[показать] Грустно представить, что были когда-то времена, когда трава была зеленее, воздух чище, а телевидение – не столь тупым. Грустно от того, что лично я в те замечательные времена была лишь в проекте, или, на крайняк, училась ползать под столом. Были и другие времена, когда наше отечественное телевидение за неимением своего собственного продукта массово переводило бразильское мыло, французские молодёжные сериалы а-ля «Элен и ребята» и английский юмор, навсегда оставшийся в сознании отечественного обывателя в образах Бенни Хилла и мистера Бина. Однако самый малосмотрибельный из метровых каналов российского телевидения, а именно, канал «Культура» когда-то показывал единственную из официально дошедших до нас (официально, в смысле, без помощи интернета) вещей из ныне ставшего уже легендарным наследия Фрая и Лори – сериал «Дживс и Вустер».
«Дживс и Вустер» - это вторая в Англии попытка «приручить» серию популярных на альбионе романов Пэлема Грэнвила Вудхауза (которого русские почему-то часто именуют Питером)). Вторая и самая успешная. Успешная, очевидно, из-за того, что сделана с большой любовью к автору. Вудхауз второй после Конан Дойла любимый писатель Фрая. Берти Вустер – молодой богатый аристократ, не утруждающий себя какими-либо рабочими заботами, не блещущий особыми умственными способностями, и не отягощённый чопорным поведением. Окружённый многочисленными тётушками, желающими устроить его судьбу, и друзьями-недотёпами, создающими лишнюю головную боль. Реджинальд Дживс – камердинер Вустера. Умный, начитанный, хитрый и чопорный. Противоположности, как известно, притягиваются, а в нашем случае притягиваются с выгодой для всех.
Взаимоотношения двух центральных персонажей – это предмет отдельного фетиша. Говорливый Берти, несущий форменную чушь и ведущий себя, как ребёнок, и рядом с ним молчаливый и покорный, на первый взгляд, камердинер, снисходительно терпящий выходки хозяина, всегда со всем соглашающийся (сакральные: «Very good, sir» и «Indeed, sir»), но всякий раз, почти измором, добивающийся того, чтобы хозяин, хотя бы в мелочах, но поступал так, как хочется ему – камердинеру (сбрил усы или перестал носить «американскую» шляпу). Проблемы всех персонажей сериала так или иначе связаны с одной темой – с браком. Кто-то с кем-то хочет жениться, но не может, кто-то может, но не хочет, кого-то женят насильно, и он хочет этого избежать. И все проблемы решает гениальный Дживс. К середине третьего сезона (если смотреть сериал залпом) можно понять, что вся история о манипуляциях. Дживс – великий манипулятор. Не в плохом смысле, в хорошем. В исполнении Стивена Фрая Дживс просто милый добряк, обаяние Фрая оттеняет манипулятивную тему начисто. А вот Лори утрирует идиотизм Вустера, что в какой-то момент начинает раздражать.
Вообще, стоит сказать прямо, «Дживс и Вустер» - это сериал для фанатов Фрая. Стивчик тут просто зайка. А вот новоявленные фанаты Лори, подсевшие на Хауса, вряд ли поймут столь гротесковый образ своего любимца. Хотя именно это и есть реальный, классический Лори. Лори, который ещё не был американизированной попсой…. Фрай был, есть…и будет. Фрай, как столп современной английской культуры, теперь уже, можно так сказать, вечен и непоколебим, он любим, уважаем (несмотря на то, что гей) и услышан, услышан настолько, что может «заставить» подавляющее большинство людей (из некоторой выкладки) проголосовать против Католической церкви. С Лори дела обстоят несколько иначе. Лично мне очень интересно, что будет после Хауса…и будет ли. Но все эти грустные мысли – это тренды нынешнего дня, а тогда, в конце 80-х начале 90-х, оба были ещё молоды, симпатишны, веселы. Хью ещё не носил бороду и не эксплуатировал грустный, усталый взгляд. Стив ещё не бился с церковью, не вёл твиттер, и даже – oh, my Bri! – не писал книг. Трава была зеленее, воздух чище, а сериалы лучше.