• Авторизация


как работают психические вирусы 31-10-2008 20:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Сегодня я покажу на примере, как работают проектные психические вирусы типа "троянский конь". Небольшие пояснения - вирусы, в том числе и психические, распространяются путем использования чужих механизмов воспроизведения, поскольку собственного механизма воспроизведения у них нет. То есть это типичные паразиты. Биологические вирусы используют механизмы репликации клетки, компьютерные - копирование и перемещение файлов по сети, психические - способность людей к обмену информацией. Я намеренно упрощаю теоретическую вводную, но для сегодняшней заметки этого достаточно.

Вирусы типа "троянский конь" используют относительно безобидную с виду оболочку для прикрытия своей истинной сущности. Например, в книге Дугласа Рашкоффа "Медиавирус" описан случай с вложением социальных мемов в песню рэпера Ice T, с преднамеренно скандальным названием и текстом. Песня "Убийца полицейских" была не только с треском снята с эфиров, но и исключена из альбома музыканта. Но самое главное было достигнуто - ее заметили, и удалось привлечь внимание общественности к теме насилия на улицах. Но мы поговорим о примере скорее противоположном.

Буквально на днях я сам безответственно реплицировал один из таких вирусов в своих блогах. Я имею ввиду историю про книгопродюсера Тимати. Как устроен этот вирус? Сам по себе новоиспеченный книгопродюсер личность небезызвестная, к тому же во вполне определенном социальном контексте гламур-тусы. Поэтому одно то, что он далеко простирает руки свои в дела человеческие, а именно в литературу, создает анекдотично-комический эффект. Плюс коярвая (нарочито?) фраза про "отсутствие чтения среди молодежи", вызывающая желание поржать вместе с друзьями. Это оболочка для распространения, люди делятся приколом и побочно распространяют... что? Информацию о существовании Тимати, пока о нем знают, он жив как медиа-персонаж. Информацию о его бизнесах (клуб, шмотки, помните цитату? некоторым приходится объяснять, что это за гражданин). Информацию о книге, которая сама по себе тоже бизнес, плюс опять же пиар медиа-персонажа. Ибо кого мы видим на обложке? Я думаю вы угадали с первого раза.

На самом деле этот троян имеет еще один уровень вложения. Книга, как оказалось - это превентивная новеллизация снимающегося одноименного фильма. А это уже совсем другой уровень инвестиций! И как вы думаете, кто в главной роли? Тоже угадали с первого раза. Причем, даже не заглядывая в книгу, я могу вам предсказать ее "литературный" уровень, буквально по паре фраз автора книги: "Автор признает, что его книга не литература в "хорошем понимании этого слова". "Книга очень далека от столпов русской литературы. Просто это совсем другой уровень, это кино. Там много склеек, она очень динамичная. Эта книга - образ нашей сегодняшней жизни, когда мы все время бежим и нам некогда".

Если перевести с русского на русский и быть кратким - книга - непрофессиональное говно. Автор бежит, ему некогда, поэтому можно писать левой задней ногой. А что тут можно подумать, когда автор еще до поступления в магазины начинает оправдываться? Да и чего ждать от рекламного буклета к фильму, пусть и такого объемного. Фокус в том, что за рекламный буклет платит, и неслабо, читатель и будущий потенциальный зритель.

Но это еще пол-беды. Благородного дона в лице вашего непокорного слуги поразило в пятку последующее описание книги: "Прахов рассказал, что намеренно сделал роман очень агрессивным, поскольку в книге есть определенная философия: "Ее можно сформулировать двумя предложениями. Первое - за любовь можно убивать, и второе - ради дружбы можно умирать. Агрессия сама по себе разрушительна и ничего не приносит, но если брать этот роман, то агрессия тут вынужденная".

Смею надеятся, что аудитория моего блога вполне разбирается в плетении слов, так что я думаю очевидно, где тут основное по смыслу, а где придаточное. Так вот, вялое оправдание про вынужденную агрессию и ее разрушительность не затушует основную идею: ЗА ЛЮБОВЬ МОЖНО УБИВАТЬ И РАДИ ДРУЖБЫ МОЖНО УМИРАТЬ.

Господа, имхо это пиздец... Особенно с учетом, что целевая аудитория книги и фильма - молодежь с не до конца сформировавшейся, пластичной системой ценностей. Вот это идеалы! Любишь? - иди и убей, чтобы доказать! Дружишь? - иди и умри, чтобы доказать!

К тому же этот сомнительный опус еще и вторичен, сюжет откровенно содран с "Отелло", сам Прахов это открыто признает. Но какие идеи заложены у Шекспира? Безрассудная любовь, ослепленная ревностью, разрушает жизни и делает людей уязвимыми для подлости. И во что превратили эти идеи сегодняшние римейкеры? Я думаю, если бы такую книгу довелось прочитать Холдену Колфилду, он вряд ли захотел бы побеседовать с автором по телефону. Разве что обложить его запредельным матом.

Возвращаясь к теме медиа-вирусов. С одной стороны и молчать о таких вещах сложно. С другой, рассказывая о них, невольно распространяешь вложенную "вирусную" информацию о новых сущностях, которым бы лучше и не быть. А подобные медиа-сущности живут до тех пор, пока о них знают и помнят. Поэтому стоит очень аккуратно относиться к тому, о чем рассказываешь и пишешь. Более того, нас и нашу жизнь в очень большой степени формирует то, что мы смотрим, слушаем и читаем. Тот информационный поток, которому мы позволяем проникать в наше сознание становится нами и нашей жизнью, нашими идеями и ценностями. И смею вас уверить, что в тысячу раз обсмеянном Голливуде гораздо бережней и ответственнее подходят к тем идеям, которые закладывают в фильмы, и которые в итоге будут формировать общество на протяжении многих лет.

Так что тысячу раз прав был один из первых идеологов информационной безопасности Уильям Оккамский и его верная боевая бритва: "Нефиг плодить сущности без надобности, шалопаи!" Да хранит нас святой Коннектий и да пребудет с нами Сила :)

ЗЫ
И помните, если вы параноик - это еще не значит, что за вами не следят!

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
Nesa 01-11-2008-13:12 удалить
Анти-реклама, это такая же реклама.
поэтому лучшее, что можно сделать - поменьше слов о рекламируемом объекте, а на поверхность крупным шрифтом вывести брешь в идее, как фонариком указать на открытый колодец на ночной дороге:
"Безрассудная любовь, ослепленная ревностью, разрушает жизни и делает людей уязвимыми для подлости."
Nesa 01-11-2008-13:13 удалить
"гни свою линию"
DiploDoc 01-11-2008-22:37 удалить
Nesa, иногда имеет смысл говорить о вещах вопиющих. Ибо тот кто предупрежден, тот вооружен. Хотя признаю, что это скорее всего не тот случай. Лучше было промолчать. Но раз уж я запустил инфу, то счел стоящим во исправление промаха использовать этот случай, чтобы продемонстрировать возможности использования психических вирусов. Думаю пользы по сумме будет больше, чем вреда. А на перспективу буду осторожней.
Nesa 05-11-2008-21:39 удалить
DiploDoc, промолчать - это бездействие, а я говорю про контрмеры) Например, свести к минимуму упоминание бренда. С эффектом невольной рекламы можно бороться путем извлечения узнаваемого объекта из текста. Указывая симптомы не называть заразу по имени. Плюс просвещение и пропаганда "здорового образа жизни")))))
DiploDoc 05-11-2008-21:59 удалить
Nesa, иногда бездействие, иногда продуктивное недеяние. Посмотрел сегодня интересный фильм на эту тему - "Не оставляющий следов". Маньяк-серийник мочил людей, транслируя это в интернет, причем скорость их умерщвления зависела от посещаемости сайта. И не даже не смотря на обращение ФБР по телевизору, все больше и больше народу с каждым разом лезло на сайт.

Если говорить о конкретном случае, то извлечение объекта из контекста обесценивает пример. А примеры в деле психических вирусов - самое эффективное средство информирования о их природе. Есть достаточно книг на эту тему, в которых разбираются уже "рванувшие мины" прошлых лет или перманентные вирусные пакеты типа религий и общественных установлений.

Имеет смысл разбирать сегодняшние примеры, если их репликация не принесет большого вреда. Я не сторонник рецензирования плохих фильмов, книг, музыки и т.п. Чем, кстати, весьма увлечены сегодняшние плотвички карандаша. Ругать большого ума не надо, вызывает более сильные эмоции, чем похвалы. Вобщем, пользуется спросом. Но если не очень кузявая книжка или фильм могут послужить хорошим поводом для побочных конструктивных тем, то пуркуа бы и не па? А легкий негативный эффект можно считать прививкой. "Избегая сквозняков жизни, вы рискуете протухнуть" (с) ;) В любом случае надо думать головой, и взвешивать все про эт контра.
Nesa 05-11-2008-22:40 удалить
DiploDoc, ладно, уговорил.
А кузывые книжки/фильмы/явления не так просто рецензировать, это точно. Ломать - не строить) Для этого нужно уметь выражать свои мысли на том же высоком уровне )
DiploDoc 05-11-2008-22:50 удалить
Nesa, вот! Поэтому я и не иду по простому пути, учусь выражать мысли на высоком уровне в тайных алхимических лабораториях духа :) Стебаться над "Ночным дозором" и "Скалолазкой" конечно было весело, но это либо этап, либо тупик. Предпочитаю первое :) Благо конструктивного понаписания в перспективах много понапридумано.

Кстати, отличную книгу прочел про музыку, Дмитрий Скирюк "Другой рок-н-ролл". Отрецензировано 40 альбомов и все рецензии - хвалебные и вызывающе субъективные! Удивительно, как это книжкой рискнули выпустить. Вобщем есть кого пример брать, еще Сергей Бережной пишет хорошие рецензии на книги и фильмы, правда сейчас редко. И тоже старается писать о том, что понравилось, а не громить лишь бы грохота побольше. Архив на сайте можно полистать: http://barros.rusf.ru/
Nesa 07-11-2008-16:04 удалить
DiploDoc, это интересно, почитаю:)


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник как работают психические вирусы | DiploDoc - фантазии и глупости (заметки универсального дилетанта) | Лента друзей DiploDoc / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»