Это цитата сообщения
naomijer Оригинальное сообщениеСУККОТ - ПРАЗДНИК РАДОСТИ
Настроение сейчас - предсуккотнее«А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы соберете плоды земли, празднуйте праздник Господний семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой». (Ваикра, 23: 39-44 )
«Свет посеян для праведников, и для прямодушных – радость», Тегилим
Сегодня мы будем встречать Суккот. Всего четыре дня отделяют Йом-Кипур от этого праздника, который называют «временем веселья нашего», а также «праздником сбора урожая».
ЗАПОВЕДИ ПРАЗДНИКА СУККОТ
Заповедь сидеть в шалаше
На этот вопрос Тора отвечает в книге Ваикра, в гл. 23-й: «В шалашах живите семь дней: всякий коренной житель в Израиле должен жить в шалаше – дабы знали во всех поколениях ваших, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из страны Египетской».
Существуют разные версии, о каких шалашах идет речь, то ли о шалашах в буквальном смысле слова, то ли слово «шалаши» надо понимать в переносном смысле: как «облака славы» –, которыми Вс-вышний окружал со всех сторон народ Израиля все те сорок лет, что они находились в пустыне.
Мне думается, что как праздник, заповеданный Торой, Суккот приоткрывает связь миров физического и духовного. Но имеет столь важное влияние на жизнь человека еще и потому, что в эти дни, после тяжелых духовных внутренних трансформаций, которые сопровождают «дни трепета», пересмотра себя и своей жизни, перед человеком с особой силой открывается возможность ощутить свою связь с Высшим Источником. Ведь не случайно, что Суккот один из трех праздников в году, на которые в соответствии с Торой, весь народ был призван собираться в Иерусалиме. А то, что этот город открытые ворота в высшие миры – уже никем не обсуждается.
Праздник Суккот отмечается в пору изобилия. А это говорит о том, что он предлагает человеку задуматься о связи между материальным и духовным в его жизни. И для того, чтобы подчеркнуть, что материальные блага преходящи и достижение их не может быть самоцелью, Суккот выводит человека из дома в шаткое временное жилище, открытое всем ветрам и беззащитное перед погодой. «Суета сует, - все суета»...
Сукка (шалаш)
Кстати, чтобы шалаш (сукка) был «кашерным» – то есть соответствовал требованиям, которые предъявляет Тора, необходимо выполнение ряда условий. В том числе сукка не должна располагаться ни под каким строением, она не может быть накрыта никаким навесом - но должна находиться под открытым небом. А «схах» (навес над суккой) должен быть был густым -чтобы внутри «суки» тени было больше, чем солнца. Нельзя, однако, делать «схах» слишком плотным: необходимо, чтобы ночью сквозь щели в «схахе» проглядывали звезды.
«Сукку» принято украшать, как правило для этого используются семь главных плодов Израиля: ячмень, виноград, гранат, инжир, финик и маслины. Главная часть заповеди – это ночевать в «суке», не зря говорится: «в шалашах живите семь дней». Также нельзя есть вне «суки» в течение всех семи дней.
«Ушпизин»
А еще праздник Суккот - это связь времен и возможность получить благословение Свыше. В эти дни Семь «ушпизин» (гостей) посещают каждую «сукку». Это – души Аврагама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Агарона и Давида, и каждый из «ушпизин» по очереди возглавляет их всех.
Каждый из этих гостей, в свое время познал вкус скитаний: Аврагам – ушел из Харана в Кнаан, а оттуда – в Египет; Ицхак странствовал в стране филистимлян; Яаков – бежал в Харан, а в конце своей жизни ушел в Египет; Йосеф – был продан в Египет; Моше – бежал от фараона в Мидьян, а позже, вместе с Агароном, сорок лет странствовал по пустыне; Давид, преследуемый Шаулем, бежал в страну филистимлян, к Ахишу, царю Гата. Читая приглашение «ушпизин» войти в «суку» -символ скитальческой жизни, мы выражаем надежду на то, что больше не будем странствовать, что больше не уйдем в изгнание.
Но чтобы праздничное веселье было настоящим весельем, человек обязательно должен позаботиться об одиноких и нуждающихся и пригласить их под сень своей сукки.
Это праздник, когда мы встречаем своих праотцев и просим благословления за весь мир.
«Арба Миним»
«И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).
«Арбаа миним» («четыре вида растений») - важнейшая заповедь, связанная с праздником Суккот, Она призвана улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений – этрог, лулав, гадас, арава, – над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.
Каждый из этих растений не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав – берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», гадас (мирт) – прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава – несъедобна и не имеет запаха.
Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами – и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным» исполнением заповедей – они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей – их символизирует гадас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют... Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи».
Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы создать ощущение единства и взаимности в отношениях человека и общества. Это мир реальный. С другой стороны, взяв четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира Тора связывает их воедино, посвящая Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым соединяемся с миром духовным, с первоисточником нашей жизни.
Во времена Храма в праздник Суккот исполняли еще одну заповедь Торы: раз в семь лет, после окончания года шмита (то есть в первый год семилетья) весь народ собирался в Иерусалиме на праздник Суккот – не только мужчины, но и женщины, и даже малые дети (в отличие от обычных паломничеств в Храм, совершавшихся только мужчинами). И царь Израиля всенародно зачитывал пятую из книг Торы, книгу Дварим, которую называют также Мишнэ-Тора. Это общенародное собрание называлось «Гакгель».
Симхат Бейт Гашоэйва или «Возлияние Воды»
Благополучие земли, «текущей молоком и медом», до сих пор целиком зависит от количества дождей, выпадающих в зимний период. Поэтому понятно, почему так важен обычай «возлияния воды». Мишна в трактате Рош-Гашана отмечает, что во время праздника Суккот Вс-вышний решает, сколько воды Он пошлет на землю в наступившем году: будет ли много дождей или, не дай Б-г, будет засуха.
Возлияние воды на жертвенник в Храме сопровождалось таким весельем, что возникла поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник [симхат бейт гашоэйва], тот никогда в жизни не видел веселья».
Чтением 15 глав Тегилим, называющиеся «Песни ступеней», когда между главами провозглашают: «И будете вы в ликовании черпать воду из источников спасения!», а также песни, пляски, звуки оркестров, веселые трапезы – так отмечают симхат бейт гашоэйва в наши дни.
Гошана-Раба
Гошана-Раба – это последний день холь-гамоэд Сукот. В этот день заканчивается время исполнения заповедей о «сукке» и «арбаа миним», а во времена Храма в этот день заканчивалось возлияние воды на жертвенник.
Еврейская традиция придает этому дню особый смысл. Он считается последним из «Грозных дней» - днем, когда на небесах окончательно утверждается приговор каждому из нас, поэтому принято в этот день выражать такое пожелание своим родным и друзьям: «Доброго решения!»
Какое отношение Гошана-Раба имеет к «Грозным дням»? Наши мудрецы сообщают предание о том, что этот день – подарок, который Вс-вышний преподнес нашему праотцу Аврагаму, сказав: «Я – единственный, и ты – единственный. Я дарю тебе особый день, в который будут искупаться грехи всех твоих потомков. Если они добьются их искупления в Рош-Гашана – что может быть лучше! Если же нет – есть еще Йом-Ки-пур. Если же и в Йом-Кипур они не искупят свои грехи – Я дарю вам еще день, Гошана-Раба!»
Желаю провести праздник Суккот в радости!
sarit hadad - lets light a candle
[336x417]