Без заголовка
13-10-2008 17:47
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
…В последнее время меня стала раздражать реклама. Я всё понимаю, мы живём в капиталистическом мире, где все 100% населения чётко разделены на потребителей и производителей. Причём, часто разделены не по своей воле и даже вне ведома. Например, всякий раз, как мы посещаем санитарные узлы, то не задумываемся, что являемся производителями достаточно ценного сырья, из которого получают метан. Также мы обеспечиваем работой множество специалистов, которые обслуживают санитарно-технические сооружения и устройства, монтируют, разрабатывают новые, совершенствуют уже имеющиеся, создают планы постройки новых коммуникаций, утверждают эти планы, реализуют их. То же касается мусора, или, если говорить научно, ТБО (твёрдых бытовых отходов). И то, и другое – целая индустрия, даже набор индустрий, в которой задействовано всё, от рекламы (например, новой туалетной бумаги или мешков для сбора мусора) и до высоколобой науки, думающей над новыми материалами для постройки труб, отстойников, новых технологий сжигания мусора или его раздельной утилизации. Таким образом, все мы попадаем в касту производителей. А перед тем, как справить естественные надобности организма или что-то выкинуть, мы должны купить некий товар, который затем превратим в мусор или фекалии. И, тем самым, попадаем в группу потребителей. И ни куда от этого не денешься.
Но сейчас речь не об унитазах и трубах, и даже не о печах комбинатов специальной утилизации (мусоросжигающих заводов, проще говоря), а о зелёном горошке, кукурузе и всей той прелести, что в изобилии, как количественном, так и качественном, расположилась на прилавках. Раньше всё было понятно. Горошек был в первую очередь болгарский, выпускался в цилиндрических банках жёлтого металла с бело-синим рисунком эмалью объёмом 0,5 литра, за ним стояли очереди, чтобы, добыв, положить в неизменный оливье на новый год или день рождения. Сейчас же фирм куча (мне больше всего нравится «Коррадо», «Балтимор» и «Бандюэль»), прорва фасовок – хочешь, возьми банку побольше, хочешь – поменьше. Капитализм, конкуренция, здоровые рыночные отношения, и реклама, как двигатель торговли.
Утром, как обычно, ехал на работу, чтобы попасть на рабочее место к 8:30 (обычно я прибываю ранее – 8:15 – 8:25). И что же? Захожу в вагон поезда метрополитена – место, где этой рекламы море – и вижу рекламы всё той же кукурузы, горошка, фасоли и прочих консервированных овощей. На рекламе парень страстно целует облезлую девицу с лошадиной улыбкой в тридцать два фарфоровых зуба, а девица обнимает его не менее страстно, причём в руке у неё авоська с пятью (если я правильно сосчитал) банками разных консервированных продуктов питания растительного происхождения. Клетчатка, витамины и здоровый образ жизни так и прут из каждой банки - успевай только облизываться. Вы, друзья мои, спросите, а что ж здесь такого? Обычное дело - люди, банки, разве что авоськи в последнее время стали менее популярными – и зря, очень зря. Это удобные прочные сетки, незаметные в носке, и, главное, свои. Да, именно свои. Вряд ли у вас есть любимый пластиковый пакет. А вот любимая авоська… иногда авоська раздражает, когда путается сама в себе, иногда забавляет своей простотой и лёгкостью, но это вещь, близкая сердцу, близкая дому, вещь-помощница… Что-то меня унесло в сантименты. Вернёмся к нашему разговору.
Первое, что меня бесит особо – улыбки. Согласен, «если человек улыбается, значит, человеку хорошо», - как пелось в одной старой песне. Но здесь не улыбка, а дохлая имитация. Фотомодель – не актриса. Актрису учат улыбаться, грустить, владеть жестами, мимикой и голосом, владеть пространством сцены, отрабатывать дикцию. Всё это входит в уроки актёрского мастерства. Здесь же эта улыбка входила только в безумные эротические фантазии фотографа и отчасти режиссера рекламы. Второе. Взгляд девушки ничего не выражает и со страстной улыбкой никак не сочетается. Взгляд этот направлен в никуда, живёт сам, своей жизнью, своими мыслями, причём мыслями совсем не весёлыми. Но, самое главное, рука с забаноченной авоськой, расположившейся на спине мужичонки. Если они страстно кинулись друг другу в объятия, как следует из сюжета рекламной композиции, то обнять она должна его довольно порывисто, и эта авоська с банками, общим весом около килограмма, по идее должна изрядно треснуть мужчину по спине, причём не просто по спине, а по почкам. Посмотрел бы я на страсть с отбитыми почками. Мы всё ж не лягушки. Это у самца лягушки обнимательный рефлекс во время спаривания усиливается при воздействии любых внешних факторов. Можно на бедного самца подействовать кислотой, током, металлом – он лишь сильнее обнимет самку. Но удар током или консервами не способствует страстности у людей. Я спорить не буду: если перед актом близости приголубить своего благоверного банкой шпрот, это весьма и весьма поспособствует страсти, при условии, что он её скушает. А вот если вы залепите ему меж глаз банкой со сгущёнкой, то… от части вы цели достигните: человек окажется в постели в положении лёжа без всяких долгих уговоров «дорогой, ну давай сделаем это…», сложных соблазнов и уверений, что «родители придут только через неделю». Однако едва ли от этого лежащего человека будет толк.
Но всё, что сказал, мелочи, а ягодки впереди. Я понимаю, если в рекламе говорят, что продукт вкусный, полезный, нужный и так далее. Даже понимаю, когда покупателя привлекают не качеством продукции или её необходимостью в жизни, а возможностью собрать десять обёрток и выиграть стильную кепку и бесплатную поездку (…в Сибирь). Да, игра на человеческой жажде наживы и халявы гадка и отвратительна, она грязна и мерзка, но сто крат циничнее и лицемернее использование для создания необходимой потребительской аттракции высокие человеческие чувства: потребность в любви, материнской заботе, нежности. Купите банку кукурузы, или вас не будут любить! Он не оценит вашу улыбку без «Орбит» и ваши глаза без мягких контактных линз! А мужчины? Стоит ему побриться или почистить зубы, или выпить пива, и на него кидаются стаи женщин. Я не говорю, что это воспитывает в человеке идеологию не просто потребителя, а потребителя человеческих чувств и людей, идеологию самца и рабовладельца. Важно, что женщина там представлена самкой, которой всё равно, где, когда, с кем, лишь бы попил пива и почистил зубы именно этой зубной щёткой. Впрочем, и в других роликах, женщина часто предстаёт дурой или истеричкой, неумехой или сволочью. Всё это унижает человеческое достоинство женщины, и здесь тоже расчёт верный. Женщина, посмотрев рекламу и убедившись, что без данного типа стирального порошка или посудомоечного средства она не может считать себя полноценным человеком, быстро бежит в магазин и покупает данный продукт, не потому, что он ей так нужен, а просто потому, что психологически женщина больше мужчины ориентирована на социальные нормы и мнение окружающих. Подленький и гаденький расчёт.
Мы – взрослые - ужасаемся, почему в мире чувства стали столь поверхностными, почему 2/3 семей распадаются, почему около 20% новорожденных – внебрачные дети, почему растёт доля детей-сирот, почему процветает насилие в семьях? Ужасаемся, и сами создаём все условия, чтобы подобные вещи становились нормой. Дети стали такими, тети стали сякими… А кто их воспитывает? Дети смотрят то, что им не надо. А кто снимает такие фильмы, кто ставит их в сетку программ, кто занимается их рекламой и раскруткой? Дети ведут себя жестоко, но с кого они берут пример? Не с нас ли, взрослых дядей и тётей?
Каков поп, таков и приход. Мы, взрослые, сначала должны измениться сами в лучшую сторону, и тогда дети станут лучше, просто потому, что начнут брать с нас пример. И для начала, может, стоит отказаться от рекламы, пропагандирующей глупость, лживые чувства, потребительское отношение к людям? Выбросьте лишний рубль, не заработайте его, не украдите, но вспомните, что вокруг вас живые люди, а не подставки для товаров широкого потребления.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote