[private post] § 1. Глубина страдания — единственный вход в глубину истины
15th May, 2008 | 05:59 pm
«Наше время нуждается не в психоанализе, а в психосинтезе», — считал Н. А. Бердяев. В религиозном опыте человечества один из основных моментов — это отношение к страданию. В мире природы и в мире социума слишком много борьбы и боли, человек рано или поздно предстает перед бездной и заглядывает в пустоту — в смерть. Жизнь непрочна и в каждое мгновение проблематична. В сознании этого не умом, а всем естеством — принятие непомерной тяжести. Но это — и первый толчок к формированию личности, первый шаг на долгом и мучительном пути духовного столкновения.
Есть бесполезные страдания, ничего, кроме муки, недающие, вроде зубной боли. Есть нравственные страдания, сопутствующие духовному росту. Страдание часто и путь к глубине, к открытию и приобщению к иным измерениям.1 В страдании происходит рождение человека. Это не апологетика страданий: еще Достоевский с полным основанием призывал не искать креста, не стремиться к страданиям как к цели, но и не бежать их, если они тебе выпали. Часто в духовной жизни единственный путь к возрождению личности, путь к покаянию лежит через страдание.
Страдание — зло как метод социальной терапии, но страдание бывает в конечном счете и благом, когда боль — это голос, которым говорит с тобой Бог: oчень часто, иначе Ему тебя не окликнуть.
Если Бог умер, если духовное измерение жизни утрачено, — теряет смысл и страдание. В одномерном мире страдание — это встреча с абсурдом, бессмыслица. Для одномерного человека боль — это путешествие в никуда, в пятый угол как итог Мироздания. И здесь ему на помощь приходит психоанализ — рациональный способ избавления от иррационального осадка жизни. Наряду с такими завоеваниями человеческого разума, как идеология и утопия, психоанализ является еще одним важным компонентом секуляризованного сознания, средством адаптации в современном мире.
1 «Глубина страдания — единственный вход в глубину истины», — писал Пауль Тиллих.