• Авторизация


Большой каскад 16-03-2008 02:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[500x375]


Большой каскад - главное сооружение грандиозной фонтанной системы Петергофа. Размерами, обилием воды, богатством скульптурного декора, графическим разнообразием водометов, композиционным единством и выразительностью всех частей Большой каскад занимает выдающееся место среди известнейших исторических фонтанных сооружений мира. Это блестящий памятник искусства барокко.

Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Его отделанная туфом наружная стена прорезана пятью высокими арками с замковыми камнями, украшенными золочеными маскаронами. Ограничивают площадку перед Нижним гротом две каскадные лестницы. Семь ступеней каждой из этих лестниц декорированы золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. В центре площадки - фонтан "Корзина", воды которого по трем водопадным ступеням устремляются в ковш. Стена Нижнего грота завершается гранитным карнизом с мраморной, украшенной вазами балюстрадой перед террасой Верхнего (Малого) грота. В архитектуре фасада последнего явно подчеркнуто стилевое единство с архитектурой Большого дворца: декор, подчиненный его трехчастному делению, полукружие арок и ниш, замковые камни и, наконец, бело-желтая окраска. Другой деталью, объединяющей эти два сооружения, является балюстрада, отмечающая центр дворца, которая тоже декорирована вазами и повторяет рисунок и материал ограждения террасы Верхнего грота.


Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Его первые сохранившиеся наброски планов петергофских строений говорят о знании царем европейских сооружений подобного рода. Петр предполагал на склоне террасы соорудить два грота и две каскадные лестницы, воды которых низвергались бы в прямоугольный водоем, соединенный каналом с морем. Строительство канала началось в 1715 году, а Нижнего грота - в мае 1716 года. Прибывший в этом же году в Петергоф французский архитектор Ж.-Б. Леблон предложил для увеличения потока воды на восьми ступенях каскада устроить водометы, изменить форму ковша, придав ему полукруглые очертания, расширить канал и укрепить его берега.

После смерти Леблона в 1719 году очень недолго строительством руководил И. Браунштейн, и уже в следующем году работы были продолжены итальянским архитектором Н. Микетти. При нем грот украсили камнем и раковинами, а балюстраду - вазами. Немного позднее на террасе над Нижним гротом появились два маскарона Вакха и Нептуна, а между ними в нишах - мраморные бюсты - аллегорические изображения четырех времен года. Здесь же был создан Верхний грот. Микетти уменьшил до семи число ступеней каскада и украсил их барельефами. Пробный пуск воды в каскад состоялся в присутствии Петра 13 июля 1721 года. К тому времени скульптурное убранство еще отсутствовало, но над барельефами уже работали. Летом 1723 года в Нижнем гроте были устроены три фонтана и стол шутиха, а выход из грота закрывали водяные завесы. В центре площадки перед гротом вздымались 17 струй фонтана "Кольцо".

В августе 1723 года состоялся торжественный пуск фонтанов - Большой каскад начал действовать. Но работы продолжались. Вскоре здесь появились фигуры Персея, Актеона, Галатеи, Меркурия и два новых маскарона. Позднее, уже после смерти Петра, в 1735 году в центре ковша был сооружен фонтан "Самсон", а через три года в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы К. Растрелли. На этом основные работы по декору каскада были завершены.

Хотя на протяжении дальнейших 60 лет каскад и грот неоднократно переделывали, заменяя деревянные пьедесталы на каменные, меняя кордоны бассейнов, перезолачивая скульптуру, последняя все же обветшала, часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось и действие фонтанов в гроте.

Император Павел I в конце XVIII столетия вновь обратил внимание на Петергоф. Вместо свинцовой скульптуры появилась бронзовая. Часть статуй была отлита по гипсовым слепкам с античных оригиналов, хранившихся в Академии художеств, группа "Вакх с сатиром" воспроизводила известную работу Микеланджело. Несколько скульптур отлили по оригинальным моделям Ф. Щедрина, Ж.-Д. Рашетта, Ф. Шубина, И. Прокофьева, И. Мартоса.

Группа "Самсон, разрывающий пасть льва" должна была украшать самый мощный водомет Нижнего парка. Решение о сооружении фонтана было принято в 1734 году, когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Скульптура должна была символизировать победу России над Швецией, в гербе которой - лев. Для того, чтобы получить столб воды максимальной высоты, по требованию фонтанного мастера П. Суалема от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырех километров.

В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.

Отлитая из свинца группа "Самсон, разрывающий пасть льва" уже через десять лет потребовала значительной реставрации, а к концу XVIII столетия появилась необходимость ее замены. Один из крупнейших русских скульпторов М. Козловский, использовав композицию XVIII века, создал новую модель в классицизированных формах, где героическая тема зазвучала с особой силой. В 1802 году "Самсон" Козловского, отлитый в бронзе, был установлен на сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя, как и прежде, резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, обращенных по сторонам света. К июлю 1806 года каскад предстал в обновленном виде.

В течение XIX века Большой каскад дважды капитально ремонтировался и перестраивался. В середине столетия, когда он оказался в плачевном состоянии, архитектор А. Штакеншнейдер предложил целую программу перестройки. Однако стоимость ее оказалась столь велика, что план остался неосуществленным.

С каждым годом реставрация каскада становилась все более актуальной, и в 1859 - I860 годах она все же начинается под руководством Н. Бенуа. Главным стало устройство галерей для осмотра фонтанных труб и прокладка специальных отверстий - люкарн - для вентиляции гротов. Той же цели должны были служить и проемы, пробитые в боковых стенах каскадных лестниц. Архитектор изменил и рисунок фонтана "Кольцо" на площадке перед входом в Нижний грот. Его переплетающиеся теперь уже 28 струй внешнего кольца дали фонтану новое название "Корзина".

Но проект Бенуа не был выполнен в полном объеме, и это привело к искажению первоначального облика сооружения. Незавершенная реставрация каскада не замедлила сказаться: уже в начале нового столетия он имел весьма запущенный вид. Однако восстановительные работы провели только в 1928 году. Был произведен ремонт ковша и мраморной балюстрады, воссозданы частично утраченные декоративные детали кронштейнов и барельефов.

Наиболее значительный урон Большому каскаду был нанесен в годы Второй мировой войны. Все декоративные детали и четыре самые крупные скульптуры, которые не успели эвакуировать, пропали. Среди них "Тритоны" и "Волхов" И. Прокофьева, "Нева" Ф. Щедрина, "Самсон" М. Козловского. Открытие возрожденных фонтанов в Петергофе состоялось 25 августа 1946 года. В следующем сезоне в ковше канала на своем пьедестале появилась мощная фигура "Самсона, разрывающего пасть льва", выполненная по сохранившимся фотографиям скульптором В. Симоновым. Полностью реставрация фонтанного и скульптурного убранства каскада была закончена в 1950 году.

Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 году после проведения семилетних реставрационных работ. Необходимость реставрации была продиктована тяжелым состоянием гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой многочисленные фонтаны каскада. Авторы проекта решили также восстановить и те детали декора, которых каскад лишился за многие годы. Изыскания проводились на основе скрупулезного изучения различных документов: чертежей архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюр и акварелей XVIII - XX веков, архивных источников и мемуарной литературы. Главным изобразительным материалом для воссоздания утраченных деталей служили аксонометрические планы, выполненные математиком П. Сент-Илером в 1772 - 1774 годах по заказу Екатерины II, а также альбомы конца XVIII века архитекторов А. Баженова и П. Неелова.

Торжественный пуск фонтанов обновленного Большого каскада состоялся 4 июня 1995 года. В этот день взметнулись ввысь и заиграли под солнцем все 138 струй одного из самых совершенных, действующих сегодня фонтанных сооружений мира.


Информация с сайта: http://www.peterhof.org/russian/fount/fount1.html
Фото с сайта: http://fotki.yandex.ru/users/ligrimp/view/11285/
Место на карте
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Dead__Romance 16-03-2008-02:02 удалить
Большой Каскад - это основной и самый большой фонтанный комплекс в Петергофе. Он по праву считается совершеннейшим фонтаном мира.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Большой каскад | Путеводитель_по_Питеру - Путеводитель_по_Питеру | Лента друзей Путеводитель_по_Питеру / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»