые дирижеры.
С 1989 года ежегодно в рамках Дней славянской письменности и культуры в Вологде проходит областной хоровой собор всех коллективов - исполнителей православных песнопений.
Вступивший в свои права ХХI век уже пишет новые яркие страницы истории музыкальной жизни древнего северного края…
Автор: Элла Кириллова, музыковед, заслуженный работник культуры России
Источник:
http://www.vologda-oblast.ru/main.asp?V=333&LNG=RUS
Фото с сайта:
http://www.vologda-oblast.ru/main.asp?V=333&LNG=RUS
Место на карте