• Авторизация


рыцарь, смерть и дьявол 23-04-2008 12:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Настроение сейчас - пляшущие язычки пламени

Соединение языческих и христианских мотивов - отличительная черта всего западного мифотворчества от "Божественной комедии" до "Гарри Поттера". Данте, Шекспир, романтики, декаденты - все делали одно дело. Собственно, эта коллизия и составляет смысл их произведений, а вовсе не поверхностно понятый "сюжет"... И нынешнее литературное и кино-фэнтези держится той же линии. А если кто-то этого не видит - его картина современности сильно бледнеет и беднеет.
Но тут нужны не абстрактные констатации, а конкретные примеры. Вот, скажем, "Звездные войны". Мне иногда кажется, что упомянутая мной коллизия не только определяет содержание фильма, но и отражается на обстоятельствах его создания. Возможно, только случай, но исключительно интересный, надо признать, случай, что роль Анакина Скайуокера, он же Дарт Вейдер, досталась в конечном итоге актеру, которого зовут Hayden Christensen. Что тут интересного? А то, что в фамилии у него запрятан добрый бог всех христиан (Christ), а в имени - Аид, или Гадес (Hades), греческий бог подземного мира, то бишь царства смерти (отсюда наш "ад"). Дарт Вейдер - жуткая фигура в черном, без лица, в первой трилогии - живая смерть, неумолимо, неотступно, как рок или Немезида, преследующая героев. Анакин становится Вейдером после того, как символически погибает на вулканической планете, во вполне инфернальной обстановке. Там сгорает в адском огне его прежнее "я", а сам он делается слугой Темного Императора, еще более зловещей фигуры. Император, коварный и жестокий, само воплощение зла - явный намек на Сатану, и не случайно, что Анакин-Вейдер теперь подчиняется ему. По мысли поэта Бодлера древние боги не были бесами, но с торжеством на европейском пространстве христианства были вынуждены "переместиться" в ад и поступить в распоряжение дьявола, поскольку в рай точно не "вписывались". Так что древний бог смерти на службе Сатаны - не метафора и не преувеличение. Тем более, что согласно христианству именно дьявол - создатель (причина) греха и смерти, а все, что было до Христа, вело не к одному, так к другому.
Люк Скайуокер, сын Анакина, в конце концов, способствует тому, чтобы его отец избавился от власти сил тьмы. В этом он следует Христу, искупившему грех предка, а значит, в каком-то смысле, отца - Адама, победившему смерть и ад, и освободившему оттуда заточенных там. На картинке, изображающей финальную конфронтацию, три, как на хрестоматийной гравюре Дюрера, действующих лица: Рыцарь (сам Люк), Смерть (Вейдер) и Дьявол (Император). Неожиданность в том, что Вейдер сам находит в себе силы восстать против своего владыки и уничтожить его. Это опять же не случайно. В иудео-христианстве Ангел Смерти не обязательно слуга дьявола, да и сама смерть, после победы над ней Христа, перестает восприниматься исключительно в негативных тонах.
Есть и еще одна деталь, привязывающая фигуру Анакина-Вейдера к божеству, олицетворяющему смерть, правда, на этот раз кельтскому. Это Нудд, имя которого происходит от Нуады по прозвищу Аргат-Лам (Серебряная Рука). По преданию, этот бог лишился в схватке кисти руки, после чего другой, родственный ему, бог врачевания, искусств и ремесел Диан Кехт, сделал ему искусственную руку. Как мы помним, Люк в последней битве с Вейдером отсекает тому руку и видит, что рука эта искусственная, железная. Как, кстати, и рука самого Люка, отсеченная Вейдером до этого. Здесь тот же мотив осмысленного включения языческих реалий в христианство. В раннесредневековых легендах сын Нудда, Гвинн, уже входит в число спутников тогда еще просто кельтского короля-героя Артура, а позже Артур и вся его свита богов и полубогов окончательно христианизируются в романах артуровского цикла, написанных авторами-христианами.
Смысл?... Смысл прост. Боги не остались в прошлом. Вместе с нами они шагнули в настоящее. Изменившись, они продолжают жить среди нас и влиять на нашу собственную жизнь. Американский поэт Аллен Гинзберг написал "Оду плутонию", которую американский же композитор Филип Гласс превратил в "Оду Плутону". Добытые в недрах земли элементы и полученная из них энергия помогли человечеству взлететь в занебесные выси и создать самое страшное оружие уничтожения. Что же тут удивляться, что они носят имена Урана, бога неба, и Плутона, римского Аида, бога подземного мира и царства смерти? Первенец, рожденный от этого странного союза неба и ада, носил, кстати, трогательное прозвище baby. Я имею в виду атомную бомбу. Самое глубокое и самое высокое всегда связаны, они - две бездны, которые смотрятся друг в друга, а мы затерялись где-то посередине. Люк летает. Как летал и Икар, которому его отец, создатель подземного лабиринта-ада с чудовищем-дьяволом, сделал крылья, чтобы тот мог взмыть в небеса.
Так что вот, друзья. Будьте осторожны. Слушайте хорошую музыку. Читайте умные книжки. Не оскорбляйте богов непониманием.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник рыцарь, смерть и дьявол | creata - Дневник creata | Лента друзей creata / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»