• Авторизация


День в истории: 12 июля, понедельник - День апостолов Петра и Павла 12-07-2010 14:54 к комментариям - к полной версии - понравилось!


http://pogoda.mail.ru/history.html?id=231

День в истории: 12 июля, понедельник

Поздравить

День апостолов Петра и Павла

Праздники


12 июля православная церковь отмечает день апостолов Петра и Павла. Петр - один из первых учеников Христа, Павел первоначально был врагом христианства. Различно апостольское служение: Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел - символом "свободного" христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.



http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1...%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB


Апостол Павел
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Данная версия страницы не проверялась участниками с соответствующими правами. Вы можете прочитать последнюю стабильную версию, проверенную 6 мая 2010, однако она может значительно отличаться от текущей версии. Проверки требуют 14 правок.Перейти к: навигация, поиск
Апостол Павел


родился 5 - 10
Тарс,Киликия
умер 64 - 67
Рим
почитается Католики, Православные
день памяти 12 июля

Андрей Рублев, Святой Апостол Павел, около 1410.Апо́стол Па́вел (Савл, Саул, ивр. שאול‎ (Шауль), ивр. שאול התרסי‎ Šaʾul HaTarsi (Шауль из Тарса); др.-греч. Σαούλ (Saul), Σαῦλος (Saulos) и Παῦλος (Paulos); лат. Paulus и Paullus; предп. 5/15, Тарс — 64/67, Рим) — «апостол язычников» (Рим.11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

Содержание [убрать]
1 Источники
2 Жизнь
2.1 Происхождение
2.1.1 Семья и воспитание
2.1.2 Связи с эллинизмом
2.2 Участие в преследовании христиан
2.2.1 Убийство Стефана
2.2.2 Причины и характер преследований
2.3 После обращения
3 Обнаружение останков апостола Павла
4 Послания апостола Павла
5 Литература
6 Примечания
7 Ссылки


[править] Источники
Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, в действительности принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвящённых отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечён в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы)[1].

Деяния Апостолов, датируемые большинством исследователей концом 70-х — первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение — так называемые «мы-отрывки» (Деян.16:10-17, 20:5-8, 27:1-16 — все три отрывка относятся к морским путешествиям Павла), в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчёркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вёл во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки и др.). Подробнее о проблемах источников и историчности Деяний см. статью Деяния святых Апостолов[2].

Послания Павла — основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными[3]. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Савл—Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46—61 гг.). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдаётся свидетельству Посланий.

О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских[4]. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой) и др.

[править] Жизнь
[править] Происхождение
Павел — еврей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе[5], главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл (др.-греч. Σαῦλος, эллинизированная форма имени Саул, ивр. שאול‎)[6]. Павел происходил из колена Вениаминова[7], и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.

[править] Семья и воспитание

Статуя Св. Апостола Павла у Базилики в городе ЭгерОтец Павла был фарисеем (Деян 23:6), и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия[8]. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство[9], что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Савла римского имени лат. Paulus (в греческой транскрипции др.-греч. Παῦλος), то есть «маленький». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1 Кор 15:9), Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.

В Деян 22:3 Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе [то есть, в Иерусалиме] при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе». Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения в Посланиях, верно[10], то Павел обучался Торе и искусству её раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла[11], причём в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а её греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).

Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам (см., например, 1 Кор 9:13—15).

В 1 Кор 7:8 Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано, но церковная традиция трактует эти Павловы слова в том смысле, что он был именно девственником.

Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом (1 Кор. 7. 8), тем не менее осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4. 2-3)[12]

...Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками[13]

Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным — родными сёстрами) апостола Павла.[14]

[править] Связи с эллинизмом
Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке[15]. По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения проявляющихся только на арамейском языке[16]. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам[17]. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учёбу в Иерусалим, но известно (Деян 9:30), что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников.

Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приёмы античной риторики[18]. Можно также отметить, что многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста[19]. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов[20].

[править] Участие в преследовании христиан
Судя по Деяниям святых Апостолов, Павел был моложе Иисуса[21]. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни.

В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан[22].

[править] Убийство Стефана

«Каменование Св. Стефана». Рембрандт, 1625 г. (Музей изящных искусств, Лион). На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 7:58) изображён Савл.Основная статья: Стефан Первомученик
Впервые Савл упоминается в 7-ой главе Деяний, в сцене избиения камнями первомученика Стефана. Проповедника Стефана привлекли к суду за богохульство представители синагог «эллинистов» (евреев, приехавших в Иерусалим из диаспоры и говоривших на греческом языке), в частности, выходцев из Киликии (Деян 6:9)[23], одним из которых мог быть Савл. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда.[24].

[править] Причины и характер преследований
Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как:

Проповедь распятого Мессии. «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн[25]…» (1 Кор 1:23). Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Гал 3:13 Павел цитирует Второзаконие 21:23: «Проклят всяк, висящий на древе»[26]. Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию[27].
Критика храмового культа. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований.
В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путём «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином (2 Кор 11:23—24)[28]. Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах[29], членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деян 9:1—2 фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим для наказания христиан из Дамаска.

[править] После обращения

Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск. 1601. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. РимКак повествует книга Деяний, на пути в Дамаск "...внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать." и на три дня ослеп (9:8-9). Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился (9:17-18). Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся. Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами (9:26-27). Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск. И лишь через три года он осмелился встретиться с апостолом Петром (Гал1:17-18). Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк (Деян.12:24).

Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (фарисейской ереси) за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора(Деян.15:1-6).


Ефесяне сжигают колдовские книги после проповеди апостола ПавлаКогда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал 2:11-14). Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима.

Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа[30][31].

За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — (12 июля н. ст.), католики 29 июня, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

[править] Обнаружение останков апостола Павла
В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», — заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано малейшее отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений». Понтифик пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих.

[править] Послания апостола Павла
Русское Латинское Рус. Полн. Мин. Язык оригинала
Послание к Римлянам Epistula ad Romanos Рим Rom Ro Греческий
1-е к Коринфянам Epistula I ad Corinthios 1Кор 1 Cor 1C Греческий
2-е к Коринфянам Epistula II ad Corinthios 2Кор 2 Cor 2C Греческий
Послание к Галатам Epistula ad Galatas Гал Gal G Греческий
Послание к Ефесянам Epistula ad Ephesios Еф Eph E Греческий
Послание к Филиппийцам Epistula ad Philippenses Фил Phil Phi Греческий
Послание к Колоссянам Epistula ad Colossenses Кол Col C Греческий
1-е к Фессалоникийцам Epistula I ad Thessalonicenses 1Фес 1 Thess 1Th Греческий
2-е к Фессалоникийцам Epistula II ad Thessalonicenses 2Фес 2 Thess 2Th Греческий
1-е к Тимофею Epistula I ad Timotheum 1Тим 1 Tim 1T Греческий
2-е к Тимофею Epistula II ad Timotheum 2Тим 2 Tim 2T Греческий
Послание к Титу Epistula ad Titum Тит Tit T Греческий
Послание к Филимону Epistula ad Philemonem Флм Philem P Греческий
Послание к Евреям Epistula ad Hebraeos Евр Heb H Греческий

[править] Литература
Апостол Павел на Викискладе?
Дэвид Ауни Новый Завет и его литературное окружение. — СПб.: РБО, 2000. — ISBN 5-85524-110-6
Ален Бадью Апостол Павел. Обоснование универсализма. — СПб.: Университетская книга, 1999. — ISBN 5-85133-062-7
Рудольф Бультман Избранное: Вера и понимание. — М.: РОССПЭН, 2004. — ISBN 5-8243-0493-9
Джеймс Д. Данн Единство и многообразие в Новом Завете. — М.: ББИ, 1999. — ISBN 5-89647-014-2
Епископ Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское поколение. — М.: ПСТБИ, 2003. — ISBN 5-7429-0106-2
И. А. Левинская Деяния Апостолов. Главы I-VIII: Историко-филологический комментарий. — М.: ББИ, 1999. — ISBN 5-89647-033-9
Брюс М. Мецгер Новый Завет: контекст, формирование, содержание. — М.: ББИ, 2006. — ISBN 5-89647-149-1
Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. Учебное издание с историко-филологическими примечаниями. — М.: РБО, 2006. — ISBN 5-85524-323-0
Н. Т. Райт Что на самом деле сказал апостол Павел. — М.: ББИ, 2004. — ISBN 5-89647-085-1
Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. — СПб.: Библия для всех, 2001. — ISBN 5-7454-0545-7
Толкование Нового Завета: сборник эссе о принципах и методах. — СПб.: Библия для всех, 2004. — ISBN 5-7454-0835-9
Макрей Дж. Жизнь и учение апостола Павла. — Черкассы.: Коллоквиум, 2009. — ISBN 978-966-8957-13-0
[править] Примечания
↑ Показывать компактно
↑ Данн, стр. 64—66.
↑ Левинская, стр. 13—55.
↑ Краткое резюме точек зрения на авторство приводимых в Деяниях речей дано в Talbert, C.H. 'Again: Paul’s Visits to Jerusalem', Novum Testamentum,, 9, 1967, pp. 26—40 (p. 37).
↑ 1-е Послание Климента 5:5, 47:1; Послания Игнатия к Эфесянам 12:2 и Римлянам 4:3; Послание Поликарпа 3:2 и 9:1.
↑ Известно лишь из Деяний (9:11, 21:39, 22:3).
↑ В Посланиях имя Савл нигде не упоминается.
↑ Рим 11:1, Фил 3:5.
↑ Фил 3:5; Гал 1:14; Деян 23:6, 26:5.
↑ Деян 16:37—38, 22:25—29, 23:27. В Посланиях упоминаний об этом нет.
↑ Доводы против ученичества у Гамалиила, равно как и римского гражданства Павла и ряда других фактов, не находящих подтверждения в Посланиях, приводятся, в частности, в Roetzel, C. Paul: The Man and the Myth, Columbia: University of South Carolina, 1998. В фарисействе времён Павла шли постоянные споры между последователями раввинов Гиллеля и Шаммая. Гамалиил принадлежал к более «мягкой» школе Гиллеля, в то время как рисуемый Деяниями и Посланиями образ Павла-фарисея явно ближе к «суровым» шаммаитам (Райт, стр. 26-37). Это может служить доводом против свидетельства Деяний об учении у Гамалиила или, по крайней мере, говорить о расхождении в убеждениях между Савлом и его учителем.
↑ Например, Рим 4:3—25, Гал 3:8—14 и 2 Кор 3:7—18 можно рассматривать как примеры мидраша. Об использовании в Новом Завете пяти приёмов еврейской экзегезы (таргум, мидраш, пешер, типология и аллегория) см. Данн, стр. 122—32; Толкование Нового Завета, стр. 239—264.
↑ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви X.1
↑ Святитель Игнатий Брянчанинов, "О монашестве"
↑ Житие святой мученицы Зинаиды
↑ Родным языком большинства евреев диаспоры был греческий. Тем не менее, многие комментаторы трактуют слова Павла о себе как о «Еврее от Евреев» (Фил 3:5) в том смысле, что Павла с детства учили говорить по-еврейски и/или арамейски, так что греческий был для него не родным, а вторым языком (Радостная Весть, стр. 410; Еп. Кассиан, стр. 203; Роджерс, стр. 708; Данн, стр. 295). Об евреях-«эллинистах», говоривших по-гречески, и евреях-«евреях», даже в диаспоре сохранявших в качестве повседневного языка арамейский (или еврейский), см. раздел Участие в преследовании христиан.
↑ Книга Raphael Lataster «Was the New Testament Really Written in Greek?». В книге кроме разбора игры слов, стихосложений Пешитто, уделяется внимание разночтению греческих манускриптов, могущих появиться только, если предположить первенство арамейского оригинала НЗ http://www.aramaicpeshitta.com/downloadbook.htm частичный перевод этой книги [1].
↑ В частности, в Тарсе во времена Павла находилась школа известного стоического философа Нестора, бывшего какое-то время наставником императора Тиберия.
↑ Ауни, стр. 181—222. Масштабные исследования использования форм и приёмов греко-римской риторики в Новом Завете были инициированы книгой Betz, H. D. Galatians: A Commentary on Paul’s Letter to the Churches in Galatia, Philadelphia: Fortress, 1979.
↑ В частности, в 1 Кор 15:33 Павел цитирует комедиографа Менандра («Таис», фр. 218), в Послании к Титу 1:12 — сочинение Эпименида «Об оракулах», а в речи перед афинянами (Деян 17:28) приводит строчку из дидактической поэмы Арата «Явления». Конечно, отсюда вовсе не следует, что Павел читал эти сочинения, но всё же очевидна некоторая степень его знакомства с эллинистической культурой.
↑ Критический разбор исследований на эту тему см., например, в Metzger, B. M. 'Methodology in the Study of the Mystery Religions and Early Christianity', In: Historical and Literary Studies: Pagan, Jewish, and Christian, Grand Rapids: Eerdmans, 1968; Wedderburn, A. J. M. 'The Soteriology of the Mysteries and Pauline Baptismal Theology', Novum Testamentum, 29, 1987, pp. 53—72. Краткое резюме дано в: Мецгер, стр. 265—266.
↑ При первом упоминании в Деян 7:58 Савл назван юношей. Можно предположить, что он был моложе Иисуса на 10—20 лет.
↑ 1 Кор 15:9; Гал 1:13, 23; Фил 3:6.
↑ Левинская, стр. 212—215.
↑ Левинская, стр. 247—248. Некоторые исследователи сомневаются в историчности свидетельства Луки об участии Савла именно в расправе над Стефаном и последовавших гонениях на христиан в Иерусалиме. В частности, A. Hultgren пишет: «В этом месте Деяний Лука хотел представить читателю Павла, и так как известно было, что Павел участвовал в преследованиях церкви, Лука ввёл его в повествование о первом акте преследований (убийстве Стефана) и так называемом „великом гонении“ (Деян 8:1)» (Hultgren, A. 'Paul’s Pre-Christian Persecutions of the Church: Their Purpose, Locale, and Nature', Journal of Biblical Literature, 95, 1976, pp. 97—111).
↑ др.-греч. σκάνδαλον — „скандал“, соблазн; камень преткновения; то, что сбивает с верного пути.
↑ Распятие — разновидность повешения; дерево — метонимия деревянного креста. Когда в Ветхом Завете говорится о повешении, не всегда можно с однозначностью сказать, идёт ли речь о повешении в современном смысле слова или о распятии (см., например, рассказ о том, как Иисус Навин повесил пять аморрейских царей на пяти деревьях (Иисус Навин 10:26)). Крест несколько раз назван древом в Деяниях (5:30, 10:39, 13:29). Возможно, этот образ получил распространение под влиянием интерпретации Втор 21:23 Павлом. Символика дерева-креста очень широко распространена в христианской литературе.
↑ Представления о страдающем и гибнущем Мессии в ортодоксальном иудаизме того времени не было. Толкование 53-й главы книги пророка Исайи как пророчества об искупительной жертве Мессии впервые появилось именно в христианстве. Правда, важным исключением из этих утверждений может быть Кумранская община. О развитии внутри иудаизма представления о страдающем Мессии, основанного на толковании Ис 53, см. Fishbane, M. Midrash and Messianism: Some Theologies of Suffering and Salvation, In: Schaefer, P., Cohen, M. (eds) Toward the Millennium: Messianic Expectations from the Bible to Waco, Leiden: Brill, 1998, pp. 57-121. Автор возводит эту (в основном, средневековую) традицию к свиткам Мёртвого Моря.
↑ Похожие дисциплинарные наказания за неповиновение религиозным властям предписываются Мишной (Санхедрин 1:2, 9:5), составленной позднее, но, возможно, отражающей практику времён Павла. Ср. также предсказание Иисуса (Мк 13:9, Мф 10:17) о том, что его последователей будут бить в синагогах.
↑ На это может указывать тот факт что, по сообщению Луки (Деян 8:1), «все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии». Под «апостолами» здесь, возможно, следует понимать консервативную («иудеохристианскую») общину христиан из «евреев», остававшихся строгими приверженцами храмового культа. Иначе трудно представить, что гонения затронули всех, кроме вождей движения, которых должны были схватить в первую очередь. Впоследствии, руководимая братом Господним Иаковом иерусалимская община оставалась оплотом консервативного иудейского христианства. См. Данн, стр. 294—301. Впрочем, в последнее время общепринятая теория о разделении ранней церкви на «эллинистов» и «евреев» была подвергнута сомнению, см. Hill, C. G. Hellenists and Hebrews: Reappraising Division within the Earliest Church, Minneapolis: Fortress, 1992.
↑ Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла
↑ [http://www.rus-sky.com/history/library/barsov/9.htm М.Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяния святых апостолов

[править] Ссылки
http://www.people.freenet.de/biblische_lehre : «Das Evangelium des Apostels Paulus» (нем.) und «Die Dienstabschnitte des Apostels Paulus» (русск. и нем.)
Церкви и часовни России, освященные во имя святых апостолов Петра и Павла
Мощи апостола Павла идентифицированы




http://www.enci.ru/%D0%90%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%...D0%BB_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80

Пётр
Материал из Энциклопедии в свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Апостол Пётр

Святой Пётр, икона VI века.
Монастырь Святой Екатерины (Синай)
умер около 64
Рим
почитается во всех христианских церквях
в лике апостолов
атрибуты ключи от рая
труды 1-е послание Петра, 2-е послание Петра
подвижничество апостольская проповедь
Запрос «Святой Пётр» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Апо́стол Пётр (греч. Απόστολος Πέτρος; умер около 64 в Риме) в христианстве в один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым папой Римским.

Содержание
1 Апостол в Евангелиях
2 Апостол в Деяниях и церковных преданиях
2.1 Воскрешение мёртвых
2.2 Случай с Ананией и Сапфирой
3 Поиски могилы апостола
3.1 «Трофей» апостола Петра
3.2 Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме
4 Почитание
5 Примечания
6 Ссылки


[править] Апостол в Евангелиях
Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. שמעוןвЋ в Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος в камень, скала) возникло от прозвища Кифа (арам. в камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я вас сделаю ловцами человеков» (Мф.4:19).


Рубенс, «Апостол Пётр»Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о нём думают, Пётр сказал, что он есть «Христос, сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах
(Мф.16:18-19)

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от него прежде, чем пропели первые петухи (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Пётр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.

[править] Апостол в Деяниях и церковных преданиях

Караваджо, «Смерть апостола Петра»По вознесении Господа апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса в воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию[1] 25 лет занимал пост епископа Рима в с 43 по 67в68 гг.. Однако это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Пётр прибыл в Рим в начале 60-х гг. I в.

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния Апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарса, вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом является её основателем.

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии в в 67в68 гг.) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жен, Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошел было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда ты идешь?» в спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», в отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его не угодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключен в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.[2]


Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу (фреска Мазолино в капелле Бранкаччи)[править] Воскрешение мёртвых
По мнению церкви, апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тафифу. Согласно описанию святого Симеона Метафраста апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егезиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв, основатель гностической секты в не одно и то же лицо[3][4]), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа[5][6].

[править] Случай с Ананией и Сапфирой

Смерть Анании и Сапфиры, капелла БранкаччиВ «Деяниях Святых Апостолов» описывается случай и иного характера. По обычаям ранних христиан «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду» (Деян.4:34). Эпизод произошёл, когда Пётр узнал, что Анания вместе со своей женой Сапфирой утаил часть денег, полученных от продажи своего имущества. Пётр сказал Анании:

Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу.

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.

И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.


(Деян.5:3-6)

Такая же участь постигла и Сапфиру. Когда она пришла, апостолы решили подвергнуть её испытанию. Умолчав о том, что произошло с её мужем, они спросили, какова сумма, полученная ими от продажи имущества. После того как Сапфира назвала неправильную цифру, Пётр заявил:

что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
(Деян.5:9)

После этих слов Сапфира упала замертво у ног апостола, и молодые люди похоронили её рядом с мужем.[7]

[править] Поиски могилы апостола

Собор святого Петра в Ватикане, построенный над предполагаемой могилой апостола ПетраСогласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в IвII веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.

Однако некоторые учёные не согласились с точкой зрения папы.[8].

[править] «Трофей» апостола Петра

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола)Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает в «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам в постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола[9].

[править] Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме
Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Юстин Мученик, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал.2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн в среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Так же и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».[10]

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год).[11][12]. Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго в начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу" [13].

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр.5:13) и, по мнению ряда исследователей, он имел ввиду реальный город, а не иносказательное название Рима.[14] Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община[15][16][17]. Так как, по словам Павла (Гал.2:7-9) , Петру было вверено проповедование Благой Вести обрезанным иудеям, то отдельные исследователи предполагают, что он посетил Вавилон с этой целью.[10]

[править] Почитание
Апостол Пётр почитается в православной и католической церквях. Установлен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У православных праздник отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), у католиков в 29 июня. В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу).

[править] Примечания
в‘ Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I
в‘ ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА
в‘ См.: Ганс Йонас. Симон Волхв / Гностицизм (Гностическая религия). в Спб.: Издательство «Лань», 1998. в С. 115;
в‘ Walter Richard Cassels. Supernatural Religion: An Inquiry into the Reality of Divine Revelation. в London, 1902. (в pdf, djVu)
в‘ Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла
в‘ свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие, подвиги и страдание в‹святого славного и всехвального верховного апостола Петра
в‘ См. также: Косидовский, Зенон. Глава 3. Деяния святых апостолов и послания. Раздел. Драма Анании и Сапфиры / Сказания евангелистов: Пер. с польск. / Послесл. и примеч. И. С. Свенцицкой. в 2-е изд. в М., 1972. в С. 86-90.
в‘ «При проведении раскопок не было обнаружено никаких конкретных следов могилы под эдикулой; не может быть никакой уверенности и в том, что тело св. Петра было когда-либо возвращено палачами христианской общине для его захоронения. При нормальном развитии событий тело того, кто был чужестранцем (перегринус) и в глазах закона обычным преступником, скорее всего бросали в Тибр. [в] Более того, в то время не было такой заинтересованности в сохранении телесных останков, какая развилась позднее, когда угасла вера в надвигающийся конец света и начал зарождаться культ мучеников. Следовательно, вероятность того, что тело св. Петра не было возвращено для погребения, представляется вполне реальной». Jocelyn Toynbee, John Ward Perkins. The Shrine of St. Peter and the Vatican Excavations. London; New York: Longmans, Green, 1956 (Джоселин Тойнби и Джон Уорд Перкинс. «Гробница св. Петра и ватиканские раскопки»)
в‘ Вокруг Света. Гробница святого Петра
в‘ 1 2 Э. Франк «Традиционное христианство. Истина или заблуждение?»
в‘ Путешествие св. ап. Петра в Рим и его мученическая смерть. Был ли он епископом Рима // Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов
в‘ Евсевий Кесарийский. Церковная история
в‘ Александр Хислоп. «Два Вавилона»
в‘ Болотов В. В. Распространение христианства: Главы из книги История древней Церкви
в‘ На протяжении всего первого тысячелетия новой эры вавилонская община была сначала одним из важнейших, а затем и главным духовным центром еврейского народа: достаточно хотя бы упомянуть о Вавилонском Талмуде. в «вИ ПОСЕЛИЛ ИХ В ХАЛАХЕ, И В ХАБОРЕ, ПРИ РЕКЕ ГОЗАН, И В ГОРОДАХ МИДИЙСКИХ» (II ЦАР., 17, 6)
в‘ Михаил Носовский (Бостон). Откуда происходят восточноевропейские евреи?
в‘ Валерий Дымшиц. Евреи на территории бывшего Советского Союза: попытка этнографического наброска (сокращённый вариант)
[править] Ссылки
Апостол Пётр на Энциклоскладе?
Ален Деко. Гробница святого Петра // Великие загадки истории / пер. И.Алчеева. в М.: Вече, 2004, 2006. в С. 152-177. в 480 с. в (Великие тайны). в 5000 экз. в ISBN 5-9533-0229-0
Православные церкви и часовни в России, освященные во имя святых апостолов Петра и Павла
Предшественник:
в епископ Рима
33 - 29 июня 64 (67) Преемник:
Лин

Двенадцать апостолов
Андрей | Варфоломей | Иаков Зеведеев | Иаков Алфеев | Иоанн | Иуда Искариот | Левий Матфей | Матфий | Пётр | Симон Кананит | Фаддей | Филипп | Фома


п·о·рПапы римские
I век Пётр Лин Клет Климент I Эварист

II век Александр I Сикст I Телесфор Гигин Пий I Аникет Сотер Элевтерий Виктор I Зефирин

III век Каликст I Урбан I Понтиан Антер Фабиан Корнелий Луций I Стефан I Сикст II Дионисий Феликс I Евтихий Гай Марцеллин

IV век Марцелл I Евсевий Мильтиад Сильвестр I Марк Юлий I Либерий Дамасий I Сириций Анастасий I

V век Иннокентий I Зосима Бонифаций I Целестин I Сикст III Лев I Гиларий Симплиций Феликс III (II) Геласий I Анастасий II Симмах

VI век Гормизд Иоанн I Феликс IV (III) Бонифаций II Иоанн II Агапит I Сильверий Вигилий Пелагий I Иоанн III Бенедикт I Пелагий II Григорий I

VII век Сабиниан Бонифаций III Бонифаций IV Адеодат I Бонифаций V Гонорий I Северин Иоанн IV Теодор I Мартин I Евгений I Виталий Адеодат II Домн Агафон Лев II Бенедикт II Иоанн V Конон Сергий I

VIII век Иоанн VI Иоанн VII Сизинний Константин Григорий II Григорий III Захарий Стефан II Стефан II (III) Павел I Стефан III (IV) Адриан I Лев III

IX век Стефан IV (V) Пасхалий I Евгений II Валентин Григорий IV Сергий II Лев IV Бенедикт III Николай I Адриан II Иоанн VIII Марин I Адриан III Стефан V (VI) Формоз Бонифаций VI Стефан VI (VII) Роман Теодор II Иоанн IX Бенедикт IV

X век Лев V Сергий III Анастасий III Ландон Иоанн X Лев VI Стефан VII (VIII) Иоанн XI Лев VII Стефан VIII (IX) Марин II Агапит II Иоанн XII Лев VIII Бенедикт V Иоанн XIII Бенедикт VI Бенедикт VII Иоанн XIV Иоанн XV Григорий V Сильвестр II

XI век Иоанн XVII Иоанн XVIII Сергий IV Бенедикт VIII Иоанн XIX Бенедикт IX Сильвестр III Бенедикт IX Григорий VI Климент II Бенедикт IX Дамасий II Лев IX Виктор II Стефан IX (X) Николай II Александр II Григорий VII Виктор III Урбан II Пасхалий II

XII век Геласий II Каликст II Гонорий II Иннокентий II Целестин II Луций II Евгений III Анастасий IV Адриан IV Александр III Луций III Урбан III Григорий VIII Климент III Целестин III Иннокентий III

XIII век Гонорий III Григорий IX Целестин IV Иннокентий IV Александр IV Урбан IV Климент IV Григорий X Иннокентий V Адриан V Иоанн XXI Николай III Мартин IV Гонорий IV Николай IV Целестин V Бонифаций VIII

XIV век Бенедикт XI Климент V Иоанн XXII Бенедикт XII Климент VI Иннокентий VI Урбан V Григорий XI Урбан VI Бонифаций IX

XV век Иннокентий VII Григорий XII Мартин V Евгений IV Николай V Каликст III Пий II Павел II Сикст IV Иннокентий VIII Александр VI

XVI век Пий III Юлий II Лев X Адриан VI Климент VII Павел III Юлий III Марцелл II Павел IV Пий IV Пий V Григорий XIII Сикст V Урбан VII Григорий XIV Иннокентий IX Климент VIII

XVII век Лев XI Павел V Григорий XV Урбан VIII Иннокентий X Александр VII Климент IX Климент X Иннокентий XI Александр VIII Иннокентий XII Климент XI

XVIII век Иннокентий XIII Бенедикт XIII Климент XII Бенедикт XIV Климент XIII Климент XIV Пий VI Пий VII

XIX век Лев XII Пий VIII Григорий XVI Пий IX Лев XIII

XX век Пий X Бенедикт XV Пий XI Пий XII Иоанн XXIII Павел VI Иоанн Павел I Иоанн Павел II

XXI век Бенедикт XVI
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник День в истории: 12 июля, понедельник - День апостолов Петра и Павла | Buhmaker - Дневник Buhmaker | Лента друзей Buhmaker / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»