[640x479]
Масленица - наследие времён язычества, праздник в честь бога Волоса. Называли её тогда вовсе не масленица, а мясопуста. Устраивали кулачные бои, борьбу, выводили медведей, потешавших публику; появлялся в толпе гуляющих и бродячий кукольник с Петрушкой. В Москве, там, где сейчас Александровский сад, возводили ледяные горки. Сам Пётр I открывал гулянье, качаясь на качелях с офицерами.
Традиционное кушанье масленицы - блины - тоже имеют свою историю, ещё болеедревнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепёшки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно. Но поначалу они были атрибутом поминок; первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: "Масленица-объедуха, деньгам приберуха!" По традиции бывают в эти дни катанья с ледяных и снежных горок, весёлые хороводы, пляски и. конечно же, блины!
Кстати, о блинах. Чтобы приготовить хорошие блины, прочтите эссе петербуржского писателя-фантаста Святослава Логинова «Бывало, пекли блины...». Там рецептов нет, там общее руководство описано. Но прочтешь – и немедленно руки тянутся ставить тесто и печь, печь, печь... В качестве заедок к блинам советую по личному опыту селедочку, икру, варенье любое по-желанию.
[250x166]
Каждый день на Масленичной неделе имеет свое название.
Понедельник - "встреча". Прежде к первому дню Масленицы устраивались общественные качели, горки, балаганы скоморохов, устанавливались столы, дети делали соломенную куклу, наряжали ее и возили в салазках по городу. День заканчивался кулачным боем.
Вторник - "заигрыши". В этот день с утра девицы и молодые люди приглашались покататься на горках и поесть блинов, каждый высматривал себе пару.
Среда - "лакомка". В этот день тещи приглашали зятьев на блины, а также созывали всех остальных родных. Обычай ходить «к теще на блины» сохранился наиболее полно, даже в советское время. Видимо, это связано с сакральным культом тещи, сохранившимся на уровне подсознания с древнейших времен. Для иллюстрации этого, несколько рискованного, заявления, могу привести только один довод: огромное количество анекдотов про тещу, ходящее в народе. Про свекровей анекдотов значительно меньше.
Четверг - "широкий четверток", начинался так называемый масленичный разгул. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети. В городах теперь уж точно по домам не пойдешь: никто дверь не откроет. Но в деревнях нет-нет, да и услышишь детские голоса: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются -- с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
"...Масленица в развале,-- вспоминал этот день Иван Шмелев.-- Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Едут парни с веселыми связками шаров. Гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармонью. Мальчишки "в блина играют": руки сзади, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать -- не выронить, весело бьются мордами".
"Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств,-- пишет известный этнограф И.П.Сахаров,-- значило в старину жить в горькой беде, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног".
Пятница - "тещины вечерки". В этот день уже зятья угощали тещ блинами. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколения. В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму-разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. И родители жены очень ждали этого дня и всегда были рады и горды, что их дети не забывают о них и ждут их к себе в гости. Об этом заранее оповещались все родные и родственники, и к вечеру уже вся деревня знала, кто приглашен, а кто нет. И если приглашенья не последовало, то теща была обижена на всю жизнь, и зять уже никак не мог исправить своей оплошности. А сам ритуал состоял в следующем: каждая теща должна была накануне вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котел для замеса теста, а тесть в свою очередь должен был поставить все продукты, чтобы новоиспеченный зять смог замесить опару и испечь вкусные блины к приходу дорогих родственников.
Суббота - "золовкины посиделки". Молодая невестка приглашала своих родных к себе в дом. В субботу дети строили на реках снежные городки с башнями и воротами, делились на команды и устраивали "взятие городка".
Воскресенье - "проводы, целовник".
По природе своей масленица – языческий праздник, символические проводы зимы. Блин своей формой и золотистым цветом напоминал предкам солнце, поэтому обращаться с ним следовало бережно, как с любым сакральным блюдом. Например, не принято было резать блин ножом или накалывать на вилку. Такое непочтительное поведение считалось оскорблением для небесного аналога и вполне могло повлечь за собой неурожай, голод и прочие несчастья. «Блин не сноп – на вилы не наколешь» - гласила пословица.
Масленца - блиноеда,
Масленца - жироеда,
Масленца - обируха,
Масленца - обмануха.
Обманула, провела,
Нам блинов не дала.