типа "Благодатный" типа Огонь :)
24-06-2008 04:57
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Каждый год на Пасху телевидение в прямом эфире показывает “схождение
благодатного огня“ в иерусалимском храме Гроба Господня.
На Руси эта легенда была известна уже с XII века по
рассказам паломников и лубочным картинкам. Но даже создание в 1847 году
Духовной миссии в Иерусалиме и открытие в 1882 году Палестинского общества
не вызвали у нас массового “огненного психоза“. Потому что уровень церковной
культуры позволял понимать, что происходит на самом деле.
Основатель миссии епископ Порфирий в своих воспоминаниях рассказывает, как
иерусалимское духовенство “зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся
мраморной иконой Воскресения Христова“... В 1914 году востоковед И. Ю.
Крачковский (1883-1951) собрал арабские известия о рукотворности огня.
Литургист А. А. Дмитриевский (1856-1929) на основании Устава храма Гроба
Господня 1122 года показал, как духовенство готовит к Пасхе лампады, чтобы
зажечь в них новый огонь. В 1949 году его ученик, петербургский профессор
Н. Д. Успенский (1900-1987) продемонстрировал, как складывался огненный миф.
Его учеником в семинарии в тот год был будущий патриарх Алексий (Ридигер).
Он, как и высшее духовенство РПЦ, не может не знать правды о
“благодатном огне“.
В России благочестивый обман получил массовое распространение только в
тоскливый период застоя 1970-х. Сегодня упадок богословского образования, в
том числе и разгром питерской Духовной академии, способствует утверждению
мифа. Характерно, что иерархи воздерживаются от заявлений, предпочитая
насаждать сомнительный культ чужими руками. РИА “Новости“ повторяет чей-то
экзальтированный бред, описывающий физические характеристики огня, заметные
“при замедленной съемке“. Но когда эту идею подхватывает министр культуры,
это просто бескультурье.
На вопрос епископа Порфирия, почему нельзя честно рассказать людям, что
происходит, святогробский митрополит простодушно ответил, что его растерзают
тут же, как только узнают правду... Утверждение о божественном происхождении
огня есть сознательный обман, граничащий с кощунством и богохульством, за
которые российский суд теперь приговаривает к солидным штрафам. В конце концов,
Господь Бог не пиротехник, чтобы устраивать праздничный фейерверк к очередному
поп-шоу. В Евангелии и без того много замечательного. И огонь Великой
субботы - это не вопрос веры и неверия, а вопрос порядочности и нечестности.
***
еще
***
В Великую Субботу в течение веков в Граде Иерусалиме на Гробе Господнем совершается ежегодно чудо сошествия Благодатного огня. Сегодня по телевидению показывали это чудо, свидетелями и участниками которого стали представители России... Все мы возжем наши свечи на Крестный ход от Благодатного огня, сошедшего сегодня на Гроб Господень.
Порфирий (Успенский). Книга бытия моего. СПб, 1896. Том 3. Стр. 299-301
В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу, есть огонь не благодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою.
Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.
Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела, и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения, и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.
Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.
Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.
Мы,– продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нему написали вместо "святый свет",– "освященный огонь". Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады, все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного.
***
***
выводы делайте сами, Господа...)))
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote