• Авторизация


Шелли Шрайман. Неисповедимы пути любви. И сотворил он ее из ребра...- история первая 24-02-2008 15:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[255x282]
И сотворил он ее из ребра...- история первая

ПЕРВАЯ СКУЛЬПТУРА

Наверное, так и выглядит Апокалипсис - они бегут не разбирая дороги, за ними поднимается зарево - все небо охвачено огнем. Молоденький лейтенант кричит: "Куда?", швыряет их на землю. Жуткий вой снаряда, оглушительный взрыв, тишина. Семилетний Песах Флит приподнимает голову из-под маминой руки, и первое, что он видит, - распластанного лейтенанта, у которого нет ног. По бабушкиному лицу струится кровь, мама корчится от боли - задело осколком. С одним из них, застрявшим в плевре, маме предстоит прожить всю оставшуюся жизнь.

В эти дни Песах вырезает свою первую скульптуру для маленькой девочки, которая без конца плачет - обронила в дороге куклу. Куклу ли она оплакивает или потерянный дом, место, где родилась, - ее тоскливый плач рвет сердца беженцев. Песах вырезает ножом кукольную головку, обматывает тряпками и дает девочке. Та успокаивается. А через две недели - очередная бомбежка, и девочки нет, как нет и ее родителей.

Песаху повезло - он сбежал оттуда, куда потом пришли каратели, - и уцелел. Все же, кто остался, были вбиты карателями в землю заживо. 40 человек. Семья Флитов была большой...

БОИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В одном таком месте - под Дрогобычем, где навсегда остались его сверстники - мальчики и девочки, которым уже не суждено вырасти, Песах поставит через сорок лет после войны памятник. Песаху Флиту - к тому времени одному из лучших на Украине скульпторов - поручат сотворить обелиск в память о погибших "советских гражданах" (слово "евреи" невыносимо для слуха обкомовских работников). И вот наступает день, когда с обелиска сдергивают покрывало, и взору собравшихся на торжественное открытие обелиска предстает величественный бетонный старик в талите, наброшенном на голову, прижимающий к себе худенького, с торчащими по-детски лопатками мальчика. У мальчика в руках скрипка.

- А что это у старика на голове? - удивленно спрашивает секретарь обкома партии по пропаганде.

- Талит, часть еврейской национальной одежды. А вы думали, что еврейский национальный костюм - это каракулевая шуба? - не удерживается Песах.

Высказывание дорого обходится еврейскому скульптору, а старика в талите тронуть не решаются: фотография с памятником, установленным на месте казни евреев под Дрогобычем, обходит многие газеты. В Бельгии демонстранты выставляют ее напротив дома палача Мэнтона, руководившего дрогобычской карательной акцией. В конце концов палача судят, а изображение памятника, изготовленного Песахом Флитом, помещается на обложку книги, описывающей международный процесс по "делу Мэнтона".

Потом в воображении скульптора возникает прозрачная ротонда, составленная из десяти фигур ("миньян") без лиц (тени людей, ушедших в небытие), вверху - ажурная вязь еврейской молитвы. Этот памятник пока в проекте, возможно, он будет установлен на месте расстрела евреев подо Львовом.

Лица погибших родственников Песаха снова и снова возникают из небытия, лишая покоя и бередя его по-детски острую память. Песах отливает из бетона десятиметровую поминальную свечу (памятник установлен во Владимире-Волынском), на которой помещает эти лица. Среди них лицо прадеда, имя которого он носит и чьи редкие способности, по всей вероятности, унаследовал. В родном местечке прадед Песаха лечил наложением рук людей, скотину, предсказывал события. В середине 193О-х одна из внучек старого Песаха уезжала в Канаду, ее оплакивала вся семья. «Не плачьте над дитем, которое уезжает, плачьте над теми, что остаются, - неизвестно, кто из них останется жив. Будет страшная война - земля смешается с небом..." - сказал старик. Так оно и вышло.

Спустя много лет правнук покойного прорицателя вдруг обнаружит в себе этот дар. Песах и сам не может объяснить, как он лечит людей от различных недугов: просто настраивается на человека, посылает ему мысленный импульс, и тому становится легче. У детей через пару дней вдруг сходтят бородавки, проходит анурез, взрослые избавляются от болей в суставах, бросают курить. Слух о целительских способностях Песаха быстро распространяется по Львову, к нему идут и идут люди. Он помогает бескорыстно, совершенно не помышляя в середине жизни изменять своему призванию. У Песаха к тому времени - трехэтажная мастерская в центре Львова, его памятники украшают российские, украинские, молдавские города. И почти всякий раз ему приходится выдерживать с советским и партийным начальством "бои местного значения".

- Почему у вас солдат голый? - спрашивают его обкомовские работники, рассматривая проект памятника павшему солдату.
В одной руке воин сжимает меч, в другой - ветвь, символизирующую мир.

- А когда вас вызывали на призывной пункт, вам не приходилось раздеваться? - парирует Песах.

- И все же - почему он голый? Что вы хотели этим сказать? - не унимаются чиновные люди.

- "Голыми мы пришли в этот мир, голыми и уйдем", - устало отвечает скульптор.


Обкомовские люди - люди темные, Библии не читали, а потому запрещают установку памятника "неодетого солдата".

ПИГМАЛИОН

На 45-м году в его жизни появляется Она. Та самая, чьи портреты он рисует, лепит и высекает на протяжении десятилетий. 18-летняя Стелла входит в его мастерскую и удивленно замирает: из каждого угла на нее смотрит она самое, словно многократно отраженная зеркалом. Такого не бывает, игра воображения, обман зрения, сон. Но сон не проходит. Это Она, узнаваемая с первого взгляда. Образ, выношенный в глубинах его души и вдруг обретший реальность, переступившую порог его мастерской с вопросом: "Вы берете учеников? Я бы хотела у вас учиться..." Через два года у них родилась дочь.

Когда они работают на симпозиуме вместе (она вырезает из камня одну сторону скульптуры, он - вторую), их часто спрашивают: "Вы что, заранее договариваетесь, что и как делать?" - "Да нет", - отвечают супруги. Они и сами не могут объяснить, как это происходит. Между ними есть какая-то "химия" - вещь настолько тонкая... Они как бы смотрят в одном направлении, понимают друг друга без слов и часто путают, где чьи наброски и эскизы - ее, Стеллы, или его, Песаха.

ОТ МЫСЛИ ДО КАМНЯ

Он начинает поворачивать тыльной стороной керамические головы, стоящие на полке, и открываются миниатюрные картины, помещенные внутри голов. Черная речка, дом, в который внесли смертельно раненного поэта, дорога, уходящая в никуда, в Вечность (Пушкин); старый еврей, кочующий из города в город со своей козой, мальчик Мотл с бочкой чернил (Шолом-Алейхем); маленький мальчик, играющий во дворе с собакой (израильский парашютист, погибший в Шестидневную войну)...

Образы приходят, словно проявляется пленка. Случайный прохожий, мелькнувший на миг и вызванный воображением художника. Многочисленное семейство, переходящее дорогу в религиозном квартале Иерусалима: самодовольный, напоминающий петуха глава клана; его вечно беременная жена; сыночек, похожий на своего папу; девочка, ковыряющаяся в носу; еще одна девочка, везущая в коляске своего младшего брата... Иной раз ему не нужно ничего воображать - только увидеть и запомнить. Великий Феллини черпал сюжеты своих будущих картин из собственных сновидений. Песах начинает видеть будущий памятник - до мельчайших деталей - задолго до того, как первый эскиз появится на бумажном листе. Он мысленно обходит каменную глыбу со всех сторон, с легкостью отсекая все ненужное, то, что мешает. Он видит памятник сразу в бронзе, мраморе или граните. Овцы, разбредающиеся в стороны, - евреи в галуте (скульптура установлена в парке Ган ха-Ацмаут в центре Иерусалима); печальная девочка на фоне полуразрушенной кирпичной стены (Анна Франк)...

Если бы абстракционист рисовал портрет Песаха, он, наверное, ограничился бы лаконичной линией или штрихом, изображающим движение. Песах - человек зрелого возраста: в его 64 ему можно с одинаковой вероятностью дать и сорок, и пятьдесят. Джинсы, джинсовая рубашка. Подтянут, спортивен, бородат. Он и правда находится в вечном движении, в его голове роятся новые идеи, он постоянно пробует то и это. И, глядя на его картины, писанные цветным воском (древняя техника, восстановленная Песахом по наитию), отлитые из воска скульптурные композиции, лепные головы "с начинкой" (двусторонние портреты - лицо человека и его судьба), резного Пушкина или резного Януша Корчака, трудно представить себе, что все это вышло из одной мастерской...
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (3):
В городе Умань, Черниговской области,фашисты, расстреляли и сбросили в овраг, 15000 евреев.И я был на этом месте и памятник там стоит, и всем нам было грустно и печально!!!
22-03-2010-19:37 удалить
Ходорковский Глеб Says:
мая 24, 2008 at 13:37
Вспомнил название базара - Краковский.
Петя Флит с Миной… Я дружил с этой творческой семьёй. Если пройти улицей, перпендикулярной к (бывшему?) кинотеатру “З1рка”(тогда, кажется, Брюсова) и ещё дальше можно выйти к построенному ими В конце 70х трехэтажному дому-мастерской, в котором они жили. Там вечерами собиралос разные интересные люди, львовяне и приезжие. Бывшие петины ученики по студии в Доме пионеров, что был на проспекте Ленина,(Свободы),уже студенты Прикладного, артисты львовских театров, художники. На старом пианино бренчал Эдик Резник. Спорили, читали стихи, пели, танцевали. Никогда нельзя было заранее предугадать кто и сколько человек будет в этот вечер. Дверь открывалась как крышка коробочки с секретом. Еда и выпивкачасто приносились с собой, в маленькой кухоньке можно было сегда приготовить себе чай или кофе. Летом чаще всего собирались на плоской крыше.
На втором этаже было хозяйство Мины - небольшие скульптуры, в основном терракота,от 30см головы и фигуры до 100 - 120 см.
Где это всё? Мины нет. Мастерская, если не перестроена в жилой дом, принадлежит кому-то.
Если от Мины остались только громадные скульптуры на воинских кдадбищах - жаль. Вдвойне, втройне, в десятки раз жаль, если эти работы пропали - бог Мину талантом не обделил
Может быть, что-нибудь об этом помнит и знает Дорош, он тоже был там частым гостем.
Нельзя, чтобы память о Мине канула.
22-03-2010-19:45 удалить
Глеб Ходорковский Says:
ноября 7, 2009 at 20:01
Мина (с одним “н) первая жена Пети Флита, Стелла появилась значительно позднее - она была ученицей Петра.
Мина - соавтор Петра, они совместно создали ряд монументальных
памятников на мемориальных кладбищах солдат, погибших во время Великой Отечественной войны.(Второй Мировой).
Это был очень яркий творческий тандем.
Праллельно Пётр занимался живописью, а Мина - камерной керамической скульптурой, в основном терракотой.
Я только сейчас узнал, что, к сожалению, Пётр умер - в разное время по разному - то дальше, то ближе - мы дружили.
Был довольно длительный отрезок времени, мне кажется, года два, ( конец 70х, или восьмидесятые - не помню.) когда я часто - от нескольких раз в месяц, до нескольких раз в неделю бывал в только недавно построенной мастерской Пети и Мины.
Лет 10 - 15 тому назад, делая записи о прошлом, я написал что-то вроде рассказа о Пете, о Мине, о себе…
Дважды я его навещал, будучи в Израиле.
Умер Петя, умер Гриша Островский, совсем недавно умер Дорош…
Это грустно, но неизбежно… для всех.


Комментарии (3): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шелли Шрайман. Неисповедимы пути любви. И сотворил он ее из ребра...- история первая | Evva1 - Дневник Evva1 | Лента друзей Evva1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»