40 летие Deep Purple
18-04-2008 20:45
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Источник: Classic Rock, 3(64) Март 2008
На весну этого года выпал один из крупнейших юбилеев в истории рока: 40 лет Deep Purple. Восемь раз менялся состав группы, при этом второй (классический) - возникал три раза, и каждый из восьми составов оставил неизгладимый след на извилистом пути рок-музыки, подтверждая статус королей хард-рока. Мы попробуем заглянуть за фасад величественно музыкального наследия, чтобы понять, на какой почве произрастало творчество великих музыкантов.
Ирония в том, что четыре гитариста, четыре вокалиста, три басиста, два клавишника и один ударник, прошедшие рекрутскую службу рок-музе в рядах Deep Purple, к созда¬нию группы отношения не имеют. А имеет только один человек, это некто Крис Кёртис, которому взбрела в голову идея в духе царившего тогда хипповского конструктивизма, что он (ударник) может петь. Его переполняли бредовые идеи, и он решил создать группу, в которой прямо на концерте менялись бы музыканты, и происходило это на вращающейся карусели. (Отсюда и первоначальное название Roundabout.) С этой идеей Крис Кёртис прибежал к Тони Эдвардзу (будущему менеджеру группы), работавшему клерком в конторе, мало имеющей отношение к рок-музыке. Это был шестьдесят седьмой год -время безрассудных авантюр и веры, что все получится. Эдвардз тоже верил, что у него все получится, кроме того, он мечтал стать великим менеджером, этаким новым Брайаном Эпстайном. При встрече Кёртис предложил обязательно рекрутировать в состав группы Ричи Блэкмора, который уже успел засветиться работой на Джо Миика вгруппе Тhе Outlaws и работой на Лорда Сатча; кроме того, обязатель¬но надо взять Джона Лорда, с которым Крис жил в одной комнате. Достаточно ли этого, чтобы создать группу? Для КОГО-ТО, может быть, и недостаточно. Но, к счастью, Тони успел встретиться с Блэкмором и убедился в его потенциале. Крис Кёртис тут же растворился в небытие (откуда несколькими днями ранее и появился), и вряд ли кто-нибудь знает, что с ним было дальше. Впрочем, для истории рок-музыки и для нашего повествования это не имеет решительно никако¬го значения. А вот то, что Эдвардз задумался о перспективах создания новой группы, значение имеет.
Вскоре Тони вновь вызвал Блэкмора и Лорда к себе в офис. Из группы Тhе Flowerput Men, в которой работал Джон, был призван Ник Симпер, а на место вокалиста был объяв¬лен конкурс. Одним из первых, кому сделали предложение был Иэн Гиллан, но он отказал¬ся. Тогда на это место стал претендовать Дейв Кёртис, но когда пришел Род Эванс, вопрос был решен. Осталась только вакансия барабанщика, а группа все продолжала отбор кандидатов. Место за ударными пробовали освоить многие, но основным претендентом был Бобби Вудман-Кларк. Именно его отправили в Лондон за сигаретами, когда Род Эванс привел на прослушивание Иэна Пейса, с которым играл в одной группе.
Первоначальное название никого не устраивало, и потому среди музы¬кантов группы был объявлен «конкурс» на название. Все предложе¬ния записывались в блокнот. Победило Deep Purple - по названию любимой песни бабушки Ричи Блэкмора из репертуара Бинга Кросби.
Итак, карусель закрутилась. В те времена группы отправлялись обкатывать программу в Европу, в основном в Гамбург – эту традицию начали Биттлз. Но наших героев послали в Скандинавию. Первый концерт состоялся 20 апреля в датском городке Тоструп. Не пытайтесь найти его на карте – это всего лишь пригород Копенгагена. На этом концерте, на котором группа еще называлась Roundabour (на случай неудачи, чтобы не портить название) исполнялись песни из первых двух альбомов, хотя они еще не были записаны. Это говорит о том, что репертуар был наработан заранее. Из неопубликованных песен испол¬нили только Little Girl авторства Джона Майалла. Всего было сыграно одиннадцать концертов.
Сразу же по завершении гастролей группа села в студию и записала свой первый альбом. Через месяц вышел сингл с песней Hush, что обеспечило группе популярность в Америке, а еще через месяц первый альбом. И только в августе - уже под названием Deep Purple - группа поехала на гастроли по Англии. Эти гастроли остались незамечен¬ными, а вот сентябрьские гастроли по Америке прошли с большим шумом. Мало того, что у группы за океаном был хит (4-е место для дебюта в Америке это очень хорошо), но группа работала на разогреве у легендарных Cream, чему легенды не были рады. Дело в том, что молодые Deep Purple увели у Cream часть публики, и последние, после пяти концертов, отказались от услуг молодняка. Гастроли продолжа¬лись до Нового года.
В Англии группу не знали, и потому отыграв месяц на родине, музы¬канты предпочли вернуться в Америку. Только в начале июня Англия вновь увидела группу. Вот здесь и начинаются «чудеса». 7 июня 1969 год группа записывает очередной сингл с... Иэном Гилланом и Роджером Гувером из группы Episode 6. 10 июня группа выступает в старом составе в Кембридже, 4 июля все в том же составе группа вы¬ступает в Кардиффе, а через шесть дней в Лондоне с новыми рекрута¬ми. Как повествует история, Эванс и Симпер и не подозревали, что они давно уволены. Я думаю, что ответ кроется в том, что группа изначально была образованием искусственным, не скрепленным долголетней дружбой. Кстати, в это время в группу пытался пристроится на работу в качестве вокалиста Дэвид Ковердейл. Не удивляйтесь этим перипетиям. Даже у нас в гигантской стране все более-менее раскрученные ценные «звезды» знают друг друга, а что говорить о Великобритании, ее на карте-то не сразу заметишь. Так что все варятся в одном маленьком горшочке.
Легендой являются и утверждения, что на родине группа была мало¬известна. Всего лишь через два месяца для Deep Purple был нанят лучший зал Лондона - Королевский Альберт Холл - и его оркестр.
Вы можете представить себе ситуацию, когда у нас малоизвестная группа ангажировала бы Большой театр с его оркестром? Нет? Я тоже! Отсюда вывод: группу знали и ей доверяли, хотя, как мы знаем, не без оговорок. Во время подготовки Concerto For Group And Orchestra некоторые музыканты из оркестра бастовали. Но, как бы то ни было, итог был впечатляющим, если не учитывать, что из-за этого концерта Лорд чуть было не ушел из группы, так как остальные музыканты DP остались недовольными этим шоу.
Забывают также, что спеть арию Иисуса Христа Гиллана пригласили задолго до выхода In Rock. Но истинная правда в том, что с приходом новых членов группы к коллективу приходит успех, который можно смело назвать триумфом. Да, было все: слава, звезды с неба, деньги... но не было покоя.
Первоначальное лидерство Джона Лорда, человека интеллигентного и скромного, сменилось войной двух титанов: Ричи Блэкмор и Иан Гиллан никак не могли поделить королевскую корону. А ведь начина¬лось все так безоблачно. Между антагонистами была такая дружба, что они даже останавливались в одном номере. Трудно сказать, что стало катализатором обострения отношений. То, что удается узнать нам - это взгляд со стороны через призму официальной политики группы. Скорее всего, проблемы начались из-за сумасбродных шуточек Блэкмора, а потом и пошло и поехало. Когда произошел раскол, кто-то должен стать миротворцем и уступить. Вы можете представить, что Иэн уступил? А Ричи? Чем больше мы узнавали о внутренних дрязгах в группе, тем больше удивлялись, как им удавалось создавать альбомы вошедшие в кладовую золотых хитов рока. За четыре года группа за¬писала три феноменальных альбома, один спорный, но очень крепкий, один экспериментальный, аналога которому нет до сих пор. Приплю¬суйте сюда мультиплатиновый концертник. Есть о чем задуматься. Мне импонирует такая позиция: о своих кумирах лучше ничего не знать - не будет повода для сомнений, рассуждений, останется чистая музыка. Но, увы, жизнь показывает, что творчество и чистота редко идут рука об руку. Возможно, именно из внутренних катаклизмов и рождаются шедевры.
Весной 1973 года Иэн Гиллан официально подал заявление об уходе менеджеру группы. Тони Эдвардзу стоило огромных усилий угово¬рить его остаться хотя бы для завершения тура. 29 июня 1973 после концерта в Осаке Deep Purple остались без вокалиста. Если этого события в группе ожидали, то следующее событие грянуло, как гром среди ясного неба - Блэкмор потребовал увольнения Роджера Гловера. Скорее всего, единственная причина этому была дружба Роджера с Иэном.
Но расставаться с «курицей, несущей золотые яйца» оставшиеся музыканты не собирались, высокие места в хит-парадах гаранти¬ровали высокие доходы. Срочно начался поиск новых кандидатов. Первым попался в сети бас-гитарист Гленн Хьюз, который к тому же великолепно пел. Был момент, когда Deep Purple чуть было не стали квартетом, но... вмешался Блэкмор. В его понимании вокалист должен быть свободным от инструментов. По принципу: каждый должен делать свое дело. В журнале Melody Maker появилось анонимное объ¬явление, что некая группа ищет вокалиста. Все догадывались, кто ищет, и потому для прослушивания прислали тысячу двести кассет с записями. Выбор пал на Дэвида Ковердейла. Сразу же был записан великолепный альбом, подтвердивший правильность выбора, и груп¬па отправилась в турне. Сохранился всем известный документ о тех гастролях - это фильм California Jam. Энергия, идущая от музыкантов, сметает зрителя даже через экран и годы, прошедшие после съемок.
Но всмотритесь внимательней, в эти еле заметные жесты, в эту мими¬ку, более похожую на случайное подергивание мускулов лица... Здесь нет ничего случайного, перед нами акт коронации короля хард-рока. Чего только стоит момент, когда во время блюзовой импровизации Гленн рвется к микрофону, чтобы поголосить (а это он умеет делать), но маэстро чуть заметно повел головой в отрицательном жесте, и Хьюза словно парализовало. Он
Кстати о Хьюзе. Мне он рассказывал, что часть материалов альбома Burn сочинил именно он, но из-за контрактных обязательств его фамилия не была указана в числе авторов. Ему до сих пор ничего не причитаетеся авторских отчислений с этого издания.
Казалось бы, Ричи добился своего, он стал полноправным диктатором в группе, но королю все было окучно. К тому же следующий альбом получился слишком фанковым, видимо от лени Маэстро не стал требовать изменения музыкальной канонам. К этому присовокупилось категорическое нежелание группы записывать песню Black Sheep Of The Family из репертуара группы Quatermass и отказу Иэна Пейса играть на концертах песню Soldier Of Fortune.
Ричи создал новую группу и увеличил количество цветов в названии до семи.
Группа Deep Purple должна была умереть, но отцы-основатели были настолько безынициативны, а молодогвардейцы настолько энергичны, что было принято решение продолжать. Продолжать значит искать. Вскоре был найден молодой американский гитарист Томми Болин. Его кандидатуру одобрил сам маэстро Блэкмор. Судя по всему, новое воплощение Deep Purple готовилось суматошно и сумбурно, и потому с Томми даже не был подписан контракт. За свою работу в группе он, практически, ничего не получил (и его наследники до сих пор ничего не получают).
Как бы там ни было, группа с новым гитаристом записала велико¬лепный альбом, у которого был только один недостаток - он был не пепловским. Deep Purple тут же отправились в мировой тур и столкнулись с ранее неведанной им проблемой. Томми плотно сидел на героине и не мог адекватно играть. Не всегда, но проколы случались слишком часто. После концерта в Ливерпуле 15 марта 1976 года группа решила больше не мучаться. Официально о распаде группы было объ¬явлено 6 июля того же года.
То, что происходило в долгий, восьмилетний период безвременья, достойно отдельного рассказа. Казалось бы, пути музыкантов разо¬шлись, но не так уж далеко.
Еще во времена медленного распада группы Роджер Гловер, в тот момент уже изгнанный из Deep Purple, записал The Butterfly Ball, к соз¬данию которого привлек действующих пепловцев Джона Лорда, Дэ¬вида Ковердейла и Гленна Хьюза. Кроме того, две вокальные партии записал Ронни Джеймс Дио, тогда еще не участник Rainbow. Через год Роджер повторил этот проект, но уже в сценическом варианте, и тогда место Дио занял Иэн Гиллан.
Сразу же после распада Deep Purple Ковердейл приступил к записи первого сольного альбома, в создании которого ему помог Гловер, как и в создании следующего альбома. А когда сольный проект перерос в группу Whitesnake, то в его ряды влились сначала Лорд, а
Ричи Блэкмор с головой ушел в Радугу, и первый его музыкальный контакт с пепловцами произошел 27 декабря 1978 года, когда он вышел на сцену на концерте... Иэна Гиллана. Заклятые враги сыграли вместе Woman From Tokyo, Lucille и Rock'n Roll Medley. Bee музыкальные издания запестрели предположениями о грядущем воссоединении, но закончилась эта встреча ссорой, из-за которой примирение было отложено на неопределенный срок. Почти сразу же в Rainbow был принят Гловер, которого Ричи выгнал из Deep Purple якобы за плохую игру.
Как бы то ни было, но в апреле 1984 года группа Deep Purple воз¬родилась из пепла небытия. Сразу же был записан великолепный Perfect Strangers, a 27 ноября 1984 года в австралийском городе Перт группа вышла на сцену. Если вам повезло, то вы были на первых концертах, а если, как нам - не повезло, то советую найти чудом со¬хранившиеся бутлеги и послушать эти концерты. Ураганная энергия и удовольствие от совместной игры чувствуются даже на этих несовершенных записях. Увы, уже к лету 1985 года энтузиазм стал пропадать. Чтобы хоть как-то утихомирить возродившиеся бурные страсти, 1986-й группа объявила годом отдыха от гастролей. Не помогло! Осенние гастроли по Европе 1988 года были прекращены, Иэн Гиллан изгнан из группы, а на его место приглашен Джо Линн Тернер, из-за чего группа из пурпурного приобрела радужный оттенок. Какой только грязи не вылили оставшиеся в группе му¬зыканты на Гиллана. Старались все, даже интеллигентный Лорд, даже друг детства Гловер. Вспоминать эти статьи тошно. Только в 1991 году группа с новым вокалистом отправилась в турне по раскрутке очередного альбома. Но приближалось 25-летие группы, и несмотря на то, что еще один альбом с Терне¬ром был практически готов, менеджемент идет на опрометчивое решение: примирить врагов и вернуть в группу Гиллана. В прессе муссировались слухи, что Ричи и Иэн за это примирение получили по миллиону долларов. Слишком похоже на правду. Вокальные партии Джо были стерты, Гиллана даже не предупредили, что это затовки для уже готового альбома, и вскоре на прилавки лег Самый слабый альбом группы. Не хочу его даже называть, хотя должен признать, что по отдельности песни, вошедшие в него, вполне даже хорошие, а вот вместе ну никак не слушаются. Кстати, у Тернера хранится запись первоначальной версии альбома, воз¬можно, это единственная сохранившаяся копия.
Мезальянс продлился недолго - двух месяцев гастролей осенью 1993 года было достаточно, чтобы обнажить все прежние конфликты. Про метание стакана с водой мы видели фильм, а на концерте в Киле Ричи в какой-то момент просто сел и прекратил играть. 17 ноября 1993 года в Хельсинки Ричи сыграл последний концерт с Deep Purple. В журнале Darken That Blue был напечатан анонс, что 18 ноября группа должна была выступить в Москве, но тогда концерт отменили задолго до турне.
С уходом Ричи все камни полетели в его сторону. С тем же усердием, с которым музыканты очерняли Гиллана, они теперь накинулись на Блэймора.
Но у группы был неотработанный контракт, и для спасения сложившейся ситуации был срочно приглашен Джо Сатриани. В беседе со мной Джо рассказывал, что ему были высланы записи с последних концертов, но на них Ричи почти не играл. Спасло то, что, по словам Джо, он слушал и любил Deep Purple с детства и знал все гитарные партии. Так, без единой репетиции прошел японский тур в декабре 199З года. После небольшого перерыва Сатриани выручил группу на следующий год в летнем туре, но далее оставаться он не мог из-за контрактных обязательств. Короткая эра Сатриани закончилась 6 июля 1994 года.
Замену нашли достаточно быстро, 23 ноября 1994 года в Мехи¬ко группа представила публике нового гитариста Стива Морса. Сыграв три (можно сказать, пробных) концерта Deep Purple удалились для записи студийного альбома. Продукт оказался великолепным. Новая кровь сделала свое дело. Да и внутри группы установился длительный период тишины и покоя. В многочисленных интервью музыканты наперебой рассказывали, как легко им стало работать. Вот только почему-то Лорд не выдержал этой идиллии, и 17 марта 2002 года в Санкт Петербурге было объявле¬но, что новым клавишником группы стал Дон Эйри, известный нам по Rainbow. Ну что ж, Джон Лорд продержался без Блэкмора восемь лет. Группа продолжает записывать альбомы, гастролиро¬вать и радовать нас своей музыкой. Побывав на тридцати концер¬тах Deep Purple, я могу сказать, что ни разу не испытал разочарова¬ния. Вот только, что я никак не могу до конца понять, так это как они в таких передрягах, которые я вам описал, умудрялись писать столь божественную музыку.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote