"Мания влияния, фобия подобия - о чрезмерном желании повлиять на других и о страхе зависимости. Эти выражения могут употребляться вместе или порознь. У людей творческих профессий есть страх вторичности, попытка оттолкнуться от предшественников, которые на них влияли или могли бы влиять, и утвердить свое первородство.
Между тем, творцам свойственно и то и другое: они боятся оказаться предметом влияния и вместе с тем жаждут стать его источником, воздействовать на других, вести их за собой. Поэтому стоило бы терминологически и концептуально различать манию и фобию, слившиеся в этом комплексе: манию влияния (стремление повлиять) и фобию подобия (страх испытать влияние, уподобиться кому-то).
мания влияния - стремление найти у современников, работающих в том же виде или жанре искусства, следы своего влияния. Мания влияния может проявляться двояко:
(1) как склонность обвинять собратьев по перу или кисти в том, что они украли идею или прием, паразитируют на моих достижениях; или, напротив
(2) покровительствовать тем или иным сочинителям как якобы своим последователям, брать их под опеку, образовывать из них школу или кружок и объединять вокруг себя и т.д.
Сответственно есть две разновидности мании влияния: обвинительная и поощрительная. Пример обвинительной мании: поэт Н. утверждает, что все поэты-концептуалисты: Пригов, Рубинштейн и др. - позаимствовали у него свои основные приемы и за его счет сделали себе литературную карьеру, всячески замалчивая его собственную оригинальную поэзию. Пример поощрительной мании: критик К. полагает, что его идеи о трансметасуперпонансе оказали решающее влияние на целую плеяду поэтов, и он, отыскивая эти суперпонсы в каждой их строчке, восхваляет и превозносит их как верных наследников своего учения.
фобия подобия - страх творческой зависимости, страх уподобиться кому-то и стремление стереть в своей работе все следы такого влияния. Проявляется как отрицание своей зависимости от предшественников или современников, попытка уничтожить все черты их воздействия. Фобией подобия страдают мноигие авторы. Набоков, например, отрицал свое знакомство с Кафкой, вопреки очевидному сходству своего романа "Приглашение на казнь" с "Процессом" и другими произведениями Кафки. У Маркса была сильнейшая фобия подобия в отношении Гегеля, отчего и остался незаконченным "Капитал": Маркс чувствовал слишком сильное влияние Гегеля на свой категориальный аппарат и диалектический метод. Получалось, что материалист Маркс выводит специфику капиталистического общества из логических категорий, таких как "товар".