http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/04/07/230623
«Производство машин — не секрет», — Ли Шуфу, основатель и председатель правления Geely
Китайский автомобильный концерн Geely прогремел на весь мир, когда договорился с Ford о покупке Volvo. Основатель Geely Ли Шуфу не скрывает, что цель покупки — расширение китайской экспансии на мировом авторынке. Когда-то он начинал с того, что разбирал машины конкурентов, чтобы понять, как те устроены, а сейчас предрекает, что весь мир пересядет на китайские автомобили
Антон Осипов
Ведомости
07.04.2010, 61 (2579)
Председателя китайского автоконцерна Geely Ли Шуфу называют китайским Генри Фордом. Но даже разносторонне образованного Форда с трудом можно представить за написанием стихов. А между тем это одно из любимейших развлечений Ли в свободное время. Главное украшение его просторной приемной — ковер, на котором выткана собственноручно созданная им поэма. На его персональном веб-сайте можно найти еще 21 стихотворное произведение, включая такое: «Кто сможет избрать путь яснее, чем Geely?».
Ли обожает при случае подчеркнуть, что родом из простой крестьянской семьи. На вопрос, что же будет, если убыточная Volvo доведет его бизнес до краха, китаец отвечает, что, как истинный поэт, уедет жить обратно в деревню. Но опасно недооценивать этого обитателя скромной квартиры в Пекине, носящего ничем не примечательный синий костюм, серые носки и слегка потертые туфли. Бизнес-партнеры обычно отзываются о нем как о «лукавом», «хитроумном» и «блистательном». И признаются, что заранее готовы, что на переговорах их в очередной раз проведут.
Ли дружелюбен, тактичен и эмоционален. «Он очень гуманный человек, располагающий к себе, к тесным отношениям», — говорит Джон Рассел, генеральный директор производителя черных лондонских такси Manganese Bronze. В этой компании у Geely 20%-ный пакет. В конце марта китайцы заявили, что собираются довести его до контрольного. Кстати, по Шанхаю Ли возит шофер как раз в лондонском такси, только белого цвета.
Коллеги говорят, что Ли сначала находит себе великую мечту, а потом только задумывается, как ее воплотить в жизнь. Но все соглашаются, что мечты Ли имеют одну особенность — они сбываются. 12 лет назад Geely выпустила первую машину. В прошлом году с конвейера сошло 329 100 автомобилей. В этом году Ли хочет довести производство до 421 000 машин, а к 2015 г. — до 2 млн.
«Он говорит “почему бы и нет?” там, где весь мир спрашивает “почему?”, — говорит бывший глава Chrysler в Китае, а сейчас глава автоконсалтинговой компании Synergistics Билл Руссо. — Он из той породы людей, которую сейчас довольно часто можно встретить в Китае и которая была распространена на Западе лет сто назад».
От фото к мото
Ли родился в 1963 г. в деревеньке около города Тайчжоу в провинции Чжэцзян. Эти земли — родина многих богатейших предпринимателей Китая. Годами он совмещал учебу с работой в поле. В честь окончания школы в 1980 г. отец подарил сыну 100 юаней (около $12). Деньги пошли на покупку старой фотокамеры и велосипеда. Ли принялся фотографировать односельчан и заезжих туристов и за шесть месяцев увеличил первоначальный капитал в 10 раз.
Эти деньги были вложены в фотостудию. Помимо основного у студии был прибыльный побочный бизнес — из проявляемой пленки извлекалось и продавалось серебро. Ли развил это направление бизнеса, скупая сломанные и бракованные приборы и продавая извлеченные из них драгоценные металлы.
А потом, устав от лома, Ли решил попробовать себя в производстве. В 1984 г. он с помощью отца собрал 2000 юаней и наладил производство запчастей к холодильникам, а вскоре создал и свой прототип холодильника. Ли торговал этой бытовой техникой по всему Китаю, основав в 1986 г. компанию Zhejiang Huangvan Shiqu Refrigerator.
В 1989 г. вступили в действие новые правила регулирования, теперь для производства холодильников требовалась лицензия. Так что Ли переориентировался на поставку стройматериалов, создав компанию Zhejiang Taizhou Geely Decoration. Попутно он задумывается об образовании и в середине 1990-х гг. получает диплом инженера в университете Yanshan. Ему в голову приходит мысль о производстве автомобилей. «У китайцев начали появляться деньги. Все больше семей могло позволить себе машину», — вспоминает он. В 1995 г. Ли становится председателем Zhejiang Geely Holding Group, гласит его официальная биография, подготовленная к конференции Automotive News China — 2008.
Трудность была в том, чтобы получить лицензию автопроизводителя. Так что Ли начал с производства мотоциклов. Он воспользовался тем, что государственные мотозаводы находились на грани банкротства, чтобы подешевле раздобыть оборудование, кадры и технологии. В итоге его продукция экспортировалась в Германию, Италию и США — всего в 22 страны.
«Четыре колеса и пара кресел»
Тем временем мечта об автопроизводстве потихоньку воплощалась в жизнь. Ли закупил несколько машин и с нанятыми инженерами стал разбирать их по винтику, пытаясь понять, как устроена эта техника. В 1998 г. был создан первый прототип, подозрительно напоминающий изделия конкурентов.
Один из друзей помог Ли познакомиться с руководством компании Sichuan, производящей малолитражки, и создать СП. В 1998 г. заработал первый завод в г. Линьхай, год спустя открылся второй — в Нинбо. Но на пути к самостоятельному, без СП, производству машин стояло серьезное препятствие. Крайне трудно было собрать все лицензии, необходимые автопроизводителю. Только в октябре 2001 г. чиновники наконец выдали Ли все бумаги.
Ли старается держаться подальше от политики. Имей он больше связей в политической тусовке, возможно, не потребовалось бы три года добиваться лицензии автопроизводителя, предполагает Reuters. Правда, с возрастом Ли стал практичнее подходить к политике. Сейчас он депутат Народного конгресса Тайчжоу и член Национального политического консультационного комитета Китая.
Ли и его подчиненные не комментируют, состоит ли их босс в коммунистической партии. Но одному из европейских бизнесменов Ли проговорился, что занимает офис партийного секретаря Geely. Также он посещает партийные конференции.
Первым с конвейера нового автозавода Ли сошел топорно сделанный хетчбэк с мотором, спроектированным Toyota Motor Corp., утверждается в блоге бывшего венчурного капиталиста из Кремниевой долины Mr Wave Theory. В 2006 г. Geely выпускала уже 180 000 автомобилей в год, в том числе седаны и спорткары. Под капотом прятался шестицилиндровый двигатель — собственная разработка компании. Автомобили продавались в Китае, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в России.
«Производство машин — уже не секрет, технологии широко используются и распространяются», — считает Ли и уточняет, что машина, с его точки зрения, — это «всего лишь четыре колеса и пара кресел».
Как и многие другие китайские автопромышленники, Ли в основном занимался покупкой технологий. В 2006 г. Geely поглотила инженерную компанию British Manganese Bronze Holding, в 2009 г. — австралийского производителя трансмиссий DSI. Geely в 2006 г. закупала инжекторы у немецкой Robert Bosch. Отделку интерьера поставляла китайская фирма, работающая с Volkswagen и GM. Сталь использовалась та же, что и в машинах Ford, GM и Volkswagen, утверждает блог Mr Wave Theory.
Во время интервью FT в 2008 г. Ли демонстрировал слайды 42 моделей, разработанных его компанией. Подобная линейка сделала бы честь даже Toyota или Ford. Одна из моделей выглядела клоном Baby Rolls-Royce, язвительно отметили журналисты. Предполагается, что за нее будут отдавать 1 млн юаней ($150 000).
Бизнес процветает. В 2008 г. Ли стал 302-м в списке Forbes самых богатых китайцев с состоянием $220 млн. В 2009 г. он уже 44-й с $1,3 млрд. Заводы Geely кроме Китая расположены в России, на Украине, в ЮАР, Индонезии и Мексике.
Хозяин Volvo
Ли начал присматриваться к Volvo еще в 2002 г., почти сразу после получения лицензии на производство автомобилей, утверждает газета China daily. Чтобы завоевать рынок, он сделал ставку на нижний ценовой сегмент. Geely стала синонимом дешевой машины, как в России «Запорожец» или «Ока». Но Ли не оставлял мысли стать производителем первоклассных автомобилей. «Моя мечта — <...> продавать сделанные в Китае машины по всему миру вместо того, чтобы позволять иностранным машинам ездить по всему Китаю», — говорил он газете China daily. Хотя Ли уверен, что к 2012 г. и сам будет производить автомобили европейского качества, но ему нужна известная марка, которая вызывала бы у потребителя доверие и позволяла просить за машины хорошую цену, пишет Financial Times. Автомобили Geely Free Cruiser и Geely Kingkong стоят около 40 000 юаней ($5859). Для сравнения: Volvo XC 90 обойдется китайцу в $205 000.
В 2007 г. Ли послал в Ford письмо с предложением о покупке Volvo. На китайскую оферту в США не обратили особого внимания. Но через год грянул кризис, и глава Ford Алан Малалли решил сосредоточиться на развитии бренда Ford (One Ford Strategy). К тому же Volvo приносила концерну больше убытков, чем любое другое подразделение. В 2009 г. при выручке в $12,4 млрд ее операционный убыток составил $653 млн (весь концерн получил $454 млрд операционной прибыли при выручке $118,3 млрд).
Сам Ford купил Volvo в 1999 г. за $6,5 млрд. А продал за $1,8 млрд. Но получит куда меньше: значительная часть денег пойдет на выплату долгов Volvo, выполнение пенсионных обязательств перед ее сотрудниками и т. д.
Откуда взять денег на Volvo? Большинство государственных автозаводов поддерживаются богатыми провинциями, где они расположены. Но частной Geely приходится искать спонсоров. В поисках ссуд с небольшим процентом Ли разъезжает по стране, обещая взамен построить в провинции автозавод. Источники FT утверждают, что Ли уже получил поддержку государства и двух провинций, где и будут возведены два новых завода Volvo.
Покупка Volvo стала первой серьезной удачей китайцев в попытках приобрести западного автопроизводителя. До этого Beijing Automotive Industry Holding интересовалась приобретением Opel, Saab и Volvo, а Sichuan Tengzhong — Hummer. Индийские конкуренты оказались удачливее: в 2008 г. Ford продал Jaguar Land Rover индийской Tata Motors за $2 млрд.
«Я вас люблю»
В основном переговоры с Ford велись на уровне советников. Но сам Ли как минимум шесть раз встречался с финансовым директором Ford Льюисом Бутом, чтобы обговорить детали. Ли вспоминает, что общение было «трудным, но крайне дружелюбным».
В прошлом году он осматривал производство Volvo в Швеции, а в январе шведская делегация Volvo совершила тур по заводам Geely. Ли рассчитывает удвоить продажи Volvo к 2015 г., доведя их до 600 000 автомобилей. Китай, обещает он, станет «вторым внутренним рынком Volvo».
Но Ли пришлось приложить массу усилий, чтобы развеять страхи европейцев перед китайской экспансией. Для шведской компании не изменится ничего кроме имени босса, не уставал повторять Ли: «Я хочу подчеркнуть, что Volvo — это Volvo, а Geely — это Geely. Volvo будет управляться менеджерами Volvo. Мы настроены сохранить индивидуальность бренда». Он обещал сохранить и мощности Volvo в Европе (у компании два завода в Швеции и один в Бельгии). В 2009 г. Ли встретился с представителями профсоюза в штаб-квартире Volvo в Бельгии. Его попросили в трех словах объяснить, зачем ему покупать автопроизводителя. «Я вас люблю», — вывернулся Ли.
Версия для родной страны была более полной. Ли рассказал газете China daily, что помимо доступа к технологиям покупка Volvo с ее налаженной системой сбыта открывает китайским машинам доступ к мировому авторынку. К тому же резко вырастает известность бренда Geely (еще бы — много ли англичан слышали о Романе Абрамовиче до покупки Chelsea и кто из европейцев раньше знал, чем занимается компания Geely?).
Сделка должна помочь Volvo занять заметное место на быстро растущем китайском рынке, рассчитывает Geely. К 2015 г. ее продажи здесь должны вырасти до 200 000 по сравнению с 22 405 машинами, проданными в прошлом году, заявил Ли. Поскольку сделка была поддержана китайским правительством, Volvo даже могут заменить Audi A6 в качестве официального автомобиля китайского правительства, предполагает Reuters. При этом компания намерена сохранить позиции на европейском рынке. Уже в этом году Volvo намерена продать 390 000 автомобилей по сравнению с 330 000 в прошлом году, отметил гендиректор шведской компании Стефан Оделл.