"ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.” И тут же примеры: “Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови...”(из словаря В.И. Даля)
Как известно, история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса. Наше общество живет в эпоху именно фарса: долгого, затяжного, похожего на бесконечную комедию положений. Ну казалось бы, причем тут слова, вынесенные в эпиграф о дуэли и чести? Найдены они мной были случайно, когда в моих руках оказался небольшой отрывок из статьи Дмитрия Шеварова "Поле чести". Невольно как-то все спроецировалось на время нынешнее. А ведь верно - честь-то нынче у многих иная и не страшны им дуэли, плевки в лицо и презрительная неподача руки собеседником. Да, что далеко ходить: мэр Москвы Ю.М.Лужков решил доказать всем через суд, что обладает и честью, и неким достоинством. И решаться все будет не через кровь, а через большие деньги, подобострастие и т.п. вещи. Негодяй из суда объявит миру, что де у Лужкова есть якобы честь и очень большое достоинство. И никого при этом не остановят кадры с вечеринки владельца Черкизона, где Лужков пьет, ест и произносит сладкоголосые тосты. А чем был Черкизон для Москвы? Клоакой, местом криминала и всей прочей гадости. И находился он под крылом все того же мэра Москвы, доказывающего всем теперь, что у него есть... честь. И сколько таких фактов и поступков, которые почему-то самим мэром считаются вполне честными и приличными. Вроде бы мелочь, а может и нет? Может просто время другое, не пушкинское? Да и трудно представить Лужкова или кого-то из его окружения с дуэльным пистолетом или шпагой. Слишком мелки, подлы, хитры и... бесчестны. Какая уж тут кровь, приличия и муки совести? Странная вакханалия, тот самый фарс истории, а мы всего лишь зрители, ждущие результаты и следующего актера в этой комедии бесчестья. Куда же все делось?
___
И еще немного из Дмитрия Шеварова, приведшего к таким вот непричесанным мыслям о нынешнем житье-бытие. [показать]
Письмо А.С. Пушкина Наталии Николаевне Пушкиной
Из Москвы в Петербург 18 мая 1836 года
…Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева... У нас в Москве все, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике... По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели... благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут...
Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, “которым плюют в глаза, а они утираются...” вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове “честь”. Само это слово произносят теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о дуэли Пушкина. Правила русской дуэли были необыкновенно жесткими, это был “сумасшедший с бритвою в руке” и император Николай I вправе был называть дуэли варварством, но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчез и “вопрос чести”.
За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: “Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям”. Вот и все, что остается детям: честь и имя.
Полностью великолепный материал о Пушкине, чести и времени настоящих людей вот здесь: “Прощай до свидания…”Размышления вослед пушкинским письмам. Читательский дневник