• Авторизация


Я здала!!! 01-04-2008 19:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - лючше не бывает

Я сдала проект, на 90 баллов!!! из 100!!! круто.
У меня 5.
Думаю в следующем году опять возьму психологию, легко и просто.
вот мой проект, кому если интересно:

Государственное Образовательное Учереждение
Гимназия № 1565 «Свиблово»






«Теория конфликта.»




Автор проекта:
Ученица 8 класса «А»
Беленькая Евгения Григорьевна,
Лазарева Ангелина Ашотовна.

Руководитель проекта:
Рыкалова Наталия Николаевна

Консультант проекта:

















M. 2008

Паспорт проектной работы.


Название проекта:
«Теория конфликта».

Руководитель проекта:
Рыкалова Наталья Николаевна.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:
Психология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта:
История, психология.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект:
13 – 16 лет.

Состав проектной группы:
Беленькая Евгения Григорьевна, Лазарева Ангелина Ашотовна.

Тип проекта:
Информационный.

Заказчик проекта:
Гимназия №1565 «Свиблово».



Актуальность проекта:
Мы выбрали эту тему т.к. она очень часто ставится на одно из первых мест по значимости. Как бы мы от этого ни бежали, но умение конфликтировать все равно является самым существенным условием как минимум профессиональной успешности, а скорее всего, и жизни в целом. И главное, платим-то за умение грамотно конфликтировать не чем-нибудь, а собой – своим здоровьем и нервами. Наверное, именно в связи с этим информация по теме конфликта актуальна, значима и всегда имеет для сравнения личный опыт конфликтного взаимодействия и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии.

Цель проекта:
Разобрать причины конфликтов, научиться избегать, предотвращать и останавливать их.

Задачи проекта:
1.Выяснить, что люди думают о конфликтах.
2. Рассказать и обьяснить слушателям о том, как их избежать или найти компромис.
3. В общем рассказать слушателям, что же такое «конфликты» и какие они бывают.

Вопросы проекта:
1. Что такое конфликт?
2. Каковы причины конфликтов?
3. Какие бывают конфликты?
4. Что это за конфликты – внутриличностные?
5. Межличностные?
6. Каковы причины конфликтов в семье?
7. как спастись в конфликтной ситуации? и многое др.

Необходимое оборудование:
Компьютер, программное обеспечение, проектор, экран, сканер и др.

Предполагаемые продукты проекта:
Презентация.




























План.

1. Паспорт проектной работы.
2. План.
3. Введение.
4. Общая характеристика конфликта.
5. Стратегия поведения в конфликте.
6. Конфликт и стресс.
7. Внутриличностный конфликт.
8. Способы разрешения внутриличностного конфликта.
9. Последствия внутриличностного конфликта.
10. Психологическая защита.
11. Межличностный конфликт.
12. Стадии развития конфликта.
13. Причины конфликтов в семье.
14. Заключение.
15. Список литературы.


























Введение.


Конфликт:
Эту тему чаще всего и ставят на одно из первых мест по значимости. Эта тема интересна. Как бы мы от этого ни бежали, но умение конфликтировать все равно является самым существенным условием как минимум профессиональной успешности, а скорее всего, и жизни в целом. И главное, платим-то за умение грамотно конфликтировать не чем-нибудь, а собой – своим здоровьем и нервами. Наверное, именно в связи с этим информация по теме конфликта актуальна. Значима, всегда имеет для сравнения личный опыт конфликтного взаимодействия и может оказаться полезной каждому человеку независимо от его возраста и профессии. Когда просят подобрать ассоциации к слову «конфликт», чаще людям вспоминается что-то неприятное, вызывающее эмоциональный дискомфорт: досада, ругань, противостояние, боль, обида, борьба, выяснение отношения, сражение и т.д. И только в одном из десятка случаев вспоминаются такие ассоциативные определения конфликта как формирование позиции условие развития свидетельство защищенности. Конечно это не новость, что конфликт двулик. Только эта двуликость очень непропорциональна: раздутая, гипертрофированная эмоциональная сторона, щедро разрастающаяся на энергетике реакций амбиций, и вторая, чаще всего находящаяся в тени рациональная сторона. Эта конструктивная «изнанка» открывается тому, кто способен выйти за пределы эмоционального фона конфликта.

«Чем умный отличается от мудрого?»
«Умный знает, как выйти из трудного
положения, а мудрый в него не попадает.»

Большинство из нас как-то привыкли к тому, что конфликт – это поражение, потеря, стресс. Поэтому чаще всего мы стараемся его «обойти» или вовсе не заметить. Отступая или защищаясь. Схемы поведения в таких ситуациях весьма упрощены: от отказа от своих чувств и потребностей – до напускного игнорирования конфликта или демонстративного переключения на другие сферы жизнедеятельности. Считая в таких случаях себя «бесконфликтным», мы даже не подозреваем, что грешим против истины, поскольку, хотим того или нет, конфликт личностный и социальный – постоянный, необходимый и важный спутник всей нашей жизни. Более того, страшен не он сам по себе, а последствия неправильного к нему отношения, незнания законов его протекания, а главное – той «цены». Которую мы все равно отплатим в итоге. Мы, естественно, не рассматриваем нашу работу как универсальную, производящую полный анализ социально-психологического феномена конфликта. В ситуации конфликта мы все хотим прийти к ощущению победы. Но победа всегда подразумевает соревнование. В любом соревновании грань между победой и поражением иногда почти неразличима. В беге даже на очень большую дистанцию победителем может оказаться тот, кто определил всех на несколько секунд. И эти несколько секунд дались ему не везением или подарком судьбы. Они являются отражением того вклада, который человек внес в себя, в направленное развитие собственного ресурса.

На улице к известному скрипачу подскочил человек с восхищениями: «Маэстро, вы гений!» Когда тот отошел, музыкант хмыкнул и сказал: « Как же гений. Он бы тоже им стал, если бы пиликал на своем инструменте по семнадцать часов в сутки. Что же в этом гениального?»

Хороший пример, выразительно отражающий мысль о том, что мастер не тот, кто постоянно поддерживает и развивает собственное умение, вкладывая в этот процесс развития больше сил, чем кто-либо другой. Мы понимаем, что тема конфликта – достаточно серьезная тема. Иногда за неэффективное их разрешение можно заплатить очень большую цену. Так что надеемся, что наш проект пойдет нам на пользу.










О конфликтах в целом.

Как же возникают конфликты?

Конфликт является столкновением противоположенных мнений, взглядов, интересов и потребностей, это взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. Что такое конфликт? Можно ли жить, управлять организацией, социумом без конфликтов? Почему происходят конфликты? Какова их сущность, смысл, предназначение и картина? На эти и другие вопросы постараемся ответить исходя из положений, разработанных в психологии и конфликтологии. Не учитывая тех или иных этнокультурных особенностей проявления конфликтов можно утверждать, что они происходят принципиально одинаково и обладают идентичностью своей психологической организации. Человеку, который никогда не задумывался о природе и сущности конфликтов кажется, что конфликты мешают жить, портя отношения между людьми, вредя делу, здоровью, вызывают рассогласованность действий, стрессы, напряженность и т.п. Поэтому большинство людей не любят конфликтовать и, отчасти, побаиваются их. Так оно и происходит на уровне восприятия конфликтов в личности человека. Однако это утверждение свидетельствует и о сложности конфликтных отношений, их многогранности полярности и разнообразии. В результате реализации конфликта возникает новое качество, отношения, позиции и ориентиры в личности фигурантов конфликта, в их социальной организации. Конфликт является своеобразным средством управления социумом, определяющим, в конечном счете, его качество и уровни организации. Можно ли жить без конфликтов? Можно не употреблять слово конфликт, но бесконфликтно жить невозможно. Это подтверждается тем, что:
- конфликты происходят повсюду, где существуют люди;
- конфликты происходят в определенных условиях и протекают определенным образом;
- конфликт является нормальным явлением существания социума. «Если в вашей жизни нет конфликтов, поверьте, есть ли у вас пульс» - говорят известные американские психологи.
Что же такое конфликт? Как он влияет на управление? Существует несколько определений конфликта, они исходят из общих традиций социума и существующих в нем доктрин. Например, российская традиция исследования конфликтов сочетает в себе теории и доктрины либерализма, религиозности и революционности. Германская традиция исследования конфликтности основана на доктрине социального прагламатизма, религиозности и стабильности и так далее. Поэтому, различные авторы по-разному описывают основы конфликтности, отдавая приоритет тем или иным его параметрам. Предельно обобщая подходы к пониманию конфликта можно отметить, что конфликты объясняются:
- через противоречия и столкновения позиций в социуме;
-через различия интересов участников социума;
-через противоречия интересов участников социума;
-через противоречия, столкновения и различие интересов, проявляющихся в нормах поведения(поведенческий аспект);
-через отсутствие согласованных позиций в социуме;
-через возникновение противоречий и угроз удовлетворения базовых потребностей человека как члена социума, когда конфликт возникает с ростом состояния неопределенности их удовлетворения. Принципиальным в понимании конфликта является выделение ключевых понятий – противоречие и интерес. Но не каждые противоречия приводят к конфликту, а лишь те, которые:
-заставляют человека (или группу) осознавать противоположность интересов, которые вызывают противоречия;
-определяют некий уровень соответствующей конфликту мотивации и поведения. Именно тогда формируется состояние конфликта, реализующееся как столкновение, противоборство между конфликтующими сторонами, а сам конфликт протекает в сферах:
-совместной деятельности людей и групп;
-в межличностных отношениях;
-в личности участников конфликта.
Необходимо отметить еще одно важное слагаемое любого конфликта, представляющего его существенную долю – наличие иррационального компонента (иррациональной мотивации, ирроциональных отношений, ирроциональных чувств и эмоций и д.р.), который в значительной мере усиливает действие компонентов конфликта – конфликтогенов. Сформулируем обобщенное определение конфликта. Итак : конфликт представляет собой систему социально – психологического взаимодействия между людьми или группами людей (конфликтантами) в виде столкновения, противоборства, содержание которого определяется противоречиями, противоположными интересами, угрозами удовлетворения их актуальных потребностей и компонентами иррационального поведения. Исходя из данного определения любому человеку и особенно специалистам в сфере управления деятельностью других людей в социуме необходимо знать:
-что такое конфликт?
-почему возникает и как развивается конфликт?
-кто участвует в конфликте?
-как реализуется поведение и взаимодействие людей в конфликте при столкновении их представлений и суждений?
-каковы результаты и истинные цели конфликта? И др. вопросы. Кроме того, специалисту необходимо уметь ориентироваться в ситуации конфликта и принимать эффективные решения для того, чтобы конфликт не выполнял негативную роль в социуме, а являлся бы средством управления, мобилизацией и оптимизацией реальных производственных, социальных, творческих и др. отношений человека. Для этого специалист должен знать и уметь:
-правильно предотвратить конфликт, разрушающий опримальную систему управления и организации в социуме, в отношениях между людьми;
-одыкватно вести себя в конфликте, чтобы снизить его разрушающие и усилить гармонизирующее действия;
-защитить личность конфликтанта от деструктурирующего воздействия конфликта;
-завершить конфликт с наименьшими потерями для конфликтующих сторон и получить выигрыш от его рационального разрешения. Очевидно, что конфликт может не только мешать, разрушать, дезорганизовывать, но и помогать, созидать, организовывать. В зависимости от результирующей ориентации, конфликты различают на конструктивные и деструктивные. Конфликты можно разделить поэтапно:

1. Возникновение конфликтной ситуации.
2. Инцидент.
3. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из ичастников социального взаимодействия.
4. Начало открытого конфликтного действия.
5. Развитие открытого конфликта.
6. Разрешение кокфликта (исход).



Стратегия поведения в конфликте.

В обычном конкурентном противостоянии, когда не хватает объяктивных аргументов для отстаивания своей позиции, нередко используются различные деструктивные приемы «ради победы».
Вот некоторые из них:

1. Запугивание и угрозы
«потому что я сильней тебя», «потому что, если ты не… то я».

2. Унижение партнера (оскорбления в его адрес)
«потому что ты делаешь это всегда неправильно; никогда не можешь ясно объяснить, что ты хочешь; никогда не доводишь вело до конца; ты просто дурак; ты ничего в этом не понимаешь», «ты даже не в состоянии понять проблему», «мне неоднократно приходилось убеждаться в том, что вы делаете ошибки в самых простых ситуациях».

3. Ссылки на свой авторитет или отрицание авторитета другого
потому что я здесь решаю; лучше вас в этом разбираюсь», «поверь, мне уже не однократно приходилось принимать подобные решения».


4. Уклонение от обсуждения проблемы.
«по-моему вы драматизируете ситуацию», «я вообще не вижу здесь никакой проблемы».

5. Лесть
«Вы настолько лучше меня в этом разбираетесь, что вам не трудно будет найти правильное решение проблемы», «неужели ты не пойдешь мне на встречу, ведь ты же все можешь…».

6. Сведение конфликта к плохому характеру человека.
«это ты виноват в том, что мы посоррились, у тебя отвратительный, конфликтный фарактер…».

7. Уловки (отвлечение внимания, вывод из равновесия, внушение и др.)

Конфликт и стресс.

Участие в конфликтных ситуациях предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу.
 Учение о стрессе разработал Ганс Селье, он основывался на понятии адаптационного синдрома.
 Стресс рассматривается как совокупность реакций организма человека, которая обеспечивает адаптацию всех его структур к условиям существования.
 Все экстренные воздействия могут вывести из равновесия и психологические, и физические функции.
 Во время стресса происходит мобилизация всех защитных механизмов, увеличивающих физиологические возможности.

Человек во время стресса способен на невероятные поступки. Интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.
В целом стресс – явление достаточно обычное и часто встречающееся.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс и дистресс создают проблемы, как для личности, так и для организации.

 Человек страдает больше и чаще от нанесенных ему оскорблений, часто от собственной незащищенности, обделенности, неопределенности завтрашнего дня.
 Подчиненный не согласен с мнением начальника, тот настаивает и заставляет делать так, как он считает нужным.

Если для подчиненного этот вопрос является важным, но перепубедить начальника он не в силах, а переход на другую работу является весима и весьма проблематичным делом, то он уступает, подчиняетс воле хозяина. В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, следствием которого является стрессовое состояние. Если подчиненный, уверенный в своей правоте, будет настаивать на своем, то возникает конфликт с начальником. В состоянии стресса человек, воспринимая ситуацию неадекватно, может действовать также.
Внутриличностные конфликты.

Внутриличностные конфликт. Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоциональное переживаемое человеком, как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутриннию работу сознания, направленную на его преодоление. Внутриличностный конфликт далеко не всегда виден окружающим. Часто человек не осознает его сам. Тогда говорят о скрытом течении конфликта. Внутриличностный конфликт протекает в форме сложных переживаний человека, сопровождается состоянием страха, тревоги, депрессии, стресса. Формой защиты от внутриличностных конфликтов является невроз. Существует совершенно четкое классификация внутриличностных конфликтов в ее основе – дифференциация структур внутреннего мира человек, вступающих в конфликт. Внутренний мир человека включает:
-мотивы, ценности, самооценку.

Можно выделить несколько основных типов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационные конфликты – (хочу - хочу)
 Столкновение мотивов (компонентов психологической структуры личности).
 Конфликт между стремлением к обладанию и безопасностью.

2. Нравственный конфликт – (хочу – надо)
Желание и долг

3. Конфликт с нереализованными желаниями – (хочу – могу)

4. Ролевые конфликты – (надо – надо)
Они появляются при возникновении противоречий между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями и соответствующим ролевым поведением.
1. Противоречия, возникающие между требованиями роли и возмижнистями личности.
2. Противоречия, вочникающие между разными ролевыми позициями личности.
 Между профессиональными ролями и семейными;
 Работающая женщина часто испытывает чувство вины перед семьей и домом;
 Роль учителя, предписывающая контроль за соблюдением дисциплины и иных требований к учащемуся, может легко вступить в противоречие с его позицией, если отношения между ним и учеником панибратские (дружеские);
 Невозможность реализовать сразу несколько ролей, например, роль жены и работницы.


5. Адаптационные конфликты – (надо – могу)
Пример такого конфликта – ученик не может адаптироваться в учебной группе.
В семье и в школе необходимо учитывать противоречия в развитии подростка:

 Стремление к автономии системы «Я» и потребность в неформальном советчике.
 Большие ожидания в будущем и малый жизненный опыт.
 Легкую ранимость самоутверждения и потребность поддерживать самооценку в реальных группах.

6. Конфликты неадекватной самооценки – (могу – могу)
Они основаны на претензиях и оценке своих возможностей. В результате – тревожность, эмоциональный срыв.
Это либо:
 Завышенная самооценка и стремление реально оценивать свои возможности.
Либо:
 Заниженная самооценка и осознание объективных достижений человека.

7. Когнитивные конфликты
Столкновение несовместимых представлений
 Индивид имеет два знания (мнения), психологически несовместимых (не согласованных).
Пример:
Человек знает, что курить вредно, но продолжает курить. Два знания (когниции) – «знаю, что курить вредно» и «знаю, что курю» - противоречат друг другу.
Это когнитивный диссонанс.
Уменьшение когнитивного диссонанса возможно через изменение одного из противоречащих представлений таким образом, чтобы они соответствовали друг другу: или бросить курить, что будет соответствовать «курить вредно», или убедить себя, что разговоры о вреде курения преувеличены.

 Ситуацией когнитивного диссонанса может быть конфликт, пережитый человеком после принятия решения, если он не уверен в нем.
Пример:
Человек купил телевизор «Самсунг».
Возникли сомнения – ту ли модель купил. Стал убеждать себя в правильности решения (выбора) с помощью дополнительных аргументов:
«Он удобен в управлении» и др.
Диссонанс возникает как следствие противоречия двух знаний:
«Я принял решение» и «Я не уверен, что это правильное решение».
Конфликт возникает, когда преодоление диссонанса переживается как сложная психологическая проблема, затрагивающая ценности, убеждения человека.

8. Невротические внутриличностные конфликты
Это – различные фобии и страхи (навязчивые переживания, болезни, гипертревожность, неполнозенность, различные девиации личности).


Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. когнитивная сфера:
Снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались.

2. эмоциональная сфера:
Психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания.

3. поведенческая сфера:
Снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.
4. интегральные показатели:
Ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

Форма проявления Симптомы
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли
Эйфория Показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная
Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения, партнеров, частые разрывы отношений с друзьями, изменение привычек, увлечений, обстановки
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых

Существует совершенно четкая классификация внутриличностных конфликтов. В ее основе - дифференциация структур внутреннего мира человека, вступающих в конфликт.
Внутренний мир человека включает: мотивы, ценности, самооценку.
Мотивы - «хочу» (потребности, интересы, желания),
ценности - «надо»,
самооценка - «могу».
Исходя из такого понимания внутреннего мира человека, выделяются следующие внутриличностные конфликты:
Структура внутреннего мира личности, находящейся в конфликте Вид внутриличностного конфликта
«хочу»
(«Я хочу») «надо»
(«Я должен») «могу»
(«Я есть»)

Мотивационный конфликт


Нравственный конфликт


Конфликт нереализованного желания

Ролевой конфликт


Адаптационный конфликт


Конфликт неадекватной самооценки

Известны и другие классификации внутриличностных конфликтов. Например, Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:

№ Возраст Содержание кризиса
1 0-1 год Доверие-недоверие
2 1-3 года Автономия – стыд, сомнение
3 3-6 Инициатива – чувство вины
4 6-12 Трудолюбие – чувство неполноценности
5 12-19 Я - идентичность – смешение ролей
6 20-25 Близость-изоляция
7 26-64 Порождение, творчество – застой
8 65 – смерть Интеграция – отчаяние













Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину:

Тип конфликта причина Модель разрешения
Эквивалентный
(приближение-приближение) Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов Компромисс
Витальный
(избегание-избегание) Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами Компромисс
Амбивалентный
(приближение-избегание) Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона примирение


Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах, мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда – результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:

1. -конфликты, возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир;

2. -конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности;

Они выражают отношение личности к окружающей среде.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:

Истерический – характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих.
Обессивно-психостинический–характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долго, между моральными принципами и личным поведением
Неврастенический – характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завешенными требованиями к себе.


Способы разрешения внутриличностного конфликта.

1. Адекватно оценить ситуацию, в которой оказался индивид.

- Оценить ситуацию с помощью рефлексии: взглянуть на себя с позиции внешнего наблюдателя:
 Осознать себя в этой ситуации;
 Осознать, как тебя воспринимают окружающие;
 Не раздувать из мухи слона, реально оценить ситуацию.

- Создать правильный образ собственного «Я»:
 Уметь смотреть правде в глаза.

- Реагировать на факты, а не на представления о них:
 Не думать о том, как люди вас оценивают.

- Не реагировать эмоционально на раздражители:
 Реакцию отстрочить («Я буду волноваться только завтра»).

- Научиться управлять своими эмоциями:
 Очиститься от таких чувств как обида, гнев, страх, ненависть, чувство жалости к себе.

- Уметь направить свою агрессию в нужное русло, используя способы разрядки:
 Высказывания в кругу друзей;
 Спортивные игры, физические упражнения, прогулки, пробежки, зарядки по утрам и др.;
 Можно устроить истерику наедине (выброс энергии), но чтобы не слышали;
 В крайнем случае: разорвать газету в клочья;
Поколотить кулаками подушку и тд.

2. Освободившись от груза эмоций, человек получает ресурс для решения своих проблем.

- Уметь прощать себя и других. Прощение действует исцеляющее.

- Причину конфликта надо искать в самом человеке.
Для этого надо задать себе несколько вопросов:
 Что раздражает меня?
 Почему я так реагирую на это?
 Как я веду себя при этом?
 Почему другие реагируют на это иначе?
 Насколько адекватно я реагирую на это?
 В чем причина моего раздражения?
 Не случалось ли со мной, что-либо подобное прежде?


3. Осознав реальные источники своего внутриличностного конфликта, точно описать волнующую вас ситуацию.

- Для того, чтобы освободиться от груза старых проблем, надо поставить четко выраженную цель:
 С принятием решения 50% волнений исчезает;
 Цель должна быть реальной;
 Записать возможные действия, которые надо предпринять;
 Действовать решительно, целеустремленно;
 Наступать, а не обороняться.

4. Единого рецепта выхода из внутриличностного конфликта нет.

- Важно, чтобы каждый человек отдавал себе отчет о собственных индивидуальных особенностях:
 Вырабатывал свой стиль выхода из внутриличностного конфликта;
 Конструктивно решал;
 Активно действовал.
Воля – основа саморегуляции (мобилизации внутренней силы для преодоления препятствия).


Последствие внутриличностных конфликтов.

Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными. Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед. Деструктивным является конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций. Различны способы выхода из конфликта у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины – в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.


Психологическая защита.

У человека на подсознательном уровне есть защитные механизмы:
 С их помощью можно снять внутреннее напряжение;
 Они помогают справиться с возникающими трудностями;
 Они «охраняют самоуважение».

Но все происходит за счет отказа от реальности или ее искажения. Механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта человека. В науке описано около тридцати видов механизмов.

Вот некоторые из них:

1. Вытеснение
Забыть, не осозновать события, вызывающие тревогу.
Затрат усилий на поддержание вытесненного.
Часто забывается и конфликт, и все, что с ним связано.

2. Рационализация
Обесценивание: «виноград то зеленый».
Мнимая привлекательность того, что мы потеряли.
«Если к другому уходит невеста, то неизвестно кому повезло».
Искажая восприятие, мы сохраняем свое достоинство.


3. Регрессия
Когда нормальное поведение затруднено, то происходит возврат к состоянию, которое было благоприятным в прошлом.
(Возвращение к сложившейся в детстве индивидуальной стратегии поведения)
 Это может быть в связи с травмами, переутамлением
 Новая должность вызывает трудности, человек возвращается на прежнюю должность
 Регрессия в творческой деятельности может играть положительную роль.
(Прошлый опыт может помочь решить творческую задачу).
Новая цель требует от человека меньше энергии.

4. Отрицание
Сдерживание негативных эмоций, вызванных поведением человека в трудной ситуации:
 Все отрицать
 Следить за развертыванием событий, надеясь на авось.

5. Уход
Переинтерпретация возникшей проблемы таким образом, что она не воспринемается как конфликтная.
 Когнитивный диссонанс «курить вредно…» можно переконструировать таким образом, что это не будет несовместимым.
«Да я практически не курю, так балуюсь…»
 Можно изменить отношение к самому человеку поступку, можно, наконец, снять ответственность за этот поступок.

6. Обособление
Уход от неприятной ситуации.
 Нежелание (отказ) думать о возможных последствиях тех событий, в которых индивид вынужден был принимать участие.
 Не вспоминать ситуацию, в которой потерпел неудачу.
(Формируется пассивность.)

7. Сублимация
Снятие напряжения путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества.
 Неприемлемая для общества агрессивность переключается на одобряемые виды деятельности: творчество, наука, юмор и тд.

8. Компенсация
Неуспешные виды деятельности, компенсируются другими, удачными. Уход от проблемы в другую область.
 Ученик, отвергаемый в группе, ищет себя в дворовой компании, в кругу таких же учеников, лишенных внимания.

9. Фантазия
Недостигнутая цель достигается в мечтах, фантазиях.
 Человеком овладевает потребность воображать. В результате снижается социальная активность.

10. Замена цели
Подросток, испытывая неуспех в учебной деятельности, проявляет себя в занятиях спортом.

11. Замещение
Чтобы избежать ответной агрессии сильного человека, индивид переносит свою агрессию на слабого, или внешний предмет, или на самого себя.

12. Идентификация
Позволяет человеку моделировать поведение другого человека (более самостоятельного, устойчивого).
 Идентификация ребенка со своим отцом (старшим братом). Это путь повышения самооценки.

13. Проекция
Возложение вины на другого.
Из-за неспособности справиться с возникшими трудностями человек переносит собственные свойства психики на других.
Когда человек свои недостатки видит в других людях, он чувствует себя более устойчиво.
 Иногда мы воспринимаем человека не таким, какой он есть, а таким, каким он нам кажется, приписываем ему свои недостатки.
 Нам кажется, что на нас смотрят не так или с нами не так разговаривают, не уважают. Часто это связано с тем, что мы приписываем другим свое собственное отношение, свои мысли.
Внутриличностный конфликт может иметь и негативные, и позитивные последствия.
Если выход из конфликта не найден, то напряжение усиливается при определенном уровне напряжения – психологический срыв (человек выведен из душевного равновесия).

Негативные последствия внутриличностного конфликта:
 Неврозы, тревожность;
 Общая психическая подавленность или агрессивность.
Позитивные последствия внутриличностного конфликта:
 Усиление привлекательности еще не доступной цели;
 Наличие препятствия способствует мобилизации сил и средств для его преодоления;
 Сила мотивации достигает своего апогея.


Межличностные конфликты.

Межличностные конфликты могут быть: семейными; деловыми; имущественными; бытовыми и другими. Конфликт, как водоворот вовлекает все новых участников, изменяя свое содержание. Содержание конфликта часто зависит не только от особенностей и специфики противоречий (конфликтогенов), но и от особенностей включенных в него людей, от психологического уровня их конфликтогенности, профессионального, социального статусов, ролевой социально-психологической ориентацией. Иногда границы конфликта резко расширяются зоной разногласий, иногда наоборот – сужаются, стягиваются. Динамика зоны разногласий может, при определенных условиях, изменить предмет конфликтности так, что конфликтанты могут забыть первичный период конфликта или отойти от него на значительное расстояние.


Стадии развития конфликта.

1) Этап предконфликтной ситуации. Характеризуется возникновением и развитием особых конфликтных отношений между субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
2) Этап инцидента. Характеризуется осознанием конфликтной ситуации хотя бы одним из участников конфликта. Осознание формирует значительное эмоциональное переживание им этого факта. На втором этапе могу проявляться критически, недоброжелательные выказывания, ограничения контактов, резкое изменение настроений и прочее.
3) Этап развития конфликта. Участники (один или несколько) переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба «противнику». Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Одновременно, они могут не осознавать конечных целей конфликта, собственных интересов и до конца не понимать суть и предмет конфликта.
4) Этап кульминации конфликта. Это своего рода верхняя точка развития конфликта, выражается пиковыми значениями и характером проявления. В кульминации конфликт достигает такого накала, что стороны (хотя бы одной из них) становится, очевидно, что продолжать его больше невозможно. Кульминация приводит стороны к осознанию необходимости снизить активность противодействий и искать средства и пути решения конфликта в посреднических сферах. Кульминация – вариант острого конфликта. Часто конфликт не развивается до такой фазы и разрешается на предыдущей.
5) Этап разрешения конфликта. На этой фазе конфликт завершается.
Причины конфликтов в семье.

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом, но не привлекало такого пристального внимания, кроме того, и сам человек стал более требователен в любви, в духовной близости и взаимопонимании, сексе. Но пути к счастью у каждого свои. Вступление в брак не гарантирует человека полного счастья, разрешения всех проблем сразу. Брак – это построение взаимоотношений с супругом, детьми, родственниками каждый день. Особенно важен процесс построения взаимоотношений в начале совместной жизни, то есть, необходима взаимная адаптация. Период адаптации – обязательный этап становления семьи. Он может длиться годами или быть коротким. Многое зависит от желания, от умения идти навстречу друг другу. Адаптация супругов предполагает близость психологическую и эмоциональную, установления контакта между всеми членами семьи, определение правил общения и общежития. Люби в семьях стремятся удовлетворить потребности в любви, детях, в понимании и т.д. Большинство людей относятся к браку серьезно. Они надеются прожить долгую и счастливую совместную жизнь. Но почему не всем удается сохранить семью? Почему возникают конфликты? Почему происходят ссоры, и нарастает непонимание? Все люди неодинаковы, и, как всем известно, отношение любви у всех различное. Одни понимают любовь, как половую близость, другие – как духовную близость с другим человеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стремятся использовать мужа или жену как средство их удовлетворения. Такая любовь отмечена потребительским настроением. В нормальных же семьях супруги посвящают свою жизнь друг другу и детям, стремятся доставлять радость близкому человеку, не огорчать намеренно никого. Молодые люди часто не понимают, что семья – это умение и желание дарить счастье другому человеку, постоянный поиск путей сохранения взаимоотношений и любви. Очень жаль, когда обиды переполнили чашу терпения и ничего нельзя вернуть.
Каждый может выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье:

• Разные взгляды на семейную жизнь;
• Неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;
• Пьянство одного из супругов;
• Неверность;
• Неуважительное отношение друг к другу;
• Нежелание участвовать в воспитании детей;
• Бытовая неустроенность;
• Неуважение к родственникам;
• Нежелание помогать по дому;
• Различия в духовных интересах;
• Эгоизм;
• Несоответствие темпераментов;
• Половая холодность одного из супруг;
• Неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе;
• Сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов;
• Ревность и т.д.

И это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько, и последняя не является основной. Но особо хотелось бы отметить, что любой из вышеперечисленных конфликтов имеет свое разрешение и при правильном, заинтересованном подходе не ведет к разрыву семейных уз. Часто после ссор трещина в отношениях остается надолго, болит, как незаживающая рана. Это приводит к разводам или охлаждению отношений. На такие конфликты нельзя махнуть рукой, нельзя забыть, нельзя страдать привычно и покорно.

Что же необходимо сделать?

1. Можно попробовать установить причину конфликта
2. попробовать найти компромисс
3. обратите все в шутку и т.д.








Заключение:

Конфликт – явление чрезвычайно сложное, многоуровневое, постоянно изменяющееся.
Конфликты знания и сознания, образования и нравственности, наблюдаемые в реальной практике, заставляют отбросить привычное представления о том, что прогресс науки, образованности автоматически ведет к росту сознательности, сопровождается прогрессом моральным. Увы, нередко образованность причудливо совмещается и соседствует с нравственной неразвитостью, моральной глухотой и беспринципностью. Так что вопросы, мучившие Сократа: «Что стоит за поступком?», «На чем зиждется морально доброе поведение?», «Как совместить следование идеалам с достижением конкретных практических целей?» - и сегодня сохраняют свою остроту и жизненное значение. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на протяжении последнего десятилетия не смолкают дискуссии вокруг проблемы соотношения знания и нравственности.
«…Тщеславное самодовольство, для которого нет ничего дорогого, чем оно само, и которое стремится лишь к наслаждению самим собой, апеллирует к собственному чувству и не возвышается поэтому ни до объективного мышления, ни до объективной деятельности». Самодовольство – это разрыв с реальной действительностью и истиной, превращающий человека в пленника самого себя.
Важнейшим признаком и показателем моральности человека, подтверждающим наличие воли, является стремление и умение перестать («запретить себе») быть игрушкой своих склонностей, влечений и, значит, «быть вещью». На этом, а не на честолюбии, которое может подвести и быть весьма подлым, держится подлинная честь человека, моральность его поведения. Для тех, кто всецело отдается зову и требованиям инстинкта, влечений, по словам Фихте, «нет ни добра, ни зла, а только – приятное или неприятное…» Они, замечает далее немецкий философ, «вообще подчиняются не собственной власти, а господству природы, и … не сами они, а природа в них ищет со всею своею силою приятного и избегает неприятного, не считаясь с тем, хорошо оно или дурно ».
Прочтите мудрый совет покойного Элберта Хаббарда, который невозможно не процитировать. Если обыкновенный человек просто применит его на практике и воспользуется той мудростью, которая в нем содержится, он станет счастливее, его жизнь - благополучнее.
«Каждый раз, когда вы выходите из дома, поднимите подбородок, постарайтесь держать голову выше и сделайте глубокий вдох. Впитывайте солнечный свет. Приветствуйте своих друзей улыбкой и вкладывайте частицу души в каждое рукопожатие. Не бойтесь, что вас так поймут, и не тратьте время на мысли о своих врагах. Постарайтесь твердо решить, что вы хотите сделать, и тогда вы будете двигаться к этой цели, не сворачивая. Сосредоточьте свои мысли на тех великих и замечательных делах, которые вы хотели бы совершить, и тогда с течением времени вы будете бессознательно использовать любые возможности, которые могут помочь в выполнении вашего желания, словно коралловый полип, получающий необходимые ему вещества из морской воды. Мысленно представьте себе талантливого, серьезного, на многое способного человека, которым вы хотите стать, и эта мысль будет ежечасно превращать именно в него. Мысль превыше всего. Сохраняйте правильный ход мысли – будьте мужественны, откровенны и жизнерадостны. Правильно мыслить – означает творить. Все происходит благодаря желанию, а каждая искренняя молитва не останется без ответа. Мы становимся такими, какими хотим видеть себя в душе. Поднимите подбородок, выше голову. Мы – потенциальные Боги».


Список литературы:

1. Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Конфликтология».
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология».
3. Хорни К. «Ваши внутренние конфликты».
4. Чумаков А.Н. «Управление конфликтами».
5. Уткин Э.А. «Конфликтология. Теория и практика.»
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Я здала!!! | Беленькая_Евгения - Дневник Беленькая_Евгения | Лента друзей Беленькая_Евгения / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»