Это цитата сообщения
Sapfir_t Оригинальное сообщениеЗаявление Донецкого облсовета - шаг к федерализации
[600x400]
Автор – zloblin
Это стало довольно неожиданным. Донецкий областной совет - отнюдь не собрание революционеров. Политическая элита Донбасса, выращенная Ринатом Ахметовым и Виктором Януковичем, отличается осторожностью, умеренностью, конформизмом и прагматизмом. Областной парламент не приветствовал ни Майдан, ни Антимайдан. Он принял изгнание президента, формирование нового правительства и назначение нового губернатора Сергея Таруты. Облсовет не солидаризировался в пророссийскими митингами в Донецке, напротив, он выражал приверженность единой стране.
Сейчас кажется, что волна протестов в Донбассе пошла на спад. Спецслужбы точечно нейтрализуют лидеров Сопротивления. Киевская власть, поменяв руководителей донецких силовых структур, худо-бедно обеспечила контроль над силовиками. Новый губернатор освоился и закрепился.
Тем неожиданней появление следующего заявления. Внешне оно не является революционным - в нём нет ничего про русские митинги, про "народного губернатора" Павла Губарева, ни про давлеющего своей легитимностью изгнанного президента Виктора Януковича, ни про соглашение Януковича с оппозицией от 21 февраля. Но всё же оно, по сути, крайне неприятно для новых киевских властей.
Заявление ещё не принято, оно на этапе обсуждения в депутатских комиссиях - тем не менее оно
опубликовано на официальном сайте областного совета. И это явно демонстративный шаг.
Последние события в Украине привели к обострению политической ситуации и криминогенной обстановки. Отдельные популистские шаги новой власти прямо ведут к социально-экономическому кризису и вызывают обеспокоенность наших граждан. Донецкий областной совет обращается к Верховной Раде Украины с просьбой использовать меры стабилизации ситуации в стране.
Консолидация общих усилий конструктивных сил общества, направленных на достижение политической стабильности, сохранение гражданского мира и согласия, возможна лишь через принятие Верховной Радой Украины новой редакции конституции Украины и ряда первоочередных законов.
1. Для обеспечения сбалансированного учёта интересов всех граждан нашего государства и принятия новой редакции конституции Украины предлагаем немедленно возобновить работу Конституционной ассамблеи, созданной указом президента Украины от 17.05.2012 № 328/2012. В состав ассамблеи необходимо включить представителей органов местного самоуправления, а также областных советов, пропорционально численности населения каждой области. Первоочередной задачей Конституционной ассамблеи следует считать разработку новой редакции конституции Украины, которая будет гарантировать:
– децентрализацию власти путём расширения полномочий и ответственности местного самоуправления за состояние дел в регионе;
– создание исполнительных органов областных и районных советов;
– создание (до проведения парламентских выборов) двухпалатного парламента, в котором верхняя палата будет выражать интересы регионов, а её члены будут наделены правом законодательной инициативы. Это позволит исключить в Верховной раде лоббирование депутатами интересов отдельных промышленно-финансовых групп и сделает региональную политику в Украине прозрачной.
2. Законодательство Украины о языках базируется на требованиях конституции Украины и закона Украины ”Об основах государственной языковой политики в Украине”. Этими законодательными актами введено понятие ”государственный язык”. Оно в окончательном виде специально отмечалось ещё в 1999 году Конституционным судом Украины как язык, которому государством придан правовой статус обязательного средства общения в публичных сферах общественной жизни (решение № 10-рп/99 от 14 декабря 1999 года по делу № 1-6/99 об использовании украинского языка).
Учитывая исторические, национальные, культурные традиции населения Донецкой области, принимая во внимание, что русский язык является языком общения населения региона и признан законом Украины ”Об основах государственной языковой политики в Украине” региональным (согласно статистическим данным, русский язык считают родным 74,9% всего населения региона, а украинский – 24,1%), сознавая, что утверждение и обеспечение прав и свобод человека являются главной обязанностью государства, согласно ст. 3 конституции Украины, поддерживая требования жителей Донецкой области, требуем придать русскому языку статус второго государственного языка путём внесения соответствующих изменений в конституцию Украины.
3. Донецкий областной совет неоднократно заявлял на разных уровнях, что не реализуются конституционные положения о материальных и финансовых основах местного самоуправления, гарантиях его самостоятельности. Необходимо не только декларировать, но и обеспечить принцип финансовой достаточности местных бюджетов. Основу осуществления органами местного самоуправления властных полномочий должны составить налоги и сборы, которые по своей природе связаны с территорией соответствующей административно-территориальной единицы. Большая часть налогов должна оставаться непосредственно в регионах для того, чтобы там успешно реализовывались экономические, социальные и экологические программы.
Считаем, что в техногенно нагруженной Донецкой области необходимо оставлять 100% экологического сбора, а сегодня остаётся значительно меньше. Например, в 2013 году Донецкая область перечислила государству 389 млн. гривен экологического налога из собранных 734 млн. гривен.
Отчисления в Фонд занятости также должны оставаться в полном объёме в регионе для создания новых рабочих мест. В прошлом году в Фонд государственного социального страхования в случае безработицы в области собрали 1 млрд. 115 млн. гривен, в регионе осталось 557 млн.гривен.
Не меньше 50% налога на прибыль предприятий, которые находятся на территории Донецкой области, также должно оставаться в регионе. Это повысит заинтересованность местных сообществ в эффективности работы этих предприятий.
Настаиваем, что общий баланс доходов и расходов как государства, так и регионов, должен быть понятным и прозрачным.
4. Каждый человек имеет право участвовать в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. Право граждан участвовать в местных референдумах закреплено прежде всего статьями 38, 69 и 70 конституции Украины. Пунктом 20 части 1 статьи 92 конституции Украины установлено, что организация и порядок проведения выборов и референдумов устанавливаются исключительно законами Украины. Согласно статье 7 закона Украины ”О местном самоуправлении в Украине”, местный референдум является формой решения территориальной общиной вопросов местного значения путём прямого волеизъявления.
Предметом местного референдума может быть любой вопрос, отнесённый конституцией Украины, теми или иными законами к ведению местного самоуправления. Порядок назначения и проведения местного референдума, а также перечень вопросов, решаемых исключительно референдумом, определяется законом о референдуме. Вместе с тем на сегодняшний день закон, определяющий организацию и порядок проведения местного референдума, отсутствует, поскольку закон Украины ”О всеукраинском и местном референдумах” утратил силу в соответствии с пунктом 4 раздела XIII ”Заключительные положения” закона Украины ”О всеукраинском референдуме” от 6 ноября 2012 года № 5475, что делает невозможным реализацию конституционного права граждан на участие в местных референдумах.
Поэтому подготовка и проведение местных референдумов на территории Украины возможны только после принятия Верховной Радой Украины соответствующего закона, которым будут урегулированы все организационно-правовые механизмы реализации народного волеизъявления в такой форме, как местный референдум. На основании изложенного предлагаем Верховной Раде Украины срочно рассмотреть вопрос о принятии закона Украины ”О местном референдуме”, взяв за основу законопроект (реестр. № 0867 от 12.12.2012), после проведения его широкого обсуждения и доработки.
5. С целью усиления ответственности местных государственных администраций, других местных органов исполнительной власти за осуществление исполнительной власти на соответствующей территории, обеспечения реализации полномочий по исполнению конституции и законов Украины, актов президента Украины, кабинета министров Украины, других органов исполнительной власти, соблюдения прав и свобод граждан, иных полномочий, данных конституцией и законами Украины, предлагаем внести изменения в закон Украины ”О местном самоуправлении в Украинe”, которыми предусмотреть предварительное согласие с соответствующими органами местного самоуправления кандидатур, назначение которых планируется на должности руководителей территориальных органов центральных органов исполнительной власти.
Настаиваем на установлении на законодательном уровне порядка рассмотрения областными советами вопросов соответствия занимаемым должностям руководителей территориальных органов центральных органов исполнительной власти и разрешения возникающих вопросов по таким случаям на основе принятых решений.
6. Считая, что оппозиционная деятельность является одной из основ демократии, имеющей представительный и плюралистический (многообразный) характер, обеспечивает ответственность и подконтрольность избирателям органов государственной власти, их должностных лиц и в первую очередь направлена на контроль за деятельностью парламентского большинства и кабинета министров Украины, предложение собственной программы развития Украины и путей её реализации, настаиваем на необходимости обязательного придания представителям оппозиционных сил в Верховной Раде Украины соответствующего количества должностей в кабинете министров Украины.
7. Одним из актуальных остаётся вопрос обеспечения гражданского порядка и безопасности граждан. Необходимо немедленно прекратить насилие на улицах наших городов и защитить жизнь и здоровье людей. С учётом того, что у правоохранительных органов не всегда достаточно сил для оперативного прекращения массовых беспорядков, считаем необходимым рассмотреть вопрос обеспечения гражданского порядка работниками милиции с помощью патриотических организаций (в частности, казачьих и ”афганских”), из которых в том числе может быть сформирована муниципальная милиция. Для финансирования муниципальной милиции предлагаем предусмотреть расходные статьи местных бюджетов путём закрепления соответствующих доходов и внесения изменений в Бюджетный кодекс Украины.
Для тех, кому лень читать данное заявление, приведу краткую выжимку.
1. Обращение адресовано к органу, легитимность которого хоть и подпорчена конституционной реформой, но всё же несомненна - к Верховной Раде. А и.о. президента Турчинов и и.о. премьер-министра Яценюк вообще не упомянуты, как будто их нет.
2. Донецкий областной совет фактически выражает недоверие новой власти, открыто сомневаясь в её способности навести порядок и добиться эффективности управления.
3. Депутаты требуют установление русского языка как второго государственного.
4. Депутаты требуют скорейшего принятия закона о местных референдумах и существенного расширения прав регионов, вплоть до контроля местных силовых структур. Слово "федерализация" там не звучит, но фактически Донецкий областной совет требует именно это.
С чем связано появление этого документа. Ведь, в отличие от Луганского облсовета, Донецкий парламент не был замечен в оппозиционной политической активности после победы Майдана. Дело, как мне кажется, в следующем.
Во-первых, стала очевидна крайняя неэффективность новой власти. Силы, пришедшие к власти, по сути, общее имели только одно - желание свергнуть режим Януковича. Добившись этого, победители, разделив властные портфели, начали яростно противостоять друг другу. Многие министерские должности заняли абсолютно некомпетентные или откровенно ангажированные люди, как, например, новый министр по делам молодёжи спорта Булатов или новый глава Нацбанка Кубив. Всё это дополняется нарастающей анархией, когда государственные институты практически демонтированы. И сейчас практически всем уже понятно, что эта власть справится не может ни с одной проблемой.
Во-вторых, в Донбассе сильны антимайдановские и пророссийские настроения. И, думаю, местные элиты решили действовать по правилу "не можешь подавить - возглавь". Тем более, что федерализация - это прямой интерес местных элит.
В-третьих, не стоит забывать, что донецкие депутаты в большинстве своём - это ставленники местных олигархов. А в результате Майдана "донецкие" были отодвинуты на вторые роли "днепропетровскими" - союзом группировок Коломойского и Тимошенко. А как показывает история украинского олигархата, тот, кто терял позиции у власти, незамедлительно начинал терять и бизнес. И в условиях коллапсирующей экономики олигархические войны будут ещё более жёсткими. Арест Фирташа в Вене явно имеет украинские корни - а этот олигарх имеет очень непростые отношения с Тимошенко. И это даже не звоночек, а колокол для тех олигархов, которые не так близки к новой власти. Поэтому, пользуясь нынешней слабостью центрального государственного аппарата, "донецкие" хотят "окопаться" у себя в регионе.
Таким образом, вслед за уплывшим Крымом и Луганским облсоветом, Донецкая область также встаёт на путь открытого противостояния с Киевом. И если с уличными протестами новая власть с определённым успехом справляется, то игнорировать местные элиты, особенно таким тяжеловесные, как донецкая, вряд ли получится. Не исключаю, что такой демарш Донбасса станет катализатором аналогичных заявлений региональных элит в других регионах Юго-Востока - прежде всего в Одесской, Херсонской, Харьковской и Николаевской областях. Не удивлюсь даже, если затем подобные заявления поддержат и другие регионы, вплоть до западных - в том же Львове нарастает сильное недовольство навязанными Киевом губернатором и руководителями областных силовых ведомств. Понятно, сейчас они будут терпеть ради единой и соборной Украины, но если федерализация покатится снежным комом по стране, то, думаю, и Львов, давно требовавший больших прав местной общине, в стороне не останется.
В общем, идея унитарной Украины трещит по швам. И здравомыслящему человеку в принципе понятно, что остановить этот процесс невозможно. Но, как ни прискорбно, новые власти не были замечены в здравомыслии...
Источник:
http://zloblin.livejournal.com/1166.html