• Авторизация


О русском характере 11-10-2008 14:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Tor-Vic Оригинальное сообщение

Русский характер и чувство вины



Ведь это просто в порядке вещей – когда русские рвут живот по полной, кладут жизнь и здоровье на дело, выкладываются и творят чудеса. Достаточно снисходительного кивка начальства и небольшой премии – хотя, впрочем, премии тоже не надо. «Какие ещё премии, разбалуются». Ну а чтобы заслужить доброе слово с самого верха – это надо сделать что-то невероятное. Типа: тридцать миллионов трупов за то, чтобы товарищ Сталин выпил за русский народ. Нет, даже не так - за терпение русского народа. То есть за ту самую способность и готовность обходиться без пряников.

Это не всё. Соответствующие нормы внедряются в культуру. Русским запрещено хвалить друг друга, высказывать друг о друге сколько-нибудь позитивное мнение. Матери костырят и курощают детей за всякую провинность – но никогда не хвалят. Отцы гавкают. Жёны ноют и пилят. Мужья дерутся и матерятся. Слова и выражения типа «ты хороший», «я тебя люблю», «как я рад тебя видеть» звучат дико смешно – «так же не говорят». Потому что всякое позитивное высказывание в адрес ближнего ТАБУИРОВАНО. На хуй послать – это можно, это нужно, это мужественно и честно. А вот сказать что-то противоположное… да у нас и слов-то таких нет. Это и стыдно, и неудобно, и признак слабости, и вообще ни к чему. Неча баловать. Суровость, только суровость. Кнут, кнут, кнут, и никакого пряника, даже понюхать не давать.

Заметим. НИ ОДНА нормальная человеческая культура таких идеалов не исповедует. Это что-то очень искусственное, «специальное». И довлольно тесно связанное именно с советскими практиками.

Вопрос. ЗАЧЕМ это ИМ было надо? Почему народу отказывали и отказывают «в малейшем поглаживании по шёрстке»?

А ответ простой. Он прописан в любом учебнике психологии.

Потребность в похвале заложена в основаниях человеческой психики. Нет – даже в дочеловеческих её основах. Любое живое существо, способное к обучению, нуждается в похвале (как и в порицании). На этом всё построено: неправильное действие наказывается (хотя бы символически), правильное – обязательно вознаграждается (тоже хотя бы символически).

Что означает ситуация, когда человек получает только наказания, но не награды? Да то, что он ничего не делает правильно. Или даже так: если даже все действия его правильны, всё равно что-то очень фундаментальное в нём плохо, неверно. Иначе бы его похвалили. Если не хвалят – значит, он в чём-то очень сильно ВИНОВАТ.

Поскольку же отсутствие явного наказания не указывает на конкретную вину – да человек её за собой и не знает – он неизбежно приходит к выводу: он виноват уж тем, что он живёт. Что занимает место под солнцем, что ему «чего-то надо», что он вообще воздух ценный переводит.

Именно это чувство БЕСКОНЕЧНОЙ ИРРАЦИОНАЛЬНОЙ ВИНЫ в высшей степени присуще русским. Причём вины «достоевской», «всех перед всеми». Все перед всеми «в чём-то виновны». А поскольку непонятно, в чём именно, то получается – в том, что живы. Все как бы занимают место других, более достойных людей.

Это приводит к двум последствиям.

Во-первых, все друг друга ненавидят. А как ещё можно относиться к людям, перед которым ты неизвестно в чём виноват? Люди не любят быть виноватыми. А поскольку они постоянно чувствуют вину (которую притом не могут исправить, она неснимаема, как первородный какой-нибудь грех), они рано или поздно начинают всех ближних считать врагами. Русские очень сильно ненавидят русских – потому что чувствуют непонятную вину перед ними.

Кстати, на нерусских это не распространяется. Поэтому русского так легко развести на «дружбу» с какой-нибудь нерусью или на симпатию к неруси. Он может понимать, что нерусь эта его презирает, обманывает, обирает – но он перед ней хотя бы не виноват. Что проявляется, в частности, в том, что нерусь легко и охотно льстит по мелочам. Человек слышит дешёвейшую лесть – и покупается, даже если видит всё насквозь. Потому что в этой ситуации он хотя бы не чувствует себя вечно виноватым.

Эта ненависть всех ко всем приводит к дикой разобщённости русских. В результате чего они не могут ни о чём договориться. Что чрезвычайно выгодно разнообразному начальству (как официальному, так и всякому иному).

И второе, тоже выгодное начальству, следствие. Чувство вины напрочь блокирует всякое осознание своих прав и чувство протеста.

Заметим: чувство протеста не равно недовольству. Можно быть очень сильно недовольным происходящим – но не протестовать, а покорно принимать всё как есть. Потому что протестующий ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПРАВЫМ. У него есть права, их нарушили. А русский не чувствует за собой никаких прав, потому что он виноват перед всеми за то, что вообще живёт.

Кому всё это надо - сами догадайтесь. Не бином.

ДОВЕСОК. Разумеется, это не единственный механизм поддержания русских в разобщённом состоянии. В общем виде этот вопрос рассмторен у Дмитрия Крылова здесь. Но это важная часть механизма, заслуживающая отдельного рассмотрения.

ДОВЕСОК. От Дмитрия Крылова, визуальное напоминание:

 

 

PS Пример с Анной Бешновой – из той же серии. Предположим, в Баку русские убили бы азербайджанскую девочку. Или в Тель-Авиве арабы убили бы еврейскую девочку, или в Японии американцы изнасиловали бы очередную японскую девочку, или бы в Нью-Йорке белые бы изнасиловали бы негритянку. Хоть одна бы блядь из местных написала бы: «сама виновата»?

Ну, или как я часто слышал: «Побили? Значит за дело. Просто так бить бы не стали. Значит заслужил». Правда, так говорили всегда женщины. То есть, некая презумпция виновности.

Из этой же серии озвучивая или не озвучиваемая установка: «Если муж зарабатывает столько же, сколько зарплата в среднем по  городу, или даже чуть больше, делает дома ремонты, пьёт только по праздникам и так далее – это не его заслуга. Это норма. И хвалить за этого смысла нет. Он делает только то, что обязан. Более того, он ещё и виноват, что не зарабатывает больше. В той или иной форме слышал это сотни раз.

Мне кажется, что это как-то связано с переосмыслением православия. Дескать, любой твой хорошизм – это норма. И как бы ты ни был хорошо, всё равно ты грешен и должен бороться с собой, стремиться к большему хорошизму.

Так что не соглашусь с товарищем Крыловым, что это некто плохой поддерживает русских в таком состоянии.


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О русском характере | Гузява - Праздник нужно всегда носить с собой. Эрнест Хемингуэй. | Лента друзей Гузява / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»