• Авторизация


Анатолий Пахомов. Расстворение ЭГО 22-11-2013 12:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[600x400]

Нет хатха-йоги без раджа-йоги, так же и раджа-йога не дает плодов без хатха-йоги. На более поздних этапах человек, практикующий хатха-йогу,  начинает вплотную подбираться к практике более глубокой, внутренней. Освободившись с помощью хатха-йоги от вритти, связанных с телом, освободившись от различных заболеваний путем правильной практики асан и шаткармы, человек становится готовым к «царственной йоге» — раджа-йоге.
 
Согласно восточной философии, существует пять клеш — причин страданий:
Авидья — незнание, заблуждение.
Асмита или ахамкара — чувство обособленности, чувство важности, эгоизм.
Рага — привязанность к приятному, стремление к удовольствиям.
Двеша — отвращение, сопровождающее боль.
Абхинивеша — желание жизни, господствующее даже над мудрыми.
 
В традиции йоги эгоизм (ахамкара) считается одним из самых больших препятствий на Пути («Гхеранда-самхита», глава 1). Человек является по своей сути существом воспринимающим. Эго подобно призме искажает восприятие мира. Из потока восприятия искусственно выделяются и усиливаются отдельные сигналы, образы или идеи. При этом человек теряет объективность восприятия и способность к анализу. Иногда даже теряется адекватность реагирования. Если отследить состояние человека в момент эго- реагирования, то наблюдается излучение энергии во внешнее поле. Человек как бы создает «защиту», тем самым истощая свой энергопотенциал. Соответственно, пребывая в этом состоянии перманентно, человек теряет колоссальное количество энергии. Если попробовать кратко и точно дать обозначение эгоизма, то получится, что это — отождествление способности восприятия с инструментом познания.
 
Для того чтобы понять эго как явление или процесс в нашем сознании, нам требуется более детально рассмотреть его составляющие. Неверно думать, что в этом мире есть что-то однозначно бесполезное и вредное или же в противоположность ему что-то однозначно полезное. Каждая вещь или явление имеет свои позитивные и негативные стороны. По крайней мере, до тех пор, пока мы погружены в дуальность восприятия мира. Эго как составляющая нашего сознания эволюционирует вместе с человеческим видом, в том числе и помогая ему выжить. На мой взгляд, можно выделить следующие составляющие ахамкары (эго):
 
Страх смерти 
Чувство важности 
Чувство жалости 
Инстинкт продолжения рода 
 
Остальные компоненты эго (ревность, зависть, гнев и т. д.) являются производными этих четырех. Причем страх смерти можно выделить как отдельную базовую составляющую, которая включена в стереотип неосознанного реагирования и взаимодействия с миром. Страх смерти сковывает человека, лишая его свободы мысли и движения. Избавляясь от этого страха, человек приобретает ясность и свободу мышления.
 
Эго — это комплекс стереотипов и реакций. Некоторые из них изначально врожденные: инстинкт выживания, страх смерти; а некоторые — приобретенные, например, страх потерять что-либо: работу, любимую вещь, любимого человека, отношения. Причем страх потерять близкого человека, быть осмеянным, выглядеть глупо или потерять что-либо — это все страх смерти, надевший социальную маску. Чувство собственной важности, значимости выступает в социуме под маской гипертрофированного инстинкта выживания, желания оправдать свое существование, желания самоутвердиться. Но это не значит, что какой-то элемент нашей личности ненужный, вредный или плохой. Эти все элементы должны быть — человек существо социальное, нам нужно общаться друг с другом. Но эти элементы должны занимать свое место и выполнять свои функции, и не становиться центральным способом реагирования. Они не должны закрывать сам МИР вокруг нас.
 
В ходе межличностного взаимодействия люди начинают играть в определенные социальные игры. Например, вы позволяете почувствовать важность другому человеку, в свою очередь он позволит вам почувствовать вашу. Эдакое вежливое общение: два джентльмена рассказывают друг другу о том, как купили какие-то вещи или побывали в определенном месте Земли, достигли чего-то в жизни и так далее. Один позволяет другому высказаться, чтобы он смог почувствовать важность своего существования, а тот делает ответную услугу: дает выговориться первому и ощутить его собственную значимость. В принципе этим двум людям хорошо вдвоем, потому что они позволили друг другу чувствовать свое эго, важность. А в это время их ум, словно зашоренная лошадь, не способен воспринимать ничего вокруг, кроме «я, я, я»… В таком состоянии человек не может выполнять свое основное предназначение — познавать себя и мир.
 
В принципе, чувство важности является диаметрально противоположным ощущению отсутствия смысла в жизни. Зачастую именно для того, чтобы избежать признания бессмысленности своего жалкого существования, человек кидается в другую крайность — стремится доказать себе и другим свою важность. Утверждая свою значимость, человек понимает где-то в глубине, что все, что он делает — бессмысленно, потому что не ведет ни к просветлению, ни к расширению сознания, ни к совершенствованию. 
 
Допустим, обретение некого объема материальных вещей или же движение по карьерной лестнице не имеет иной цели, кроме оправдания своего существования и подпитки эго. На самом деле каждый человек в глубине души рано или поздно осознает отсутствие в этой суете какого-либо смысла, хотя многие избегают думать об этом. И чтобы хоть как-то оправдаться, человек вынужден втискивать свою жизнь в рамки социальных приоритетов и целей. Созданы целые индустрии рекламы, которые заставляют поверить в то, что смысл жизни человека заключается во все более дорогих покупках, владении престижными вещами и посещении престижных мест, дальних поездках, вкусной еде и т. д. Вот человек и чувствует — я и то, и то уже приобрел, значит, это имеет огромное значение, и я нахожусь на высокой социальной ступени, и значит — не зря живу. И здесь необходимо, чтобы был кто-то, кто находится на более низких ступенях. Только в сравнении с другими человек может для себя оправдать бессмысленное накопление материальных средств и бег по социальной лестнице вверх.
 
Но в любом случае эти потуги заканчиваются смертью. Смерть подводит итог и показывает истинную ценность того, чем занимался человек на протяжении своей жизни и к чему стремился. Все, что человек накапливал в материальном плане, все, кроме собственного осознания, не имеет никакого смысла. И это факт, который осознают все после умирания физического тела. В худшем случае, при совершенно примитивном развитии сознания, после смерти не осознается и этого. И не факт, что Вселенная предоставит еще один шанс пройти урок здесь, на этой планете, имея человеческое тело. На Востоке всегда считалось, что родиться человеком — большая удача. Смерть ставит все на свои места и показывает реальную значимость всего. Во многих культурах было принято считать, что смерть — это важнейший этап жизни.
 
Для йога смерть — это специя, которая придает вкус жизни. Потому что без осознания своей смерти человек не способен оценить жизнь на самом деле. Потому что обычно человек ценит то, что потерял. Мы все сталкивались с этим. А жизнь мы теряем только во время смерти. Для того чтобы ценить жизнь, нужно понять, что она конечна, и есть смерть — она здесь, недалеко. Осознав это, человек избавляется от страха смерти и от эгоизма в том числе. Только на самом деле осознав, что он умрет, человек способен реально посмотреть на свою жизнь. И начать делать в жизни то, что действительно нужно ему, найти свою дхарму (предназначение, цель). Поэтому очень важно напоминать себе о том, что жизнь конечна и спрашивать себя: а для чего я живу? В нашем обществе не принято задаваться такими вопросами. Большинство из нас образованные люди или мы себя таковыми считаем. Мы учимся в школах, институтах, но там редко нас обучают задавать и отвечать на этот самый важный вопрос в жизни.
 
Достигая состояния читтавритти-ниродхи, человек понимает и видит все эти элементы своей психики в себе, внутри. Человек достигает состояния вивеки — различения. И если вам кажется до сих пор, что у вас нет эгоизма, или нет страха смерти, поверьте, что вы просто еще не обрели способность вивеки. Но когда мы обнаруживаем в себе весь этот идиотизм, амбиции и важность — это не должно быть поводом для уныния и чувства неполноценности.
 
Не следует испытывать по этому поводу никаких негативных эмоций и ругать себя. Нужно понимать свою природу. Нужно принимать себя таким, какой ты есть, и лучший способ — это поговорить с кем-то или может даже просто записать, если вам не с кем поговорить, и четко объяснить себе, кто ты и что ты способен чувствовать жестокую ревность, жуткие обиды, способен бояться. Знаете, у Владимира Высоцкого есть такая песня: «Я не люблю себя, когда я трушу». Он описывает свои состояния, признается, что они есть, что он хочет от них избавиться. То есть, говорить, что я ничего не боюсь, у меня нет эго и так далее — это тупик. Потому что ты отворачиваешься от самого себя. Все эмоции — и позитивные, и негативные — доступны нам и мы все их испытываем, просто в разной степени. И когда человек достигает понимания, что все так похожи, и когда видит проявление другого человеческого эго, он способен тогда проявлять сострадание, а не насмешки. Потому что, когда человек считает, что у него нет эго, тогда он будет смеяться над другим человеком, не будет понимать, что он такой же. И это уже способность сострадательно относиться к другим людям, понимать их или, по крайней мере, пытаться понимать. Тогда получаются совершенно другие взаимодействия с людьми. С такого осознания начинается духовное совершенствование.
 
Когда об этом говоришь, все кажется простым и легким. Но избавиться от эго, освободиться от страха, контролировать эмоции и честно проживать все чувства — это, возможно, самое сложное, что мы можем сделать в своей жизни, и самое важное. Если вы со мной согласны, то просто представьте, насколько далеко от понимания этого находится большинство обычных людей, даже не задумывающихся о духовном совершенствовании, погруженных в майю (иллюзию) этого мира.
 
Между тем, даже обретая способность вивеки (различения), мы реально еще не меняемся. Различение всего лишь создает предпосылки для реальных изменений. Это самый трудный этап — когда ты уже знаешь себя, какой ты есть на самом деле, а реальные изменения еще не пришли. Совершенствование — это продолжительный труд, который может длиться всю жизнь. То есть, когда ты различаешь свое эго, это еще не значит, что при возникновении каких-то ситуаций ты сможешь управлять им. Ничего подобного. Ты просто сможешь его отличить, осознать его существование, но это уже первый шаг. И затем со временем ты идешь к тому, чтобы замещать какую-то злость, обиду, например любовью, пониманием, состраданием. Начинаешь сознательно меняться. Известны специальные упражнения, когда сознательно провоцируются разные ситуации, и человек вместо обычного типа реагирования начинает проявлять что-то другое, то, что будет основано не на шаблонах и стереотипах, а на понимании и на свободе выбора. Допустим, когда кто-то из домашних начинает злиться, вы, как правило, злитесь в ответ, и начинается ссора. Но попробуйте вместо этого сказать: «Да, ты прав». И поговорить с человеком, проявить понимание, хотя внутри чувствуете, что уже тоже закипаете. Если выпускаешь злость в ответ на эмоции другого человека, ты просто начинаешь выяснять, у кого больше эго, и получается детское такое соревнование. Иногда, когда мы еще не готовы искренне ответить любовью и состраданием на злобу, накипевшую злость лучше выпустить, трансформировав ее во что-то другое, что не причиняет вред другим существам. Можно побить посуду, поломать разные предметы, просто покричать по-звериному. Это лучше, чем копить негатив в себе или изливать его на близких.
 
Но иногда, если мы спокойно реагируем на отрицательные эмоции другого человека, наш собеседник начинает закипать еще больше. Дело в том, что некоторые люди нуждаются во всплеске эмоций, которые они, как правило, получают при ссорах. Но если им выдать эмоцию такой же силы, но в виде любви, они ее тоже «проглотят», будьте уверены. Это трудно, это сложно. Но если для вас важен этот человек — прилагайте усилия, меняйте себя, демонстрируйте любовь вместо злобы. А если вам этот человек не нужен и не важен — не надо себя обманывать и делать из себя праведника, просто уходите, не общайтесь, будьте естественны.
 
Психологи иногда выделяют еще несколько составляющих внутреннего мира человека, например, стремление к власти, деньгам, желание быть признанным и т. д. Но, на мой взгляд, все это можно отнести к производным чувства важности. Чувство важности — это желание самоутвердиться, почувствовать себя классно (зачастую за счет других), стремление доказать свою уникальность, прежде всего, самому себе, это замкнутые круги внутреннего диалога. Чувство важности — это и дух соревнования, и желание сделать самую сложную асану или высокую формулу пранаямы, и желание учиться у самого крутого гуру Индии, желательно убеленного сединой старца с длинной линией передачи, лучше всего от самого Шивы, в крайнем случае от Бабаджи. Это и описание своих достижений в социуме, призов или регалий, званий и посвящений в духовные дисциплины. Это все маски, которые мы надеваем в присутствии других, или что еще хуже — для самих себя.
 
Зачастую, если не удалось реализовать чувства важности, человеку приходится снять эту маску и обнажить следующую, которая, несомненно, лежала в основе первой. Это — чувство жалости. Жалости к себе, бедному и несчастному, и ненависти ко всем тем, кто тебя не любит, и не ценит: «вот умру — и тогда вы все пожалеете…». Причем человек способен с не меньшим упоением и удовольствием отдаваться этому чувству, бездумно рассеивая энергию вовне. Чувство жалости — менее хитростная маска, она видимо более древняя в нашем сознании. Если для выражения важности нам, как правило, требуется некий «зритель», присутствие в социуме, то для жалости нам это вовсе не обязательно. Хотя, как правило, зритель способен усиливать и это чувство. Впрочем, даже факт отсутствия зрителя также может послужить поводом для жалости.
 
И только сняв эту вторую маску, мы обнаружим источник первых двух — страх смерти. Именно страх перед неизбежным, страх перед смертью заставляет человека прятаться, надевать маски. Как только мы становимся способными посмотреть в лицо своей смерти, все маски становятся ненужными. Принимая свою смерть, осознавая факт того, что все, что имеет начало в этом мире — будь то вещь, явление, отношения или сам человек — имеет и окончание, человек способен сохранить равновесие духа и осознание в любой ситуации.
 
Единственный нюанс, который следует понимать при внутреннем совершенствовании — это необходимость сохранения целостности себя. Это значит, что все элементы нашей психики, сознания выполняют определенную функцию. И с пользой полностью избавиться от какого-либо элемента сознания невозможно. Именно по этой причине мы используем словосочетание «растворение эго». По большому счету, все, что требуется йогину в этом плане — это расставить все компоненты сознания «на свои места». 
 
Например, страх смерти выполняет также и полезную функцию — самосохранения. И если у индивида полностью вытеснить страх смерти (оставив при этом другие составляющие эго), то в результате получается некий вариант камикадзе — в сознании напрочь отсутствует инстинкт самосохранения плюс наличие некой идеи или образ (на основании чувства жалости или ощущения важности себя, своей расы, своего клана и т. д.), искусственно усиленные и выделенные из потока восприятия.
 
Поэтому для того, чтобы двигаться по пути духовного развития, сохранив при этом объективность восприятия, нам необходима целостность. Любой компонент эго должен иметь место в нашем сознании и выполнять свои полезные функции. Йогин же, осознанно избирая определенные элементы своего сознания, делает их центральными приемами взаимодействия с миром (например, любовь или сострадание), либо же полностью избавляется от призмы восприятия, искажающей мир, достигая просветления или освобождения.
 
Для растворения ахамкары человеку необходимо осознание, некие интроспективные усилия, внутренний анализ. Осознавая, человек обретает способность различения — вивеку. Затем только, обретая с помощью осознания различение, мы способны выполнять внутреннюю работу по духовному совершенствованию.
 
Часто спрашивают, какие критерии духовного развития? Это сложный и неоднозначный вопрос. Я бы выделил их несколько: человек становится более добрым, способным бескорыстно помогать другим, исчезает страх смерти, чувство важности и жалости к себе, появляется терпение и умение прощать. Если подобного не наблюдается — то духовное совершенствование остается пустыми словами. И неважно, сколько лет человек проведет в Индии, пустынях, горах, непальских монастырях, и сколько лет он практикует асаны. Это в зачет не идет.
 
Как ни странно, помощником на пути растворения эго является осознание и принятие того, чего мы раньше боялись — осознание и принятие своей смерти. В древности одного просветленного йога спросили, как правильно прожить жизнь, чтобы не делать ошибок. На что он ответил вопрошающим — живите каждый день так, как будто это ваш последний день. Именно таким образом мы способны растворить наслоения эго и трезво взглянуть на мир, на себя, на свои отношения с миром и другими людьми.
 
Все познается в сравнении. В противоположность восприятию, преломленному через призму эго, в традиции йоги существует состояние читтавритти-ниродхи. Это «чистое» восприятие мира, без ахамкары. Когда вритти остановлены, наш ум подобен кристаллу, и обретает способность принимать форму познающего, акта познания или объекта познания.
 
Без специальной внутренней работы, даже после десятилетий занятий, упорных тренировок эго не растворяется, а наоборот, имеет тенденцию к усилению. То есть, тело как инструмент познания — совершенствуется, усиливая при этом и эго человека. Практика элементов хатха-йоги без внутренней работы способна завести человека в тупик эволюционного развития. Духовное совершенствование требует больших усилий, чем вся предыдущая практика освоения асан, шаткармы и пранаям. Порой это усилие (абхьяса) длиною в жизнь.
 
Из книги "Хатха-йога. Корректный подход к позвоночнику".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
03-12-2013-13:00 удалить
ПРАВИЛЬНО ! Трудно , но другого пути нет , нет и нет ! БЛАГОДАРЮ .


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Анатолий Пахомов. Расстворение ЭГО | Маргарита_999 - Дневник Маргарита_999 | Лента друзей Маргарита_999 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»