Звучит орган торжественно и ясно.
В старинной кирхе вновь звучит мотив.
Мелодия божественна, прекрасна…
Я замираю, голову склонив.
Стремится ввысь мелодия, под своды,
Я слушаю чудесный тот напев.
Седой Маэстро дарит гимн свободы,
Струну души до глубины задев.
Что это: Моцарт, Бах? Звук так прекрасен.
Соната, Реквием, звезды полёт?
Мир музыки огромен, чист и ясен.
Какая сила у обычных нот!
Мерцают свечи... Звуки тише стали...
Волшебной птицей музыка плывёт.
И замер где-то в ясной звёздной дАли
Моей души возвышенный полёт!
Вчера мы с моей любимой М., моей подругой А. и ее мамой ходили в католический костел на Малой Грузинской на концерт органной музыки "Аве Мария", посвященный 100-летию костела.
Я уже была там, но послушать орган пришла впервые.
Я всегда любила органную музыку. Помню, я училась в 5-м классе, когда мама купила диск "Шедевры органа". Там были великолепные композиции таких композиторов как Лист, Регер, Моцарт, но больше всего я любила токкату и фугу Баха. Я очень часто слушала эту композицию, она всегда брала меня за душу, уносила куда-то далеко от суеты и обыденности. Всегда мечтала "познакомиться" с органом поближе и вот, наконец-то мне выпал шанс услышать настоящую органную музыку в главном костеле страны.
Несмотря на то, что это был будний день, в костеле был аншлаг. Мы сидели в 6 ряду, совсем близко к алтарю и распятию. Нам ведущая рассказала историю превращения молитвы "Аве Мария" в самую популярную молитвенную песнь. Ведь сначала "Аве Мария" была молитвой, которую нужно было читать не нараспев, а подобно стихотворению. Лишь после 15-го века стали исполнять "Аве Мария" как песнь.
После чудесного рассказа о молитве, зазвучал орган. И сразу он объял весь костел, приковал внимание каждого к своему бесподобному звучанию. Необычно было то, что орган находится сзади, напротив алтаря наверху. Мы сидели спиной к этому великолепному инструменту. От этого возникло ощущение "объятия органа", ведь звук словно подходил к тебе сзади и обнимал целиком и полностью. Первые две композиции были "Аве Мария", которые исполняла солистка Большого театра Светлана Белоконь. Непередаваемые ощущения чудесного, божественного голоса и потрясающее звучание органа. На этом удивительном инструменте играл Игорь Белоконь - красивый, талантливый мужчина, благодаря которому орган очаровал нас всех.
Игорь Белоконь за инструментом - органом.
Игорь и Светлана Белоконь после концерта
Но больше всего мне понравилась токката и фуга И. С. Баха. Как и в детстве. Но одно дело слушать на диске дома, а другое дело сидеть в костеле с потрясающей акустикой, когда ты чувствуешь, как звуки уходят наверх, к сводам костела, а потом спускаются вниз и проникают в сознание. Когда звучала токката и фуга, я даже дышать забывала... Когда мелодия поднимается, ты вдыхаешь, и долго-долго не можешь выдохнуть,потому что музыка тебя не отпускает, ты поднялась вместе с мелодией наверх, под своды костела и выдохнуть - значит спуститься вниз, а так не хочется... Ведь ты где-то не здесь уже...
Я на этой неделе стала читать "Ешь, молись, люби" Элизабет Гилберт. Как раз вчера утром читала описание ощущений от молитв и медитаций в индийском ашраме. Мои эмоции и впечатления, мое духовное и душевное состояния были очень близки к тем, что описала Гилберт в своей книге. Разница только в том, что я была в католическом костеле, не молилась, не медитировала, а лишь слушала музыку... Орган сам завладел всеми моими эмоциями, мыслями, думами.. И мне было так хорошо...
Композиции сменялись одна за другой, Бах, Регер, Шуберт, Верди, Каччини... Прекрасный голос Светланы и виртуозная игра Игоря пленили нас, хотелось, чтобы музыка играла бесконечно, а голос не умолкал... Но, к сожалению, прекрасное не вечно, и вот уже сыграна последняя мелодия - токката Видора из 5-ой симфонии... Зал аплодировал стоя. Мы все повернулись лицом к органу и были едины в нашем восторге и рукоплескании. Светлана и Игорь спустились к нам, их одарили цветами, букетами, и все это время овации не прекращались. Как красиво они шли - под руку, вдоль скамеек костела, прямо, к Распятию и статуям Девы Марии и Иоанна Крестителя. А мы стояли и аплодировали. Мне это напомнило диснеевские мультфильмы, а точнее, сцены венчания принцев и принцесс. Когда главные герои преодолели все препятствия, их любовь и доброта победили зло, и вот они идут венчаться, клясться перед Богом в любви и верности. А все вокруг радуются и плачут от счастья. Очень напоминало. Костел, свечи, красивая пара, под руку идущая к Распятию и мы, стоим и плачем от счастья и восторга. Слезы непередаваемых ощущений сами текли по щекам.. Мне кажется, так очищалась душа каждого... через слезы... восторга и умиления...
Костел за несколько часов до концерта