Даже молча можно выигрывать в спорах…
Верующий человек, придерживающийся дзенских учений, без проблем мог оставаться на ночь в монастыре, но при условии того, что в «битве умов» он одержит победу над людьми, которые непосредственно в этом храме проживают. Проиграв битву, монах молча покидает монастырь, не обижаясь и не сердясь на его хозяев – проиграл, значит, будь добр, ищи ночлега в другом месте.
В одном дзеском храме на севере Японии жили два монаха, приходившиеся друг другу родными братьями. Братья были «разными» не только по возрасту, но и укладу жизни: старший учился, старался побольше всего узнать, а младшему была такая жизнь неинтересна, поэтому он был безграмотным, да еще ко всему и калека – не имел одного глаза. Скитаясь по миру и оказавшись недалеко от дзенского храма, один монах решил навестить его и заодно переночевать там, для чего по пришествии туда предложил состязаться с кем-нибудь в «интеллектуальной» битве.
Утомленный и замученный учебой и работой, старший брат попросил похлопотать на счет традиций и обычаев на сей раз младшего брата.
«Пусть твоя беседа будет тихой, а лучше всего - немой», - приказывал брат.
Младший брат позвал странника к святыням, где оба и уселись для непосредственной беседы.
Не успел старший брат и глазом моргнуть, как к нему подошел дзенский учитель и сказал: «Я весьма удивлен, ведь брат твой одержал победу в нашей с ним битве!»
«Понятно все! Но у меня к тебе будет небольшая просьба – расскажи о вашей беседе», - вымолвил старший брат.
«Разговор начал я, - произнес гость, - приподнял один палец – таким образом, я обозначил Будду. Реакция твоя брата выдала мне в ответ два пальца – Будду и его концепцию. Я добавил к этим мыслям еще и последователей, поэтому поднял три пальца. Блистая умом и познаниями, твой брат погрезил мне кулаком – этим он хотел мне дать понять, что Будда, его учения и его последователи – одна большая реализация!
Следовательно, я не имею права провести в храме ночь – ухожу, ведь брат твой – победитель!»
Когда странствующий монах окончил пересказ беседы, он не замедлился и покинул стены храма.
«Ну, и где же наш достопочтенный гость?» - проговорил громогласно младший брат, обращаясь к старшему.
- А почему ты так агрессивен и совсем невесел? – ты же сегодня победитель!
- Что ты! Вот отлупить его у меня есть и силы и желание, а про спор и говорить нечего – я в нем не победитель!
- Не поленись, перескажи ваш спор, - молвил брат.
- Сначала он ко мне присматривался, а потом, заметив мой недуг, показал один палец – мол, глаз у меня только один. Он учитель дзен, поэтому я решил не пререкаться с ним покамест. В продолжение его темы я показал два фаланга, указывая, на, что ему несказанно повезло, ведь он имеет оба глаза. На два человека должно по-хорошему приходиться четыре глаза, а у нас с ним на двоих лишь три было – я-то калека, а он решил надо мной посмеяться и показал три своих фаланга. Я человек гордый, поэтому такого стерпеть не мог – побил его за его же наглость!
Кроме этого
японского рассказа можно прочесть и вот этот:
Легенда: Испытание сильной любви.