Как вы понимаете, моя сдача диплома всё ближе, поэтому я все отчаяннее начинаю прокрастинировать. Решила делать это с пользой для себя и окружающих, и написать пост о том, как успевать все.
Сначала упомяну о качествах, которые помогают все успевать. Здесь нечего посоветовать - ими или нужно обладать или стараться их развить. Как - я пока не знаю:
а) Ответственность. Выражается в пунктуальности, умении работать в команде и сильном чувстве долга. Нужно всегда держать в голове, что ты связан с десятком других людей. Если сегодня ты не сделал обещанный отчет, завтра начальник не сможет представить его на деловых переговорах, и ваша контора останется без денег. Если ты не сдаешь вовремя работы в универе - преподаватель получает люлей от заведующего, а также вынужден жертвовать своим временем, чтобы выслушивать вас в каникулы или выходные. При мысли об этом у меня внутри сразу все сжимается и становится очень неловко. Это стимулирует.
б) Самодостаточность. Выражается она не только в умении не зависеть от мнения окружающих, но и от умения вести с собой диалог, понимать самого себя. В мире полно навязанных окружением целей и дел, которые или не подходят каждому отдельному человеку в частности или должны быть переформулированы. Это можно легко отнести, например, к целям "похудеть" и "регулярно наводить порядок в доме". При недолгом диалоге выясняется, что похудеть хочется в животе, а грудь оставить (что практически невозможно): а прибирать нужно просто потому, что трудно найти некоторые вещи. Согласитесь, "класть вещи на место" и "выметать каждую пылинку" - это немного разные задачи.
А теперь к приемам. Есть какие-то масштабные вещи, есть слишком очевидные, но думаю, что их в любом случае следует озвучить - чем больше говоришь и думаешь о таких вещах, тем больше хочется делать.
0. Заниматься тем, что увлекает. Это самое сложное по ряду причин. Во-первых, мы сами толком не знаем, что же нам нравится делать. Во-вторых, мы все слишком праздные и псевдотворческие. От этого у нас так много художников, фотографов, фрилансеров и других "творцов", в которых на деле умирают талантливые инструкторы по фитнесу, кадровики, экономисты и другие незаменимые профессионалы. Так что хорошо бы пробовать разные занятия, не бояться отбрасывать ненужное и искать любимое и то, в чем ты действительно хорош.
1. Смириться с тем, что все все равно не успеть. Основная причина большинства неуспеваний в том, что человек слишком сильно себя напрягает. От этого начинаешь испытывать такое отвращение к делу, что браться за него не хочется не то что завтра, но и послезавтра. Нужно заранее знать свой ход мыслей и предполагать, что из задач захочется перенести и отложить до последнего и делать их в первую очередь или потом не удивляться, что так получилось.
2. Посещать врачей. Очень все просто - когда ты болен, ты неэффективен. Так что раз в год нужно прозодить проф. осмотр. Что болит чаще всего - всем известно: зубы и желудок. У женщин еще гинекологию можно смело приплюсовать. Машину мы регулярно гоняем на техосмотр. Хорошо бы приучить точно так же гонять и себя самого.
3. Спать. Когда ты не выспался, ты что? Правильно, ты неэффетивен. Так что сразу закладывайте в своих сутках 7-8 часов сна. Главное, не страдать ерундой с этими ранними засыпаниями и прсоыпаниями. Спите тогда, когда это удобно делать. У меня два режима сна: или я сплю с 12 до 7 утра, или с двух ночи до семи, а затем вечером - с восьми до десяти. Никакая голова у меня от этого не болит и кошмары не снятся. Обкатано десятилетиями.
4. Играть в Юлия Цезаря - совмещайте несколько дел. Я пишу этот пост, а параллельно варю пельмени, например. А потом буду есть их и смотреть аниме. Включайтеаудиокнигу и прибирайте по дому. Читайте книжки по дороге на работу. Вяжите в очереди в поликлинике. Люди могут задавать вопросы и здорово удивляться, но не все ли вам равно? Вы же самодостаточный человек, какая разница.
5. Преодолевать временнЫе стереотипы. Работающим людям кажется, что после шести вечера начинается период пассивного отдых.Людям неработающим кажется, что период активности начинается только вечером, когда домашние приходят после работы и учебы. У большинства людей ночь ассоциируется с отдыхом, а день - с работой. Из этих рамок нужно выходить. День заканчивается тогда, когда ты сделал большую часть того, что хотел или запланировал. Ночь начинается тогда, когда ты ложишься спать, и длится ровно столько, на сколько ты поставишь будильник.
6. Завязывать с украшательством. Многие начинают оптимизацию своего времени с планирования, да и застревают в нем. Так вот. Планированию НЕ нужен тот красивый блокнот, который вы ждете из Китая по полтора-два месяца, продолжая при этом страдать ерундой. И вот это приложение на телефоне ему тоже не нужно. И вот этот набор цветных карандашей и наклеек. или оформление постов DoDo в блоге красивым шрифтом. Вы тратите на это кучу времени и сами создаете иллюзию продуктивной работы. А работа-то только на бумаге разнойветными ручками и написана. Я пользуюсь в планировании двумя вещами. Это планнинг, который достался мне в подарок, и блокнот, который тоже мне просто подарили. выглядят они вот так. Там все написано корявым почерком, никак не оформлено, зато есть конкретные дела, которые я вычеркиваю по мере выполнения.
Финтифлюшки вообще хорошо бы выбросить из жизни. Когда вы третий раз за неделю меняете обои на рабочем столе или скачиваете очередную программу с фильтрами для инстаграма - вы страдаете фигней.
7. Отслеживать время. В идеале хорошо бы знать, сколько времени занимает каждое дело. Я знаю, например, что умываюсь и моюсь за десять минут. А вот завтракаю за двадцать. А одеваюсь-крашусь-складываю сумку за все сорок. А на остановку дохожу за семь минут. Это помогает мне прикинуть время пробуждения, степень опоздания и вообще действовать без нервного поглядывания на часы каждые пять минут. Хорошо так же делать упражение по развитию чувства времени. Пусть кто-то засечет на секундомере одну минуту. Поднимите руку тогда, когда почувствуете, что минута прошла. Пусть партнер сообщит вам, на сколько вы промахнулись. Тренируйтесь до тех пор, пока не будете четко чувствовать этот промежуток времени. В дальнейшем можно научиться ощущать три минуты, пять и десять.
8. Разговаривать с людьми. "Язык до Киева доведет", - говорят в народе. И говорят не зря. Мы теряем массу времени, когда не можем вступить с кем-то в контакт. Нужно уметь спрашивать дорогу, звонить малознакомым и совсем незнакомым людям, а еще уметь сообщать окружающим о том, что что-то не успеваешь. Искренне и просто. Это не только помогает строить доверительные отношения, но и учит быть более ответственным. Отдохнул с легкой совсестью от дел? А ну-ка попробуй-ка другому без вранья это объяснить.
9. Вдохновляться. Себя нужно питать новыми впечатлениями и опытом, чтобы продолжать долгое время заниматься каким-то делом. Поэтому для каждого специалиста принципиально важно состоять в профессиональных сообществах, участвовать в мероприятиях для узкого круга профессионалов. Нет лучшего стимула, чем пример более успешного коллеги по цеху.
10. Использовать свои слабые стороны. Это сложно объяснить, потому что слишком индивидуально. Покажу на примере. У меня рассеянное внимание. Я не могу долго заниматься одним и тем же делом. Вместо того, чтобы насиловать себя правилом 20-ти минут, когда ты должен хотя бы 20 минут без перерыва пахать, я делаю несколько дел одновременно. Сейчас, например, пописываю диплом, этот пост, а еще статью, переключаясь между файлами.
Такая получилась подборка, которая помогает все успевать. Надеюсь, что она была для кого-то полезна, и. что более важно, навела вас на свои собственные приемы по оптимизации времени.