[227x343]Настроение сейчас - Тока проснулась...
Темой этой статьи не является стандартное "Кто такие готы и с чем их едят", таких творений в сети уже предостаточно. Я же хочу разобраться в простом (или не очень?) словосочетании "Готическое мировоззрение". Итак…
"Готическое мировоззрение"
Я бы хотела начать свое повествование с конца, т.е. со второго слова в данном словосочетании - "Мировоззрение". Для этого откроем пару учебников по философии и философский словарь:
"Мировоззрение - совокупность принципов познавательного, ценностного, поведенческого взаимодействия человека с миром."
"Мировоззрение - система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире."
Разберем на части первую фразу. Итак, мировоззрение состоит из А) познавания, Б) ценностей/системы ценностей, и, следовательно, В) поведения. Все выстраивается в ровную цепочку (ЦЕПЬ 1): познавание ® система ценностей, основанная на познанном ® поведение, на основе двух предыдущих звеньев.
Из второй фразы можно построить схожую цепь (ЦЕПЬ 2): взгляд (то как видим мир) + понятие (то, как понимаем мир) ® представление (то, как его представляем, на основе предыдущих двух звеньев).
Запомним эти две цепочки. Они понадобятся нам позже. А пока вернемся к первому слову: "Готическое". Я не буду писать длинный трактат о том, кто такие готы, как представители древнего германского народа. Для большинства людей старших поколений с этим словом ассоциируется архитектурные постройки в "готическом стиле". Как ни странно, но та готика, в которой я пытаюсь разобраться берет начало именно отсюда. Итак, "Советский энциклопедический словарь": "Готика (от итал. Gotico, букв. - варварский, готский, от названия германского племени готов), художественный стиль (между 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и, отчасти, Восточной Европе. <…> В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному мру, природе, богатству переживаний." (Описание готических построек я пропустила - мне кажется, что каждый и без того прекрасно себе представляет, что это такое). Мой взгляд остановился на словосочетании "богатство переживаний" - то, что так воспевается современными готами. Первая зацепка. А, вспомнив, как стремятся ввысь готические соборы, можно отметить и зацепку №2: стремление к высшему.
Следующая ступень - готический роман. Эту часть моих рассуждений я основываю на вступительной статье А. Бутузова "Из истории готического романа". Вопреки мнению одной пары сатанистов, понятие "Готический роман" придумали совсем не современные готы. В период с 1765 по 1850 год готический роман был наиболее читаемой книгопечатной продукцией как в Англии, так и в Европе. История начинается с выхода в свет в 1764 году романа Хораса Уолпола "Замок Отранто". Индийский исследователь профессор Денвера П. Варма так отзывался об этом событии: "Назвав "Замок Отранто" готической историей, Уолпол, сам того не подозревая, дал имя целому направлению литературы…" (подобная шутка истории нам еще встретится…). В готических романах важные сюжетные линии всегда отведены тем или иным потусторонним силам и необъяснимым явлениям. Чтобы долго не распространятся приведу отрывок из сравнительной таблицы знаковой символики классического и готического романов, созданной Монтегю Саммерсом и выложенной в его монографии 1969 года "Готический поиск":
|
КЛАССИКА
|
ГОТИКА
|
|
Дом или особняк
|
Замок
|
|
Беседка
|
Пещера
|
|
Вздох
|
Стон
|
|
Веер
|
Окровавленный кинжал
|
|
Нежный бриз
|
Завывания ветра
|
|
Комплименты, сантименты
|
Кости, черепа
|
|
Лампа
|
Свеча
|
|
Письмо, орошенное слезами
|
Магическая книга с пятнами крови
|
|
Поцелуй
|
Рана
|
|
Свадьба
|
Полночное убийство
|
Итак перед вами громадное количество зацепок, которые мы сложим в зацепку №3: стремление к непознанному, неизвестному, мистическому.
Итак, если связь между готикой в архитектуре и в литературе еще более-менее ясна, то как же это все связать с готической субкультурой? Тут следует привести две истории:
1. В далеком (по крайней мере для меня) 1978 году некий Anthony Wilson во время одного из телеэфиров ВВС упомянул слово “готика” в качестве названия музыкального жанра. Скорее всего это был рекламный ход, чтобы хоть как-то отделить своих подопечных (группу Joy Division) от властвовавшего поп-мэйнстрима. Далее журналисты развили эту идею и покатилось колесо истории… Уилсон, сам того не подозревая, дал имя целой субкультуре. (Знакомо, не так ли? В истории все повторяется…).
2. А вот с этой историей не так все гладко. Речь идет о группе Bauhaus, фильме “The Hunger” и анкхе. Суть такова: через год после предыдущей истории (т.е. в 1979г.) выходит сингл группы Bauhaus “Bela Lugosi’s Dead”. (Бела Лугоши - актер, ставший известным благодаря роли Дракулы в фильме 1931 года). С этой композицией начинается фильм “The Hunger” (“Голод”) - сага о двух вампирах (в блистательном исполнении Катрин Денев и Дэвида Боуи), пивших кровь не через укушенную шею, а сквозь аккуратный порез крошечным ножиком в форме анкха. А теперь вопрос: ну почему все готы начинают историю своей субкультуры именно с этих “событий”??? И почему анкх (египетский символ плодородия и вечной жизни), использованный в абсолютно “неготишном” фильме вдруг стал символом готов, ставящих смерть в ранг фетиша??? Да и саму группу Bauhaus и ее музыку трудно назвать готикой…
Ну хорошо, мы добрались до готической музыки. (Т.е. музыка - зацепка №4).А дальше все просто. Новая ниша музыкальной индустрии быстро заполнялась и видоизменялась. Группы старались соответствовать готическому имиджу не только в музыке, но и в сценических костюмах и шоу. Ну а фанаты соответственно, всячески перенимали образы (а порой и клише) внешнего вида своих кумиров - музыкальных “тру-готов”. И родилась сверхновая… субкультура.
А теперь самая сложная часть: совмещение двух понятий (Готика и мировоззрение) и попытка формирования единого, гармоничного целого.
Вспомним цепи, изложенные выше, и попробуем наложить на них готику:
Познавание: себя, своих чувств и переживаний, высшего, неизведанного, мистического, выраженного в искусстве, н-р в музыке ® система ценностей, основанная на познанном ® поведение, на основе двух предыдущих звеньев: некая отрешенность, задумчивость, философский склад ума, интровертное поведение…
Взгляд (то как видим мир): стремление заглянуть в суть вещей, умение увидеть необыкновеннное в обыкновенном; + понятие (то, как понимаем мир): философское восприятие мира и себя, как его часть; ® представление (то, как его представляем, на основе предыдущих двух звеньев): т.е. ГОТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
И если убрать из всего этого лишние слова (ость схемы) и оставить лишь менее логическую прозу, то останется набор словосочетаний, характеризующих МОЕ понимание готического мировоззрения:
Познание себя, своих чувств и переживаний, высшего, неизведанного, мистического;
Искусство, творчество, музыка;
Отрешенность, задумчивость, философский склад ума, интровертное поведение;
Стремление заглянуть в суть вещей и глубину себя, умение увидеть необыкновенное в обыкновенном; Философское восприятие мира и себя, как его часть.
______________________________________
Автор не Я,но мне показалось что это интересно и где взяла эту статейку не помню! Так что не судите меня слишком строго!