Настроение сейчас - предсеминарскоеПосле Вагнера в искусстве (и в музыке в частности - пусть такой странный расклад не смущает: на мой взгляд, Вагнер был композитором во вторую очередь, а в первую - теоретиком и преобразователем всей европейской художественности) наступила новая эра. Его (искусства) абсолютным воплощением становится так называемое Всеобъемлющее (Абсолютное) Произведение, претендующее на историческую и метафизическую тотальность, соединяющее в себе все жанры, мотивы и средства к их выражению. "Тематизм" никуда не исчезает, но если выбирать между, скажем, просто мелодрамой (каковыми являются, так или иначе, почти все оперы) и эпиком, где мелодраматические события разворачиваются, например, на апокалиптическом фоне, то побеждает, несомненно, последний (как раз случай Вагнера). Это своего рода тоталитаризм в искусстве, но в искусстве он выглядит лучше, чем в социальной и политической реальности. В искусстве все выглядит лучше - на то оно и искусство...
К чему это я? А к тому, что с тех пор задана планка. И для рок-музыки тоже. Это изначально популярное, массовое развлечение уловило призыв... нет, уже даже не Вагнера, а всего современного духа, к титанизму - вот почему оно относительно быстро проделало ошеломляющий прогресс от всяких там американских рок-н-роллов к чудовищному размаху и пафосу тяжелого металла (по большей части европейского происхождения). И тем самым, заняло себе место в вечности. Над этим можно иронизировать, можно считать глупым и претенциозным, но искусство, не грезящее о величии, рано или поздно перестает быть искусством. Аналогичный выбор стоит перед каждой уважающей себя рок-группой - продолжать петь свои маленькие глупые песенки или "замахнуться на Шекспира". Повторяю - можете смеяться. Проблема от этого никуда не денется.