Без заголовка
08-02-2008 14:40
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
[1]
Причастие или Таинство Евхаристии - Таинство, в котором хлеб и вино прелагаются
Духом Святым в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем
верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом в жизнь вечную.
Веществом Таинства являются хлеб и вино. Таинство установлено самим Господом
Иисусом Христом на Тайной Вечере, накануне своих Крестных страданий. (См.: Иер.
Олег Давыденков. Догматическое Богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. С. 257.)
[2]
Духовный отец - наименование "духовный отец", "духовник" монашеского
происхождения. Писатели IV и V веков "духовными отцами" называют опытных
подвижников. Прпп. Ефрем Сирин, Иоанн Пророк, Нил Синайский, св. Иоанн
Лествичник говорят о "духовном отце" в том смысле, в каком мы употребляем теперь
понятие "старец". При всем разнообразии в словоупотреблении термин "духовный
отец" в христианской письменности с V по начало IX века чаще всего означает
монастырского старца. Институт "духовного отца" в то время представлял собою
монастырское старчество, так что старчество - ранняя форма "духовного отца".
Старец являлся не только "духовником" в тесном смысле слова, т. е. лицом,
принимающим исповедь, но руководителем всей жизни монаха. Ясно, что такой
руководитель не мог назначаться, а избирался свободно ищущим духовного
руководства. Так, авва Исайя говорит: "При выборе (старца) не на того обращаю
внимание, кто преклонных лет уже, но кто убелен ведением и опытностью духовною".
Таковые духоносные наставники необходимы нам потому, что в силу нашей общей
греховности, мы часто не можем различить воли Божией. Духоносный наставник,
сознавая, что передает Волю Божию, облекает послушника конкретным послушаниями,
которые, в случае искреннего исполнения, способны не подавить, а очистить и
закалить его собственную волю и очистить сердце от страстей. Такие послушания
даются каждому свои, в соответствии с внутренним миром послушника. Отсюда и
пресловутая необычность тех послушаний, примеры которых мы встречаем в патериках
и отечниках. Современное же лжестарчество нередко гонится только за этой
"экстравагантностью" приказания, и ее неопытные люди принимают признаком
святости, чуть ли не самым важным. Вместе с тем, наряду с наставничеством
духоносным, есть наставничество, так сказать, человеческое, которым мы не можем
пренебрегать. Если первое духовничество воистину Божественно, а следовательно -
непререкаемо и, по сути дела, ничем непроверяемо, то второе основано на опыте
духовной жизни конкретного пастыря - духовника и его паствы, и не влечет за
собой безусловного подчинения.
[3]
Св. Юлия Карфагенская - мученица дева Иулия пострадала в 440 или в 613 г. Она
происходила из знатного рода в Карфагене. При взятии города была захвачена в
плен и продана в рабство одному богатому сирийскому купцу. Своим кротким
характером, смирением, добросовестным отношением к делу и целомудрием она
заслужила не только расположение, но и уважение своего господина. Однажды,
будучи на острове Корсика по торговым делам, купец принял участие в языческом
празднике; св. Иулия, оставаясь на корабле, обличала заблуждения язычников.
Язычники вздумали отомстить ей за это. Они, напоив купца вином до опьянения,
били ее, рвали ей волосы, резали тело и затем распяли. Тело бросили на острове.
Иноки похоронили его. На месте, где нашли тело, вскоре забили два чудотворных
источника, которые действуют и поныне, являясь местом паломничества на о.
Корсика. В 763 г. чудотворные мощи ее были перенесены в г. Брешию (совр.
Италия), в основанный лангобардским королем Дезидерием женский монастырь. До XX
в. св Иулия считалась покровительницей города, ныне ее мощи вынесены из
кафедрального собора, а в посвященной ей церкви св. Джулии устроен музей
религиозной живописи. На данное время мощи святой нашли приют к северу от
Брешии, в местечке Вилладжиа Преальпино. День памяти 16/29 июля.
[4]
День Ангела - день, в который Церковь поминает того святого, чье имя носит
христианин.
[5]
Св. Анна Кашинская. - Св. благоверная великая княгиня Анна родилась в конце XIII
века, когда Русь стонала от страшного татарского нашествия. Ее мужа и сына убили
в Орде, а самой ей пришлось скрываться с детьми и внуками от татарского гнева.
Блгв. кн. Анна всей своей многострадальной жизнью несла подвиг праведной
женственности - целомудрия, безусловного послушания воле Божией, беззаветно-
кроткой покорности и верности мужу, а затем - подвиг безутешного вдовства,
украшенный монашеским чином. 2/15 октября 1368 г. она преставилась всеми
почитаемой схимонахиней. После кончины святая Анна почиталась местно. Чудеса при
гробе святой Анны начались в 1611 г., во время осады Кашина литовскими войсками.
21 июля /3 августа 1649 г. были обретены ее нетленные мощи, а 12/25 июня 1650 г.
княгиня Анна была причислена к лику святых, и мощи ее были перенесены в
Воскресенский собор для поклонения. Но в 1677 году патриарх Иоаким поставил
вопрос на Московском Соборе об упразднении ее почитания в связи с обострением
старообрядческого раскола, использующего ее имя в своих целях. В 1909 г. 12/25
июня, произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное
празднование. Ныне мощи св. Анны покоятся в Вознесенском кафедральном соборе г.
Кашина.
[6]
Джордж Макдональд (1824-1905). - Писатель, поэт и теолог, один из
родоначальников фэнтази. Книги Макдональда оказали большое влияние на Клайва С.
Льюиса. Родился в местечке Хантли под Абердином. Священник-протестант,
впоследствии проповедник и лектор. В 1855 году опубликовал трагедию в стихах
"Внутри и извне", после выхода которой стал профессиональным писателем. Наиболее
известные детские повести "За северным ветром" (1871), "Принцесса и гоблин"
(1872), "Принцесса и Карди" (1873).
[7]
Елена Чудинова - современная писательница, пишущая на религиозно-христианские
темы. Автор историко-приключенческих романов, фэнтези, фантастики. Наиболее
известные: "Ларец" - роман-фэнтези, "Держатель знака", "Мечеть Парижской
Богоматери".
[8]
Николай Блохин - современный писатель, пишущий на религиозно-христианские темы.
Автор романов-фэнтези на православную тематику, сказочных повестей и др.
Наиболее известные: "Глубь-трясина", "Бабушкины стекла", "Избранница",
"Диковинки красного угла", а также рассказы "Татьяна", "Талант", "Бумажненькая"
и др.
[9]
Таинство Крещения - первое и наравне с Таинством Евхаристии или Причастием
важнейшее из Таинств, установленное Самим Господом нашим Иисусом Христом.
Крещение есть Таинство, в котором человек, родившийся с наследственным
первородным грехом, но уверовавший во Христа, при троекратном погружении его
тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни
плотской и греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную. Он становится
сыном Божиим и наследником Царствия Небесного. В этом Таинстве действие
благодати Божией на крещаемого состоит прежде всего в оправдании или очищении
его от грехов, как от первородного, так и от всех личных, содеянных до крещения.
(См.: Прот. Н. Малиновский. Очерк Православного Догматического Богословия. М.,
2003. С. 143-145.)
[10]
Куманика - разновидность ежевики, кустарник семейства розовоцветных; плоды его
пригодны в пищу.
[11]
Сид - или сидх. Означает курган или холм. В мифологии ирландских кельтов особые
места, в которых обитают различные волшебные существа.
[12]
Фэйри - различные волшебные существа, персонажи мифологии Британских островов.
Согласно одной из теорий, фэйри - это разновидность падших духов, т.е. бесов.
[13]
Пати - от англ. party, - развлекательная вечеринка, на которой гости и хозяева,
потребляя легкие закуски и коктейли, слушают музыку и танцуют.
[14]
Друид - в верованиях кельтов так назывался служитель языческих богов или жрец.
Друиды также были прорицателями, сказителями, судьями и философами. По сравнению
с народными массами были высоко образованы и составляли закрытое общество или
касту, вступить в которое было крайне трудно, а обучение продолжалось более
двадцати лет. Являлись яростными противниками христианства.
[15]
Перечисляются персонажи кельтской, ирландской и британской мифологии, различные
разновидности фэйри.
[16]
Хэллоуин - то же, что самхейн. Один из четырех главных кельтских праздников,
отмечавшийся в ночь с 31 октября на 1 ноября. В этот день друидами разжигались
ритуальные костры, от которых затем люди и брали огонь для своих очагов,
приносились жертвы в виде плодов, животных, возможно, и людей. Также считалось,
что в ночь Самхэйна завеса, разделяющая мир людей и мир сидов (волшебных существ
или демонов, настроенных по отношению к людям нейтрально или враждебно),
становится настолько тонкой, что люди и сиды могут проникать в миры друг друга.
Поэтому, с точки зрения кельтов, риск встретить сида в ночь Самхэйна был очень
велик. Другими словами, это был день, когда потревоженные духи, демоны, гоблины
и прочие мистические существа могли с наибольшей легкостью прийти в материальный
мир. Именно поэтому люди одевались так же, как эти существа, и ходили по домам,
прося еду для умиротворения нечистой силы. Поскольку Самхэйн олицетворял конец
года, то он являлся наиболее удобным временем для общения с духами и умершими.
Наконец, в Самхейн устраивались разнообразные гадания. Этот языческий праздник
был принесен в Америку в XIX в. В дальнейшем, этот день был выбран сатанистами
для своих ритуалов.
[17]
Литания - молитва у католиков, которая поется или читается во время
торжественных религиозных процессий. В переносном значении - длинный и скучный
перечень чего-либо, причитания, нескончаемые жалобы.
[18]
Лосось познания - в мифологии ирландских и валлийских кельтов лосось считался
символом мудрости и познания.
[19]
Брат Иосиф - Иосиф Муньоз Кортес, испанец православного вероисповедания, монах в
миру, хранитель чудотворной Монреальской Иверской иконы Божией Матери, списанной
на Афоне в 1981 г. греческим монахом с образа Богоматери Иверской Вратарницы. В
ночь с 30 на 31 октября, накануне языческого праздника Хэллоуин или Самхэйн,
хранитель иконы Иосиф Муньоз был убит, а чудотоворная икона бесследно пропала
при загадочных обстоятельствах.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote