Очень часто в семплерах основной мотив/фрагмент вышивается хардангером. Что же это за техника, какая у нее история, чем она интересна? Об этом мы и хотим поговорить сегодня.
Оговорим сразу – настоящая статья не пошаговая инструкция по вышивке хардангером. Мы не ставили перед собой такую цель, так как в рамках сообщества научить шить хардангер очень непросто. Пока мы только хотим рассказать об истории хардангерской вышивки, об ее особенностях, благодаря которым в последние годы растет популярность этой вышивальной техники.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Хардангер – старинный вид крестьянского рукоделия, в котором счетная вышивка сочетается с искусным ткачеством и кружевоплетением.
У исследователей нет единого мнения о корнях происхождения хардангера. Среди вышивальщиц считается, что это традиционная норвежская вышивка. Однако знатоки полагают, что строчевая вышивка берет свое начало в Персии, где в этой технике вышивали цветными шелковыми нитками на тонком шифоне. Уже из Персии вышивка распространилась по Европе и особую популярность приобрела в Италии в виде великолепной прорезной вышивки «ришелье». Дошедшие до нас образцы свидетельствуют о явном влиянии итальянской вышивки «reticella»1 (ришелье). Поэтому, более обоснованной представляется версия о распространении техники «хардангер» из Европы на север с готовыми изделиями, а также немецкими и итальянскими книгами о вышивании.
Современный вариант строчевой вышивки, известной под названием «хардангер», приобрел свои характерные черты в XVII веке в селениях на побережье удивительной красоты одноименного фьорда на западе Норвегии. Первые образцы этой вышивки в странах Северной Европы датируются XVII веком, где она претерпела некоторые изменения: так, например, при работе обрезались нитки между разреженными нитями ткани, а при вышивке в квадратах использовались разные варианты швов – штопального, «ромбы», петельного и «паутинка». В северных странах вышивкой «хардангер» украшались не только скатерти, постельное или столовое белье, но и предметы одежды, фартуки, которые являются неотъемлемой частью бунад – норвежского национального костюма. Самый старый образец вышивки в Хардангере – фартук начала XVIII века. В модели были использованы техники и дизайн, характерные для итальянской вышивки конца XVII столетия.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
В середине XIX века популярность хардангера была несколько подорвана индустриализацией и введением дешевых, но низкосортных тканей машинного производства и фабричных ниток, окрашенных анилиновыми красителями. Это совпало и с выходом из повседневного употребления традиционной народной одежды.
Однако, в конце XIX века растущий интерес европейских художников- романтиков к традиционным ремеслам, искусству ткачества и шитья приводит к созданию в Норвегии, Швеции и Германии различных ремесленных союзов. Именно это способствовало увеличению спроса на хардангерскую вышивку, и к 1930 году многие вышивальщицы создавали ручные работы, ориентируясь на неуклонно растущие потребности туристической индустрии.
В 1934 году в Шотландии компания «J&P Coats» совместно с четырьмя школами искусства учредили «Needlework Development Scheme» (NDS) – «Программу развития рукоделия»2 . Именно благодаря этой программе в 1950-е гг. происходит рост интереса ко всем видам скандинавских декоративно-прикладных искусств. На протяжении этого десятилетия наибольшей популярностью пользовалось строчевое шитье.
Благодаря растущему интересу к народному костюму, наблюдающемуся на протяжении последних десятилетий, хардангерская вышивка переживает сейчас свое очередное рождение. В том числе, и в стране, традиционно считающейся ее родиной – в Норвегии. Индустрия пошива и вышивки «бунад» - возрожденного национального платья – ныне процветает. Отделка хардангером украшает воротнички, манжеты и полочки сорочек, а дополнением к современному народному костюму нередко служит передник. Сохранившиеся в «бабушкином» сундуке фамильные вещи часто комбинируются с новыми предметами одежды. Но если в прошлом вышивка традиционного костюма зачастую носила спонтанный характер, проявлявшийся в самых неожиданных сочетаниях различных узоров, то сейчас его отличает большая продуманность и проработанность каждой детали отделки. Заслуга же в том, что судьба этого ремесла оказалась столь благополучна, безусловно, принадлежит женщинам, которые через вышивку выражают свой творческий потенциал и сохраняют свое искусство, передавая опыт из поколения в поколение.
Техника вышивки
ХАРДАНГЕР – счетная техника, основанная на геометрических рисунках со специфическим построением, придающим вышивке строгую и сдержанную изысканность.
Хардангер многранен, для выполнения работы вам потребуются внимание, аккуратность и терпение. Освоить эту технику несложно при условии ведения аккуратного счета, а постоянная практика позволит вам усовершенствовать свое мастерство и все это в совокупности даст блестящий результат.
В строчевой вышивке используется довольно много разных швов, но все они просты и легко выполнимы. Сложный вид вышивка приобретает из-за многообразного сочетания различных швов, элементов, мережек, благодаря чему создается бесчисленное множество узоров. Суть хардангерской вышивки легче понять при методичной работе.
Все операции в строчевой вышивке выполняются в строгой последовательности.
В основе строчевой вышивки лежат гладьевые стежки (счетная гладь), выполняемые блоками по пять стежков на четырех нитях основы. Сначала швами гладью квадратиками намечаются контуры рисунка. Квадратики гладью прокладываются по границе открытых участков и служат для окантовки и укрепления их краев. Они располагаются строго по диагонали относительно друг друга, или по прямой нити ткани, имеют геометрическую форму в виде ромба или квадрата и, как правило, окаймляют узорные мережки – строчевые сетки.
После выполнения гладьевых швов приступают к продергиванию (обрезанию) нитей для создания строчевой сетке, которая и придает неповторимый вид хардангеру, невесомость и воздушность. Обрезание нитей для строчевой сетки следует только после того, как на ткани выполнены все виды стежков.
Для строчевой сетки на ткани вырезают и убирают часть ниток, а оставшиеся нити ткани затем обвивают, вышивают штопальным швом, декорируют заполняющими швами и другими декоративными элементами. Сложная форма сеток достигается комбинированием двух приемов вышивки – по прямой линии и вышивке по диагонали.
Следующий этап работы – вышивка по строчевой сетке. Оставшиеся после продергивания нити внутри сетки вышивают штопальным швом, либо обвивают «шнурочком». Это не только дополнительное украшение, но и укрепление ткани. Строчевой сетке можно придать более изящный вид, выполнив по ней ажурный узор воздушно-петельными стежками.
Обвитые внутри строчевой сетки нити называют бридами.
[показать]
Так же, для укрепления строчевой сетки широко применяются декоративные или ажурные заполняющие швы. Их выполняют в определенной последовательности как одновременно с бридами, так и после того, как все бриды будут выполнены. Примерами заполняющих швов в хардангере являются: «паутинка»-соты, «паутинка» с воздушно-петельными стежками, воздушные петли, «голубиный глаз» и другие.
[показать]
Голубиный глаз (Dove's Eye)
Более крупные прорезные квадраты на ткани вырезаются внутри декоративных бордюров, вышитых гладью. Прорезные участки заполняются ажурной вышивкой по продернутым нитям ткани. Этот элемент хардангера называется «крупное филе».
В «крупном филе» гладьевые швы варьируются по длине и создают многообразные узоры – квадрат с прямым краем, квадрат с фестонами, «звезда», «ромб». Кроме того, такие квадраты также могут быть декорированы разнообразными заполняющими швами (вышивка по филе) – штопальный шов, мальтийский крест, четырехлистник, челночок и другими.
[показать]
[показать]Шов Веер
[показать]
Другими распространенными швами являются звездочки «мадейра», выполняемые внутри маленького квадрата, окруженного блоками из гладьевых стежков, простой и двойной швы «назад иголку», а так же шов Гольбейна, используемый в вышивке ришелье.
[показать]
[показать]
Обработка краев вышивки
В строчевой вышивке существует несколько способов обработки краев и срезов. Выбор зависит от типа ткани, вида готового изделия, дальнейшего его использования, количества предполагаемых стирок. Традиционный способ обработки одинарного среза – край с зубчиками. Однако его можно использовать лишь на плотной ткани с плотным переплетением нитей. Мелкие вышитые зубчики по краю создают красивую отделку на столовом белье, шторах, кружевных лентах.
[показать]
Если изделие предполагается интенсивно использовать и часто стирать, его срезы лучше подвернуть и подшить вручную или на машинке. Края изделий, предполагаемых к частому использованию (например, столовое белье), обрабатывают двойной подгибкой или подгибкой с мережкой.
Материалы
Хардангерские вышивки выполняются на тканях с равномерным переплетением нитей, поскольку элементы готовой работы получаются квадратными и вышивальщице легче обрезать и выдергивать нити. Выбор таких тканей, имеющихся в продаже, поистине огромен и вы можете использовать для работы любую ткань, плетение которой позволяет вести счет – от тонкого хлопка до грубоватого льна. Есть даже специальная счетная ткань Hardanger.
| Ткань | Плотность (ct) | № иглы | № ниток |
| Hardanger | 22 | 22, 24 | 5 и 8 |
| Damask Hardanger | 22 | 22, 24 | 5 и 8 |
| Belfast Linen | 32 | 24 и 26 | 8 и 12 |
| Dublin Linen | 25 | 24 и 26 | 5 и 8 |
| Linda | 27 | 24 и 26 | 5 и 8 |
| Lugana | 25 | 24 и 26 | 5 и 8 |
| Bellana | 20 | 22 и 24 | 5 и 8 |
| Davosa | 18 | 20 и 22 | 3 и 5 |
Обычно хардангерская вышивка выполняется белыми нитками на ткани белого или на небеленом полотне, а также разноцветными нитками. Используются и металлизированные нити самых разнообразных цветов и оттенков, придающие вышивке мерцание и блеск.
Но хардангер можно выполнить и привычным нам разноцветным мулине, это вполне допустимо, особенно, если это новогодний дизайн, украшение на елку. Даже самый простой узор благодаря сочетанию нитей разных цветов может стать очень необычным и нарядным.
При вышивке разноцветными нитками очень важна цветовая гармония между самими нитками и цветом ткани, которая служит фоном для хардангера. Важно помнить, что характерную самобытность хардангеру придают утонченные, изящные элементы рисунка. Поэтому при использовании разных по цвету ниток желательно не допускать, чтобы разнообразие цветов затмило изысканную технику.
[показать]
[показать]
[показать]
Из отечественных ниток к рекомендуемым Perle(Pearl) наиболее близок по своей структуре Ирис, у него нить тоже крученая. По толщине нити Ирис близок к перловке # 8 или # 5. Так же в рукодельных магазинах можно посмотреть нити с крученой структурой китайского или турецкого производства, есть еще отечественные ниточки «Снежинка». Так как для выполнения разных элементов в хардангере нужна крученая нить потолще (для гладьевых блоков) и потоньше (для декоративных, строчевых швов, стягов и других элементов), то в этом плане можно попробовать исследовать нитки для вязания, думается, что можно что-то подобрать среди х/б нетолстых скрученных ниток, вполне подойдет х/б пряжа с добавлением синтетики. Главное, чтобы толщина ниточки была подходящая и ниточка была скручена поплотнее.
Для возможности сравнить визуально Ирис и «родную» перловку КсюшаК сфотографировала Ирис и перловку (ДМС и Anchor) из своих запасов.
На фото хорошо видно, что у Ириса нить скручена менее плотно, чем перловка. Менее плотная структура нити Ириса дает при работе эффект «распушенности», но на конечном результате это не сильно сказывается. Также у Ириса отсутствует характерный для перловки «жемчужный» отлив, что собственно и послужило основанием для названия ниточек.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что ранее практически недоступную в России перловку сейчас становится не просто возможным купить (пока, правда, только в инет-магазинах), но ее ассортимент и цветовая гамма постоянно расширяются.
Дополнительные инструменты
Для работы обязательно понадобятся острые вышивальные ножницы – они позволят отрезать нити ткани точно в намеченных точках, в непосредственной близи от шва гладью квадратиками.
Существуют специальные ножницы для хардангера. Их лезвия, как правило, тоньше лезвий привычных нам рукодельных ножничек и отличаются высокой степенью заточки, что немаловажно при разрезании ниточек основы в процессе работы над хардангером. Иногда лезвия таких ножниц расположены под углом,- считается, что такая форма ножниц облегчает работу, предохраняет от неосторожного разрезания. Так же ножницы, предназначенные именно для хардангера, отличаются высокой степенью сведения лезвий с упором на концы, что для работы в этой технике самое важное.
Для заполнения поверхности гладью основу натягивают на раму, в то время как ажурные части вышивки выполняют на руках.
Иглы используются ковровые с тупыми кончиками. Такие иглы не расщепляют нитей и не увеличивают дырочки в ткани. Размер иглы должен соответствовать толщине нити (см.таблицу). Наиболее подходящие для хардангерской вышивки иглы № 22, 24 и 26.
Хардангер в России
Среди вышивальщиц России и всего постсоветского пространства вышивка в технике хардангера приобретает в последнее время все бОльшую популярность. Ранее практически недоступные дизайны и материалы к ним сейчас возможно купить в наших реальных магазинах (например, магазины сети ДМС) и интернет-магазинах (StitchShop, «У Люсиль»).
Хардангер сам по себе является произведением вышивального искусства, он также прекрасно сочетается с другими вышивальными техниками – со счетным крестом, разнообразными декоративными швами, с барджелло (флорентийской вышивкой) и многими другими.
Как уже говорилось выше, техника хардангера не так сложна, как может показаться на первый взгляд. И убедиться в этом вы можете только на собственном опыте. Теперь, смеем надеяться, у вас есть неплохая теоретическая база по хардангеру, но просто прочитать про него, чтобы научиться его выполнять, мало. Накопленную информацию, являющуюся качественной основой, так сказать, теоретической частью, необходимо применить на практике, испытать в деле. Именно подкрепление теоретических знаний постоянной практикой позволит вам повысить и отточить ваше мастерство, именно регулярная практика позволит вам определить, какие из теоретических знаний вам нужны обязательно, а какие – во вторую очередь. Хотя информации много не бывает и информация не бывает лишней, рано или поздно обязательно все пригодится. Именно сочетание накопленных теоретических знаний и регулярной практики даст блестящий результат.
Если вы никогда не занимались строчевой вышивкой, начните с изучения базовых швов, поупражняйтесь в них на лоскутке ткани. А для первой хардангерской вышивки возьмите не очень сложный дизайн, например, дизайн для подстаканников от Col'sCreations.
Главное не бояться, а вышивать – не Боги горшки обжигают!!!
От себя хочется порекомендовать обязательно купить хотя бы одну книгу по хардангеру. Есть несколько очень неплохих изданий, где в деталях описывается весь процесс работы над хардангерской вышивкой, которые были подробно изучены для написания этой статьи:
1. Донателла Чиотти. Полный курс вышивки.
2. Дороти Вуд. Азбука строчевой вышивки.
3. Энциклопедия «Полное руководство по технике вышивания»
4. Бетти Барнден. Вышивка (энциклопедия).
5. Патрисия Бейдж. Искусство мережки.
Последнюю книгу, книгу П.Бейдж, рекомендуем особо – ее одной на первое время вполне достаточно для освоения искусства хардангера. Книга настолько информативна, хорошо иллюстрирована, что станет вашим верным помощником в замечательном путешествии в страну хардангерской вышивки.
Также при написании данной статьи были использованы:
Очень надеемся, что статья будет для вас полезной и пригодится вам, когда вы решитесь испытать свои силы в хардангерской вышивке.
Желаем вам удачи и красивых работ!
-------------------------------------------------------------------
NB! Перепечатка, публикация данной статьи на других ресурсах целиком или фрагментарно возможны только по личному разрешению авторов и с указанием постоянной ссылки на оригинал статьи в данном сообществе
________________________________________