[500x375]
В центре плодового сада оранжереи распланирована площадка, через которую крестообразно проходят четыре дорожки. Одна из них ведет на восток - к каскаду "Шахматная гора". На просторной площади, украшенной цветниками и двумя пирамидальными фонтанами, на склоне террасы выделяются черно-белые "шахматные" сливные плато каскада. Они покоятся на горе туфового камня, увенчанной темным гротом. У грота вздымаются три фигуры ярко-красных крылатых драконов. Из их широко раскрытых пастей вырываются потоки воды, стекающие тонкой сплошной пеленой по четырем уступам. Вода падает в полукруглый бассейн, закрывая нижний грот. Сверху вниз вдоль лестниц, обрамляющих каскад, установлены беломраморные статуи, отчетливо выделяющиеся на фоне зелени. Особенность каскада состоит в том, что он рассчитан на обозрение только снизу.
Это гидротехническое сооружение известно в архивных документах под различными названиями: "Малый грот", "Руинный каскад", "Драконов каскад". До наших дней оно дошло под названием "Шахматная гора". В его проектировании и строительстве принимали участие знаменитые архитекторы: И. Браунштейн, А. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ю. Фельтен, Н. Бенуа. Замысел строительства каскада принадлежит Петру I, который довольно обстоятельно описал всю его композицию: "Наверху у Малой Марлинской кашкады против Монплезира делать телегу Нептунову с четырьмя морскими лошадьми, у которых изо ртов пойдет вода и будет литься по кашкадам, и по уступам делать тритоны, якобы играли в трубы морские и действовали бы те тритоны водою и образовали бы разные игры водяные. Также делать разоренное строение или руины... ".
Каскад должен был иметь сходство с Малым каскадом в резиденции французского короля в Марли. Из-за нехватки воды и материалов строительство его при жизни Петра I не было окончено. Отлитую по модели К. Растрелли свинцовую "Нептунову телегу" установили в одном из бассейнов Верхнего сада.
В апреле 1738 года был утвержден новый проект художественного оформления каскада, составленный И. Бланком. Четыре сливные ступени сделали наклонными. На каждой ступени было скрыто в туфе по пять трубочек, из которых выбрасывались струйки воды. Скульптор К. Оснер изготовил из дерева три фигуры сказочных драконов. Из их пастей били мощные водяные струи, установленные на вершине горы; они усилили водную декорацию. По обе стороны каскада возвели спусковые лестницы, парапеты которых декорировали мраморными статуями. Склон был отделан четырьмя уступами, на которых росли пирамидальные ели. Основным декоративным материалом в отделке грота и сливных ступеней послужили туф и раковины устриц. В первой половине XVIII века туфовый камень и раковины широко использовались для оформления парковых и фонтанных сооружений Петергофа. Первоначально ими был отделан и Большой каскад. Туф - легкий пористый известняк. Доставляли его за несколько десятков километров, от деревни Гостилицы, близ которой были обнаружены выходы этой породы у поверхности земли. Туфом облицовывали стены павильонов и гротов, выкладывали фигуры морских звезд в фонтанных бассейнах и даже сооружали целые горы, наподобие каскада "Шахматная гора".
Особое место в архитектуре и паркостроении отводилось и морским раковинам. Из них на стенах каскадов, гротов, павильонов и трельяжных беседок набирали узоры, вензеля и панно. Ими украшали также карнизы дворцовых зданий. Этот природный материал использовали А. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, В. Растрелли и другие зодчие. К концу XVIII века украшения из раковин начали исчезать, так как резкие температурные колебания и сырость оказывали на них разрушающее действие.
Спустя два десятка лет после сооружения каскада деревянные сливные ступени, обитые свинцом, и лежащие под ними деревянные балки стали очень ветхими. Чтобы не случилось обвала, сливные ступени были облегчены - с них сняли туф и раковины. Остались небольшие туфовые горки в местах выхода фонтанных трубочек. В 1769 году сгнившие деревянные ступени разломали и временно заменили их просмоленным холстом, расписанным черными и белыми квадратами - в подражание мраморному полу Парадного зала "Монплезира". С этого времени за каскадом и закрепилось название "Шахматная гора".
С течением времени претерпело изменение и скульптурное убранство каскада. Число статуй менялось (сейчас их десять). Это драконы и фигуры античных героев и богов: с левой стороны (снизу вверх) - Жрица, Олимпия, Юпитер, Флора, Нептун; с правой - Плутон, Флора, Вулкан, Адонис, Церера. Статуи выполнены в XVIII веке итальянскими мастерами.
Деревянные драконы в 1859 году были сняты, а на их место через 15 лет поставили свинцовые, выполненные по рисунку Н. Бенуа. Для придания большей полноты общему виду "Драконовой горы" начальник Петергофского дворцового правления Баумгартен установил в бассейне каскада привезенную из Колонистского парка бронзовую скульптурную группу "Сатир и Нимфа" (П. Ставассера). Для декорации верхней стенки грота по его же усмотрению был поставлен в 1875 году найденный на бронзовой фабрике Шопена в Петербурге орел с распростертыми крыльями. Случайно подобранные статуи нарушали первоначальный замысел каскада, создавали ничем не оправданное нагромождение не гармонирующих друг с другом фигур. В таком виде "Шахматная гора" сохранялась до 1941 года.
В начале войны все мраморные статуи были сняты с пьедесталов и зарыты в землю. Драконов, орла и скульптурную группу "Сатир и Нимфа" гитлеровцы похитили, а каскад разрушили. В 1945 году началась его реставрация. Инженер С. П. Иванов и мастер А. П. Смирнов вместе с бригадой рабочих немало потрудились над возвращением первоначального облика сказочных гротов с их водяными завесами. Скульптор А. Гуржий воссоздал фигуры драконов на основании графических материалов XVIII века. Как и до войны, сливные ступени сделали деревянными и покрыли листовым железом. Каскад полностью восстановлен в 1953 году.
Информация с сайта:
http://www.peterhof.org/russian/fount/fount10.html
Фото с сайта:
http://fotki.yandex.ru/users/valek1979/view/14559/
Место на карте