Устройство чума. По преданиям многих северных народов, чум и человек появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши были знакомы еще древнейшим охотникам Сибири. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно легко построить практически в любом месте из перекрещенных жердей, покрытых ветками, корой или специально припасенными шкурами.
Традиционным жилищем ненцев является чум. На языке ненцев чум называется – «мя». Он имеет коническую форму, которая хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. Крутая поверхность чума является наиболее приемлемой, так как с поверхности чума снег скатывается легко, не задерживаясь. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума – макода си. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимется вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления и. как пробка, закрывают доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.
Главный элемент чума – шест. Его готовят долго и тщательно, поэтому он служит тундровикам не одно десятилетие. Чум состоит из 40-45 (иногда из 50) шестов в зависимости от размеров чума. Два шеста, являются основными (макода' ну) они на некотором расстоянии от верхнего конца, имеют по одному сквозному отверстию, сквозь которое продевается веревка, и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. При установке основные шесты перекрещивают несколько ниже веревочного кольца, в которое затем продевают другие шесты чума.
Для покрытия чума ненцы используют покрышки (нюки), которые сшиваются из крупных шкур взрослого оленя нитками из сухожилий оленя. В зимний период необходимо четыре покрышки: две нижние (мюйко) покрывают остов чума мехом внутрь и две верхние (ея) покрывают мехом наружу. Для пошива используют около 60 шкур. Служат покрышки обычно много лет, заменяют их по мере необходимости.
Место для стоянки и установки чума выбирают мужчины. При этом существует определенный порядок. Прежде всего, выбирается место с учетом времени года. Зимой чум ставят по возможности в укрытых от ветра местах, летом, наоборот, в открытых. Учитывается так же и то, что вход не должен смотреть в ту сторону, откуда приехали чумы.
Устанавливают чум женщины по строго установленному порядку. Определялся центр жилища, где сооружали очаг. Вокруг него укладывали доски пола. Потом на место постелей расстилают циновки из трав и прутьев. Затем устанавливаются шесты. Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (сымзы) располагались две горизонтальные жерди, на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. Затем натягивали покрышки – ноки. Таким образом, чум ставится за 30 – 40 минут.
Для того чтобы надеть покрышки на чум используют специальный шест (есенабць). К основанию чума подгребают снег, а летом – землю, чтобы в чум снизу не проникал ветер. Края покрышек должны заходить один за другой. Край одной из внешних покрышек образует вход в чум. Женщины и дети входят в чум, взявшись одной рукой за края обоих покрытий и повернувшись через левое или правое плечо. Мужчины открывают вход взмахом покрытия через спину.
В летний период ненцы на покрытие чума использовали старые оленьи шкуры или берестяные покрышки. Современные ненцы летом проживают в чумах покрытых брезентом или другими прочными фабричными тканями.
Существует варианты чума в зависимости от времени года, назначения, особенностей конструкции.
Зимний чум – сырэй мя,,. Это традиционный чум.
Летний чум – таны мя,,. Имеет туже конструкцию, но отличается покрытием. Покрытием летнего чума служат мюйко – старые зимние покрытия мехом внутрь. Раньше для летнего чума использовали берестяные покрытия.
Отельный чум – сую,, мя,, (олененка чум). Во время отела важенок и телят отделяли от большого стада, которое продолжало кочевать. Для пастухов оставшихся с телятами ставили отёльный чум.
Родильный чум. В книгах исследователей жизни ненецкого народа можно найти сообщения, что для женщины на время родов ставили отдельный «поганый» чум – ся,,мэй, мя,,. Пол в нем застилали еловыми ветками. После того как женщина с ребенком возвращалась в жилой чум, родильный уничтожали.
Чум покойника – халмер, мя,,. Он тоже считался нечистым. После смерти человека чум переносился на новое место, а на месте старого чумовища устанавливался маленький чум, модель чума, который со временем сам должен упасть. Двери такого чума смотрели на запад, в сторону мертвых.
Мобильный чум - мяпой мя,,. Его берут с собой при поездке на большие расстояния.
Заслон – хэнг. Его можно отнести к наиболее древнему виду жилища ненцев. Заслон строят из двух палок и прислоненных к нему шкур, летом вместо шкур используют лодку.
Пространство внутри чума.
В чуме большое значение имел очаг, и доброе пожелание звучало так: «Пусть не гаснет огонь в вашем чуме». Это пожелание было символическим, оно означало «пусть не закончится ваш род». Сейчас вместо очага используют переносные железные печки-«буржуйки», а для освещения используют керосиновые светильники.
Кроме очага, еще очень значимыми элементами являются дверной вход и сымзы (центральный внутренний шест). Вход разделял две сферы: жилое и нежилое, дикое и домашнее. С этим был связан ряд поверий: детям нельзя сидеть или стоять при входе: говорили, духи тебя застрелят. Умершего никогда не выносили через вход, чтобы его вынести поднимали покрытия, а в свадебном обряде вход служил преградой для жениха и его родственников: они должны были просунуть лоскут сукна через вход в чум невесты. Все эти поверья объяснялись тем, что против входа находилось место, где обитали духи.
Сымзы - часть приспособления для подвешивания котла над котлом. Место между сымзы и очагом огораживало священное место в чуме. Пространство между сымзы и очагом не разрешалось переступать женщина. Во время камлания около сымзы сидел шаман, вокруг шеста обносился его бубен.
Место противоположное от входа в чум называется «синя». Там находится мужская половина, где хранятся мужская обувь, инструменты, боеприпасы. В центре чума место для очага (ту мю). Справа и слева от него располагается постель (ваав), это одеяла (тон') и подушки, уложенные на шкуры вдоль стены чума. В комплект каждого чума входит полог (есер), сшитый из легкой ткани, он служит на время сна. Женская половина (сея) расположена ближе к выходу из чума. Там женщины хранят свои принадлежности: инструменты для выделки шкур, обувь и одежду. Женщины могут находиться с любой стороны от огня, но по традиции не должны перешагивать через мужскую одежду, оружие, орудия промысла. По представлению ненцев это может принести зло мужчине и его вещам.
[333x250]
[263x200]