• Авторизация


ЯН СТАНИСЛАВ ВИТВИЦКИЙ (1630-1698) 20-02-2008 11:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Познанский бискуп

ЯН СТАНИСЛАВ ВИТВИЦКИЙ  (родился в Витвице)

(1630-1698)

Ян Станислав Витвицкий в большую историю вошёл благодаря двум скандалам, в которых принимал самое непосредственное участие. Первый связан с притиснением православной церкви и описан историком С. М. Соловьёвым в "Истории России с древнейших времён" т.14 гл.2



«…На дворе у резидента была православная церковь, где служил священник из Перемышля. В церковь сходилось множество православного народа, покоевые дворяне королевские и шляхта, священник исправлял требы, исповедовал, приобщал, крестил младенцев, венчал свадьбы. Это сильно не нравилось польскому духовенству, и 20 мая познанский бискуп Витвицкий велел схватить священника на улице и привести к себе. Наговоривши ему о вере благочестивой противных вещей, бискуп велел посадить его под караул у себя на дворе. Но на другой же день умер скоропостижно королевский сокольник. русский человек; товарищи его, сокольники, подали королю просьбу, чтоб позволено было похоронить умершего по православному обряду; король согласился, и по его указу освободили священника из-под епископского караула…».


Второй скандальный случай известен, как "Дело Лыщинского" 1688-1689. Дело Казимира Лыщинского на сейме в Варшаве по рукописным материалам протоколов его заседания, хранится в Государственном воеводском архиве г. Гданьска. Суть его в следующем: некий Казимир Лыщинский написал текст, в котором изложил свои мысли, отрицающие существование бога. Написал по- молодости, но, видимо написал так, что самому понравилось. Ярко и с выдумкой. А, может быть и не ярко, а просто- написал и забыл... Мало ли чего мы пишем в гормональном угаре и по какой причине не выбрасываем набитые всякой чушью юношеские дневники. Так или иначе, но свою писанину Казимир не уничтожил, не потерял, а пронёс сквозь годы и испытания, чтобы однажды продемонстрировать её человеку, который был ему должен денег! Должник оказался не промах и сотворил донос о ереси кредитора. Лыщинского арестовали и принялись судить.


"...Из духовных сановников особенно часто в Отчете упоминаются архиепископ и кардинал Михал Стефан Радзеовский, епископы хелминский Казимир Опаленьский, инфлянский Миколай Поплавский, киевский Андрей Залуский, краковский Ян Малаховский, куявский Бонавентура Модалиньский, познанский Ян Станислав Витвицкий, пшемыский Ежи Альбрехт Денхофф, смоленский Евстафий Котович, виленский Константин Казимир Бжостовский. Все они требовали для Лыщинского смертной казни..."


Суд был долгим. 19 заседаний. Но справедливым не стал. Он не принял во внимание, то, что написанному 15 лет, и что все эти 15 лет Казимир Лыщинский проявлял себя, как исключительно добропорядочный христианин, что арест шляхтича до вынесения обвинительного приговора по тогдашнему закону абсолютно незаконен, что шельма-доносчик имеет к обвиняемому корыстный интерес.


"...в отчете имеется пространное выступление Лыщинского, в котором между прочим Лыщинский сообщает, что его сочинение должно было называться «Диспут, в котором католик побеждает атеиста». Однако он написал только первую часть, содержащую аргументы атеиста (который и употреблял обращение: Nos athei — «мы атеисты»), поскольку некий теолог, которому он показал свою рукопись, не рекомендовал ему продолжать работу над ней..."


У Казимира Лыщинского были защитники. Они взывали к милости, указывали на несоответствия, возмущались и клялись. Однако, для судебных обвинителей оно стало принципиальным. Крамолу решили раздавить окончательно и бесповоротно.


"...После чтения приговора к трону подошли познанский и инфлянский епископы с просьбой о смягчении суровости закона. Затем слово взял Лыщинский и попросил короля, чтобы при исполнении смертного приговора были сокращены его муки мгновенным ударом меча (momentaneo ictu gladii). Король созвал сенаторов и послов, делегированных в состав суда, и, посоветовавшись с ними, согласился удовлетворить просьбу Лыщинского о том, чтобы приговор был приведен в исполнение путем отсечения головы. Лыщинский поблагодарил его за эту милость, после чего его вывели и приступили к рассмотрению других дел. 30 марта 1689 г. перед полуднем смертный приговор был приведен в исполнение. Сначала Лыщинский сжег собственные сочинения, затем ему отрубили голову, останки казненного вывезли за город и сожгли..."




[500x320]


Использован очерк Анжея Новицкого.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЯН СТАНИСЛАВ ВИТВИЦКИЙ (1630-1698) | Witwicki - Дневник Witwicki | Лента друзей Witwicki / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»