Настроение сейчас - хоч конить побить(Этот материал был напечатан после пяти ет
наблюдения за готами.)
Вступление.
Они среди нас в метро, в магазинах, на улицах - странноватые юноши и девушки с выбеленными лицами, черными волосами и губами цвета крови. Да, на первый взгляд их понять довольно сложно… Кто они, зачем пришли, и что заставило их радикально выделяться?..
Готы - как формация, которая родилась в 1980-81г в мрачной Англии медленно, но уверенно охватывает все больший процент людей вокруг - создавая, таким образом, защитный круг против поп - культуры и обыденной жизни. Готика гибко противостоит коммерческой поп - культуры такой же моногамностью. В готике есть и рок, и электроника, и метал, но только как переосмысление и противопоставление - готик - рок, готик - электроника, готик - метал. Линия защиты, фронт незаметной борьбы за более интеллектуальную и вкусовую музыку, а значит и за образ жизни, и за мышление. Индивидуализм. Борьба за жизнь с настоящими эмоция. Неоромантика.
Готов можно иногда выделить из толпы по самой обычной сурово-черной одежде (корпоративный гот) или же сразу заметить по бросающемуся в глаза эффективному вамп - имиджу на основе черного цвета. Что-то необычное во взгляде… Готы - это, прежде всего, мировоззрение, которое образуется на определенных жизненных принципов и имеет свои ключевые элементы - каждодневный поиск красоты, концентрированная энергия эмоций. Основой жизненной философии, мировоззрения и стиля жизни часто являются тексты многожанровой и разносторонней готической музыки (от” классической” готики - The Sisters of Mercy, Diary of Dreams, Deine Lakaine и мейнстрим готики - HIM, Rammstein, до непризнанной в свое время готики Виктора Цоя и Кому Вниз).
Важным дополнением субкультуры является так же связанная с готикой литература, кино, арт, фото и другая “духовная пища готов”.
Обобщенно можно сказать, что эта литература на стыке первичных ужасов, экзистенциализма и “последней романтики”, которая дает силу к мышлению и возможность понять себя и свои влечения (от Стокера и Блодлера до Ремарка и Орруэла). Кино, которое заставляет содрогнуться и осознать странное (от немых монстров эпохи Носферату и Метрополиса до непонятности таких фильмах, как “Ворон” ”Голод” ”Одиссея2001” ”Потерянное шоссе”). А так же - арт, фото и остальные арт-жанры, которые не дают быть просто потребителем.
Ключевым для развитии готики и одновременно спорным элементов уже более 20-ти лет является свое понимание готики каждым готом. Закономерными результатами субкультуры на основе романтики и индивидуализма стали аксиомы: у каждого гота свои определения гота и готики и каждый является готом по-своему.
Именно подобный подход помог готик-сцене найти своих преданных сторонников и укрепится в кругах людей постоянного духовного поиска, повышенной креативности или обостренной чувствительности. Людей, которые осознательно называют себя готами.
Готичная атмосфера: По этому поводу есть много споров и критики от недоброжелателей, так как благодаря этой готик-атмосфере готика и захватила настолько много стилей музыки. Если атмосфера заставляет задуматься, по-своему мрачна, печальна или же на грани этих эмоций, со скрытой грустью (то есть песня, однозначно не несет веселья) - и при этом она еще и возвышенная, то это почти всегда готика (готическая песня, музыка). Поэтому у группы, не имеющей отношение к готике, может быть одна - две готичные песни. При этом группа не является готической, но музыка некоторых песен несет готическую атмосферу и даже может быть готик-хитом. Яркие примеры: песня “Frozen” Мадонны или же “Kiss me,kill me,thrill me” U2… Музыка (атмосфера) и имидж группы в указанных песнях (клипов) соответствует “канонам” готики, но при этом эти песни являются всего лишь одиноким исключением из всего творчества исполнителя.
Готическая музыка: не зависимо от того, насколько тяжелая - всегда возвышенная, сверх-эмоцианальная, мрачная или холодная (печальная) музыка с “ангельским” женским бек-вокалом, элементами хорового пения, колоколами, достаточно чистым использованием драм - машин и вставками “темной электроники”, холодный синтезаторный и преобразованный гитарный тембры, безжизненные механические ритмы. Основной вокал - это мощный или отстраненный “готический” голос (в большинстве случаев, мужской) или женский - вкрадчивый, проникновенный, ведьмовской (иногда шепот). Закодированные тексты песен - в спектре от сугубо философских и романтических до сугубо жизненных, мистических, языческих и т.п. Все эти элементы и объединяет в себе готичная музыка. Группа считается, безусловно, готической (готик-группа), если, играя готичную музыку, участники еще и придерживаются готик-имиджа - черный цвет одежды, общая стилистика, серебро, желательна соответствующая готик- (вамп-) косметика.
В последнее время в Украине и России участилась тенденция использования некоторыми готами зарубежного термина “темная сцена” для подчеркивания своей эрудированности. Подобная тенденция вредит развитию готик-сцены, так как, во-первых, вносит путаницу в терминологию и разрушает базовый принцип готики: объединение любителей многих жанров музыки и арта под флагами понятий готика/готик-сцена и готы. Во-вторых, как отмечают многие, слово “темная” имеют сложившееся локальное отношение (и ассоциируется с садизмом), в то время как готы и готика завоевали признание как синонимы необычной романтики и эстетики! Нужно отметить, что для существования сильной готик-сцены в Украине (с фестивалями, частыми готик-пати и концертами зарубежных групп) необходимо целое поколение людей, которые осознано, называет себя готами, покупает диски готик-групп, посещают вечеринки и таким образом, поддерживает и укрепляет готик-сцену.
ВЫВОД: не слушайте “эрудитов”, поддерживайте свою готик-сцену и называйте себя готами, если вам дорого то, чем вы живете!
Имидж: готы имеют свой неповторимый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Но как бы не развивалась готика, остается два неизменных основных элемента: только черный цвет одежды (иногда красный) и серебро (как знак презрения к золоту, символу стандартных, зажеванных ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови).
Часто у девушек ярко - выразительный стиль Вамп - тяжелая черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей - от ярко - красного (кровавого) до черного. Все броское, сексуальное и строгое. Девушка гот (готесса) каждый день выглядит как искусительная монахиня или средневековая королева. У готов, работающих в среде, где нельзя себе позволить экстремальный или индивидуальный подход к имиджу, выработался стиль “корпоративный гот”: черная деловая одежда, ограниченные украшения (нередко - красные галстуки и длинные пиджаки, смахивающие на короткие плащи). Вообще одежда у готов раньше была просто сурово матерчато - черная, а со временем (1990г) стали сильно преобладать элементы черной кожи. Сочетания старинных викторианских одежд, элементы кибер - сексуального фетиша, корсетов дало то, что стало отдельной веткой моды и, как ни парадоксально, стандартным видом готов. Еще в 80 годах готы выделились среди остальных “волновиков” свом мрачноватым имиджем и, главное, мировоззрением (мироощущением). Стилевые особенности готики складывались во многом параллельно с поисками синтез - попа и нового романтизма.
Как известно, у готов есть два неизменных основных элемента: только черный цвет одежды (иногда красный) и серебро. Почему именно черный цвет? Для многих черный цвет - как щит, барьер, защита от повседневной банальной псевдо - разноцветной, и в тоже время, тотально серой жизни. Для меня лично черный цвет - это еще и возможность показать, что можно выразить в одном цвете больше, чем другие не могут выразить, используя все цвета жизни.
Черный цвет и серебро - единственные два элемента, общие для совершенно разных людей, называемых себя готами. Единственные два элемента, из-за которых готы сознательно разрешают быть похожими друг на друга и путем которых они жертвуют частью своей индивидуальности ради объединения и укрепления субкультуры готов.
Мировоззрение.
“Каждый человек принадлежит к какой - то субкультуре, хотя субкультура большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Правдоподобное предположение состоит в том, что самоидентификация и символика проявляется лишь вместе с необходимостью быстро и эффектно отличить своих от чужих.” (Слюсаревский)
Готы имеют так называемое готичное мировоззрение (“жизненную философию”), сочетающее два основных элемента: обсолютный индивидуализм и необычайная романтика (neo/dark romantics). Мы (я смело называю себя готкой) всегда стремимся к чему-то большему (в музыке, в жизни, в арте). Мы всегда ищем красоту даже в том мире, в котором её нет (утонченное чувство прекрасного, повышенная ранимость, пристрастие к сверхъестественному). Мы всегда смотрим на все (негативные и положительные), стороны жизни, не закрывая на них глаза. Знаем правду и мрачно иронизируем над ней, принцип токов: ”Die laughing” - “Умирай улыбаясь”. Пытаемся изменить каждый серый, банальный день - внести в него море эмоций и чувств путём музыки, одежды (имиджа), то есть мы не принимаем стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида. Мы переправляем все свои эмоции (боль, грусть…) в жизненную энергию. В наших привычках верить в настоящую любовь и в своих настоящих друзей. Мы всегда чувствуем себя нормально со своими “отклонениями”. Мы живём тем, что заставляет всё время чувствовать эмоции. Нас может захватить полёт абсолютной боли и радость каждодневного преодоления серой реальности, безразличная грусть и несущая понимание, печаль. Есть всего два измерения: радость и грусть, готы - посередине. Мы привыкли сохранять холод своих эмоций, находим в грусти, мрачности, боли - радость, силу, энергию. Готы берут энергию и жизненное вдохновение из той музыки (литературы, философии…), которые других просто “грузят”, депрессирует. Черный цвет - это щит, преграда, сохраняющая чувства, которым нужен постоянный поиск чего-то настоящего. Мы постоянно ищем то, что стимулирует чувства и позволяет погрузиться в свой маленький личный мрак, в свой личный мир.
Любой человек, который:
1. тяготеет к эстетике субкультуры
2. прослушивает готичную музыку
3. использует атрибутику, одежду выработоного стиля
4. общается в Интернете или реальной жизни с представителями субкультуры - сам является частью субкультуры. Но если из четырех пунктов убрать хотя бы один, все рухнет, ибо все эти четыре постулата крепко связаны в готичном обществе.
Вообще, нас обычно обсуждают, не пытаясь понять, что заставило нас стать другими. Как-то видела в Интернете запись одного взрослого парня: ” Сегодня теплый солнечный день. Наблюдаю на остановке готичную девушку, очень симпатичную девушку. Впервые, наверное, я видел красивую готку. Всё по законам жанра; покрашенные в радикально черный цвет волосы (прическа красивая и модная, с металлическими застежками), кулон в виде пентаграммы. Одежда, естественно, вся черная. Но вот, что меня окончательно добило. На ней был одет длинный черный плащ. Это в такую-то погоду. Не пойму я, неужели это всё так принципиально? Такой красивой девушке надо носить короткую юбку и как минимум обтягивающую футболку на голую грудь,
что бы подвергать всё мужское население в состояние шока. Кто они - готы?”.
Готы - абсолютные индивидуалы, возрождающие романтику. Чужаки общества в черном, у которых есть свои философия, музыка, мировоззрение, литература, арт и, которые начали называться готами (“другими”), потому что исторически не было иного, лучшего слова, сочетающего силу и красоту. Категория готов является защитной границей между миром романтики и лавиной усредненного общественного мировоззрения. Мы обычно исповедуем достаточно серьёзные жизненные принципы. Сочетаем две несочетаемые грани: сегодняшний день последний, а потому его нужно соответственно прожить и: настоящая вера в себя, в настоящую дружбу и любовь. Таким образом, в большинстве своём, мы переплавляем два этих подхода: жить каждый день как последний и при этом придерживаться своей философии (жить в своём мире) и выглядеть, как это соответствует состоянию души. Можно сказать образно и обще, что гот живёт по принципам Виктора Цоя, духовных идеалах романов Ремарка и верит в истины основоположенные для фильма “Ворон”.
Готика - тяга к большему - жизни, любви, музыки… Стиль “непростой” жизни, дорога к красоте, к моменту отчаянного понимания самого себя и стиль, который защищает нас от зажеванных общественных ценностей, потому что готы - формация индивидуалов. Анти - тусовка.
Готика - это индивидуализм и романтика как стиль жизни. Знание того, кто мы есть. Мы знаем, что мы - готы и называем себя так. Готика - защитная категория, с помощью которой мы отделили себя от канонов и постулатов дешевого общества, от всего стандартного и простого.
Готические романы.
Готические романы отличают следующие черты:
1. сюжет строится вокруг тайны - например, чьего - то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие одной тайны откладывается до самого финала, к центральной теме обычно добавляются второстепенные и подобные, тоже раскрываемые в конце.
2. повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя (героини).
3. мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок (монастырь), с темными коридорами, запахом тлена и слугами - соглядателями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурые потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы - словом, все, что способно усилить страх героини, а значит, и читателя.
4. естественно, сама природа сюжета требует присутствия злодея. В ранних готических романах центральный персонаж - девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале награждается супружеским счастьем, положением в обществе.… Но, наряду с общими для всех романтическими чертами героинь, она обладает и тем, что в 18 веке называлось “чувствительностью”. Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни, легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.
Французский друг.
Журнал”N”, 200.г
“Коридор студенческого общежития, неважно даже, в России или в Австралии. Бытовой неуют, одинаковые двери. Но к косяку одной из дверей прикреплена - цветком вниз - черная роза. Это своего рода визитная карточка, свидетельствующая, что внутри, за этой стандартной дверью, обитает не стандартная, а готичная девушка. Представители этого движения весьма изобретательны на подобные семантические жесты…
Впервые столкнуться вблизи с готами мне довелось не у нас, а во Франции, минувшим летом, когда обнаружилось, что шестнадцатилетний сын моей подруги резко и решительно “заготовал” Предпосылки, собственно, были и предыдущим летом, но предпосылки не в счет.
Картина всё равно впечатляла новизной. Темные кудри, и раньше достаточно длинные, теперь ниспадали почти до самого пояса. Батистовые рубашки с кружевными манжетами - черными или белыми (наш гот стирал их вручную, не доверяя стиральной машине). На пальце - серебряный
перстень с розой, на груди - массивный кельтский крест. Грубые черные джинсы и сапожищи до колен, сзади на пряжках, спереди на шнуровке. Никаких кроссовок, никаких сандалий - лучше умереть! Почти в любую погоду юноша надевал длинный кожаный плащ. За весь сезон он зашел в море один-единственный раз - на мамин день рождения, в качестве, так сказать, подарка. К тому же, рядом не просматривалось сверственников - свидетелей такого позора. Готичному молодому парню не положено вульгарно валятся на пляже или плескаться в волнах. Ему приличнее разве что задумчиво бродить вдоль прилива, желательно в пасмурную погоду. Можно одиноко выйти в море, на каком-либо утлом челне, ловить парусом ветер и слагать стихи.
Так как на счет стихов? Моё предположение оказалось верным: стихов насчитывалось не мало. Не без характерных для возраста логических сбоев, но четко зарифмировнныё достаточно звучные, богатые архаической старофранцузской лексикой. Рискну привести пример:
Потерянный в веках, лабиринта злого
Я вглядываюсь вдаль, коленоприклонен.
Но горизонт размыт. Льются слезы снова
Смывая боль мою, смывая мертвый сон…
Чего дальше нет, в этих стансах! И неизбежность рока, и проклятые сердца, и утраченные иллюзии. Есть некая нимфа, к которой протягивает руки наш лирически горой, нимфа, рассеявшая тьму его снов. Но слишком далекая… Есть тема одинокого пути, конфликт с душой-мучительницей, перспектива безымянной могилы.
Смешно? Быть может и да, как был двести лет назад смешон “Мельмон скиталец”, написанный после стебного ”Кандида”. Но пары десятилетий минуло, как смешным сделались постмодернисты с их “добросовестным ребячьим развратом” и красными каблуками.
А по - хорошему, ничего не напоминает?
“Придешь ли, дева красоты, слезу пролить над ранней утратой?”, “Паду ли я, стрелой пронзенный? ”
Ну, разумеется, это старый знакомец Владимир Ленский! Общество движется по спирали. 18 век, век тяжелого философского и литературного цинизма, излился кровью и иссяк. На его руинах, где-то в Йене, затеплился робкий огонек романтизма. Отторжение от материализма, с издержками, чрезмерной увлеченностью кошмарами и ужасами, с не всегда здоровым
интересом к загробному существованию, тем не менее, целительным. Два века спустя, и тоже на рубеже столетий, и тоже оборачиваясь на неприглядное родительское наследство - культ потребления, разврат и постмодерн - часть молодежи не хочет выбирать пепси. Готика - это не направление, сложившееся вокруг той или иной музыкальной моды, это - одно из мироощущений с доминантой высших смыслов жизни над обыденностью.
Как-то мы (я и моя подруга) в Руане, перед собором, издалека заметили стайку готов, рассевшуюся на скамейках черными воронами. (Кстати, приятно поразило, что ни у одного из подростков в руках не было сигареты). Человек десять, из них - две девицы. Одна девица была в длинной юбке, другая - в черных джинсах, но обе были в корсетах, скорей даже в корсажах, поскольку красовались те поверх одежды. Что и заставляло убедиться, что шнуровка затянута всерьез, и даже очень всерьез, как в 19 веке. Талии барышень казались тоненькими, как рюмочки.
“А скажи, твои знакомые девочки тоже носят корсеты?” - спросила сына моя подруга по возвращению из Руана.
Отрок нахмурился, то ли припоминая, то ли, скорей всего, выражая неудовольствие от очередного погружения в сложности русского языка.
“Ah bien sur” (разумеется), - наконец изрек он.
Кто б сомневался. Как можно уважающей себя юной особе да не затянуться до полуобморока? Тут мне и вспомнились давние слова очень пожилой аристократки: ”Изысканность и комфорт в одежде не совместимы.”
На первый взгляд кажется, что с этим афоризмом можно поспорить. Что может быть изысканней античных одеяний, чрезвычайно удобных и простых? Минуточку! Главным одеянием и украшением Античности было само тело, а не драпирующая его тряпочка. И тело это было натренированным в гимнастических залах и весьма ухоженным. А если бы туники и столы являли взору, подобно современным топикам и шортикам, жировые складки и вялые мышцы, на изображения древних римлян и греков было бы тошно смотреть, как и на большинство наших современников в жаркий день. Современный интеллигент всегда предпочтет свитер костюму-тройке, не станет ежедневно бриться, если можно отпустить бородку. Говорит ли это о преобладании духовных интересов над материальными? Как бы! Это говорит только о физической расхлябанности, влекущей за собой расхлябанность духовную и нравственную. Ю. Лотман отмечает, что нынешний, по сути, облик интеллигента в России возник с Выдвижением разночинцев в общественный авангард. В сравнении с физически тренированными, грациозными интеллигентами-дворянами, Интеллигенты-разночинцы казались неуклюжими, неловкими и, маскируя свои комплексы, возвели расхлябанность в культ. А уж на что похожи представители сегодняшней культурной элиты! Какая шпана, в какой подворотне матерится грязнее, чем эти властители умов? Они самоуверенно дебатируют тему мата в литературу на телевизенных ток-шоу, они выволокли подзаборную лексику на сцену Большого. И это только на первый взгляд нет связи между их внешним стилем и внутренней сутью. Аристократизм и комфорт не совместимы…”
Браунинг вместо телевизора.
В Интернете некая девушка, англичанка или американка, но, во всяком случае, ветеран движения, предлагает длинный список утверждений тестирующих собеседника на принадлежность к готической субкультуре. На некоторые из них я предлагаю обратить особое внимание, оценивая новую волну, в которой плещется часть сегодняшней молодежи.
“Вы тратите массу времени на творчество, занимаясь музыкой, изобразительным искусством, поэзией, философией и литературой.” Это утверждение стоит в списке под номером один и сопровождается энергетическим комментарием: “Если это к Вам не относится, то вероятность того, что Вы гот, РАВНА НУЛЮ.”
“Вы любите музеи и культурные центры.” Само по себе недурно, а?
“Вы понимаете и любите читать Шекспира, Шелли, Браунинга и других сходных авторов.” На нашей почве “сходными” будут Одоевский, Лермонтов, Бальмонт, да и много еще кто. Кстати, о почве. Наши туристы станут говорить, что “готика” - движение чуждое, Какая может быть “готика” в стране, где нет готики? Вот не будем. Как же прозрачный мистицизм белых ночей Санкт-Петербурга? А “мавританское - готические ” руины Царицына со связанными с ними роковыми тайнами - чем не подходящий фон, что бы побродить по его дорожкам в черном плаще? А Сухарева башня, таинственный алхимик Брюс? А так никем и не расшифрованная роспись фальшивого купола в особняке на Колымажном дворе? Право, в нашей истории достанет вполне национальной таинственности, в сумраке которого любят бродить готы.
“Вы подлинно чувствительная натура, глубоко осознающая цвет, вкус, понимание и звук ”
“Вы чисто задаете вопрос “почему?” и находите на него интересные ответы”
“Вы не боитесь непознанного, вы боитесь быть посредственностью.’
И вот, наконец, последний пункт в перечне, но тот, на который хотелось бы обратить внимание.
“Вы не понимаете, почему люди тратят столько времени на просмотр телепрограмм”
Сколько говорилось о том, как вреден и ужасен плен, в который держит нашу юною поросль телевизионный ящик. Сколько копий ломалось, как же их от них отвлечь? А в какой-то момент он стал им не нужен. Просто не нужен, и все. Можно, конечно, сказать, что роль телевизора взял на себя компьютер, да только это и не совсем так. Если вы прилагаете столько сил к созданию собственного и особенного внешнего облика, вы никаким образом не согласитесь ограничить свое общение виртуальным пространством.
Интервью на кладбище.
Газета “T”200.г
“Молодой человек в длинном черном плаще с неестественно белым лицом не спеша, обходил территорию в раздумье, останавливаясь напротив некоторых памятников. Казалось, что это место ему настолько знакомо, что он сможет даже с закрытыми глазами без проблем здесь ориентироваться.
- Да, это наш постоянный клиент - сообщил нам неожиданно подходящий сотрудник кладбища - он здесь частенько появляется.
- И много у вас таких клиентов? - поинтересовались мы
- Да уж хватает! Где-то четыре года назад мы начали их замечать. Причем сразу видно, что они сюда не к кому-то определенному пришли, а так, просто, слоняются. Прогонять бесполезно, на них это не действует. Да и зачем? Они безвредные:“
Готы о готах:
“Для того, что бы быть готом, нужно лишь быть самим собой и не открещиваться от своих “слишком” мрачных, “заумных”, нестандартных, депрессивных вкусов жизни…”
“Мы - недоросли, откинувшие комфорт ради красоты, несомненно, тяготеем к духовному аристократизму… ”
“Памятники истории, архитектуры и культуры достойны преклонения. Избрать местом своего нахождения старинные места скорби - значит, сделать их атмосферу частью своей поэзии…”
“Элитарные группы, подобные готам, не подлежащие гипнозу пошлым масскультом, существовали во всех культурах в различных обществах. Мы не хотим иметь в качестве идеала упрощенных и выхолощенных героев “новорусских” римейках старых сказок… ”
“Мы хотим жить в дружественном и благородном сообществе, и намериваемся отказывать вороватой серости в праве вторгаться в нашу жизнь…”
“Уважайте вкусы других готов, ведь каждый гот слушает “свою готику”, все музыкальные стили, входящие в готик-сцену, равносильны и равноправны. Именно благодаря своему разнообразию готек-сцена и сильна. ”
“В радостной музыке нет для нас силы, так как радость - проста, в то время как внутренняя сосредоточенность, холодная грусть и ирония имеют сотни оттенков…”
“ Жить здесь и сейчас, что бы это стоило того. Пытаться сделать так, что бы всё было красиво или вообще ничего не было. Любить - так до конца, выглядеть - так сексуально и индивидуально, говорить - так только правду. Сочетать банальное и высокое, загонять примитивные инстинкты в сложные туннели глубоких эмоций… ”
“Нам не обязательно быть вместе, что бы быть готами, но когда мы вместе, мы создаем себе отдельный мир… ”
[700x525]