[показать] Новая картина Андрея Звягинцева «Елена» не снискала громких отзывов от зрителей. Реакцию на этот фильм можно назвать нейтральной. Не было громкого превозношения, не было громкой хулы. Кто-то сдержанно хвалил, кто-то хвалил с оговорками, кто-то оценивал мастерство режиссёра, недоумевая по поводу сюжетной линии. Однозначную оценку выдвинуть сложно, но чего-то в этой картине не хватает.
Тихая и скромная Елена замужем за состоятельным Владимиром. Однако для мужа она, скорее домработница, чем жена. У Елены есть взрослый сын, безработный, ютящийся с женой и двумя детьми в маленькой двушке в области. Периодически Елена навещает сына, отдавая ему всю свою пенсию, что очень не нравится Владимиру, у которого тоже есть взрослая дочь-«гедонистка». Владимир отказывается дать денег на поступление старшему внуку жены, и для семьи Елены остро встаёт вопрос армии, которую они рьяно хотят избежать. У Владимира случается инфаркт, и в больнице, после разговора со своей непутёвой дочерью, он решает написать завещание, по которому всё его имущество должно перейти к дочери, а Елене полагается пожизненная рента, которой вряд ли хватит для оплаты обучения внука. И тогда сдержанная и безобидная, на первый взгляд, женщина решает добить своего скупого супруга при помощи «голубых таблеточек».
Фабула фильма понятна, ясна и даже ординарна. Убийство из-за денег во имя спасения семьи – всё, как обычно. Но! Фабула фабулой, только характеры персонажей в подобный поворот отчего-то не вписываются.
Надежда Маркина, сыгравшая Елену, изваяла убедительный образ маленького человека, серой мышки, готовой по первому требованию мужа отчитаться за каждую копейку. Елена мужественная мать, непонятно каким образом терпящая сына-алкоголика, который, будучи безработным, и де-факто сидя на шее у матери, ещё умудряется рожать детей одного за другим. Она также стойкая бабушка, то ли не замечающая, то ли делающая вид, что не замечает, холодного отстранения внука, из-за которого, собственно, и заварилась вся эта история.
Вообще семья Елены вызывает неподдающееся контролю отвращение. Не по каким-то там «классово-чуждым» обстоятельствам, это не социальная реакция, это реакция на художественный образ. Вероятно, Звягинцев именно этого и добивался. Как точно заметил Никита Сергеевич Михалков, в «Елене» «непонятно, кого любит режиссёр». Однако вполне понятно, кого он не любит больше. Собирательный образ неблагополучной российской семьи, с её непременными атрибутами, типа пива, растянутых треников, вопящих детей и перманентно включенного телевизора, удался автору. Такой объём образа может получиться только при наличии или большой любви, или большой ненависти к теме. Но именно эта удача в изображении семьи наталкивает меня на фундаментальный с точки зрения сюжета вопрос: так ли нужно было убивать Владимира?
Начнём с того, что, судя по истинно домостроевскому смирению главной героини и её некоторой флегматичности, она либо вовсе не способна на убийство, либо «в тихом омуте…», но во втором случае это уже практически Раскольников. И лично мне, показался весьма натянутым повод, по которому Владимира отправили на тот свет (при помощи Виагры, что весьма иронично). Скажите, это только мне кажется, что откосить от армии сейчас не такая большая проблема?
Тем не менее, Владимир убит, и вся дружная семейка обосновывается в шикарной квартире покойного… И насколько же они там чужие! Особенно ярко это показывает плевок через парапет балкона. Это примерно, как пролетарии, мочившиеся в китайские вазы. Самое интересное, что на этой победе пролетариата фильм и заканчивается. А где же достоевщина? А муки совести? А расплата? Я жажду продолжения! Я хочу увидеть три сна Раскольникова!
По структуре картины мне не хватило целостности. Эпизоды хаотично приклеены друг к другу, и возникало ощущение, что ни один из них, по сути, не завершён. Очень мало дочери Владимира, хотя это, пожалуй, самый колоритный персонаж во всей этой истории. Непонятно к чему была показана драка, не имевшая не своего логического начала, то есть причины, не своего конца. Это выглядит вставным номером, иллюстрирующим незатейливые развлечения рабочей молодёжи, что ещё больше усугубляет образ семьи. Единственным понятным приёмом осталась лишь прямолинейная кольцевая композиция (кадр с веткой в начале и в конце фильма). Всё остальное, вполне возможно, было загублено в процессе монтажа. Потому что, если посмотреть двухчасовой фильм о фильме, то возникает впечатление хорошей работы, которое, увы, при просмотре конечного продукта не оправдывается.