[500x375]
В начале 20 века германское посольство располагалось в доме княгини Львовой на углу Большой Морской улицы и Исаакиевской площади. Этот неказистый особняк явно терялся в окружении монументальных соседей и уж конечно никак не мог внешним своим видом олицетворять мощь объединенной Германии. По этой причине было решено возвести новое здание посольства. Проект был заказан выдающемуся немецкому архитектору П. Беренсу.
П. Беренс был звездой первой величины в европейской архитектуре конца 19-начала 20 века. Один из ведущих мастеров немецкого модерна, он был учителем Ле Корбюзье, В. Гропиуса, Л. Мис ван дер Роэ, чьи имена вошли в историю архитектуры 20 века. Перед Беренсом стояла сложная задача - с одной стороны, воплотить в проекте идею германской государственности, с другой стороны - вписать свое детище в сложный ансамбль Исаакиевской площади.
Строительство началось в 1911 году, и 14 января 1913 года новое здание германского посольства было торжественно открыто. С поставленной задачей Беренс справился мастерски. Приемы новой архитектуры сочетались в его проекте с элементами классицизма. Монументальный фасад здания украсили 14 мощных и гладких колонн, как бы заключенных в огромную раму антаблемента и боковых колонн, а на крыше воцарилась скульптурная группа - двое могучих юношей с конями - работы Э. Энке.
Интерьеры здания - вестибюль, парадная лестница, приемные залы - были выдержаны в стиле модернизированной классики. С суровым и даже аскетическим видом монументального фасада контрастировали обилие света в самом здании, изящество и роскошь отделки. Черные колонны и мощные потолочные балки вестибюля напоминали о творениях древнегреческой архитектуры. В парадной анфиладе второго этажа залы разделялись раздвижными дверьми, что позволяло при необходимости легко объединять соседние помещения. В торжественных случаях многостворчатые двери Тронного зала, одетого в мрамор, раздвигались, и тогда за двухколонным дорическим портиком открывался Прусский зал, выходивший на Исаакиевскую площадь. Оба зала мгновенно наполнялись светом, льющимся с обеих сторон.
Петербургская художественная элита приняла архитектурное творение Беренса в штыки. Приверженец модерна, Беренс нарочито упрощал элементы классицизма в облике здания, и этот прием вызвал неодобрение петербургских архитекторов. Одни критики сравнивали антаблемент здания с низким лбом, других раздражала "шеренга толстых гранитных столбов", третьи осуждали брутальную мощь скульптурной группы на крыше: "Мясистые конюхи..., битюги..., непонятно зачем взобравшиеся на крышу...". Даже художник А. Бенуа, признавая, что здание посольства ничуть не испортило площади, тем не менее писал: "... целесообразность, конструктивность, отсутствие лишнего, - но нигде не проглядывает улыбка подлинной красоты, прелесть подлинного вкуса,...", "... никакого намека на уют, на поэзию, ... на душу".
источник:
http://www.spbin.ru фото:
http://walkspb.ru Место на карте