СОРОК СЕМЬ РОНИНОВ
В Японии эквивалентом комитатус были самураи. Эти воины-защитники начали занимать видное положение в истории страны через тысячу сто лет после наступления новой эры, когда местные военачальники, известные как даймио, нуждались в преданных воинах, чтобы нормально править своими владениями. Многие века главный военачальник, которого называли шоган, имел неограниченную власть надо всеми даймио. Несмотря на это, каждый самурай чувствовал связь со своим местным господином. В 1701-м году в обстановке всех этих сложных проявлений верноподданничества произошел инцидент, по-служивший поводом для создания одной из известнейших легенд в Японии.
Троих даймио вызвали в суд шогана, находящийся в Эдо (современный Токио), чтобы принести военачальнику обет верности. Но эти даймио были совершенно несведущи в этикете судебного поведения. Двое из них стали искать помощи у специалиста по судебному этикету и манерам. Они завалили его подарками и были вознаграждены ценными советами.
Но последний даймио, господин Асано, был слишком наивен и не стал задабривать подарками инструктора по этикету, господина Кира. Тот почувствовал себя уязвленным и в присутствии шогана высмеял Асано. Публично униженный Асано. которому не оставалось ничего другого, как защищать свою честь, вытащил меч и ранил Кира.
Обнажить меч в присутствии шогана было ужасным преступлением. Военачальник приказал Асано искупить вину собственным харакири. Даймио повиновался. Но его смерть не уладила спора. Теперь самураи Асано были повязаны неумолимым кодексом гири, свободный перевод данного слова означает «тяжесть долга»: они были обязаны отомстить за смерть своего господина, уничтожив человека, который начал цепочку инсинуаций и из-за которого был умерщвлен господин Асано, — господина Кира.
Закон гири был настолько неукоснительным, что шоган понял, — предстоит дальнейшее кровопролитие. Чтобы положить конец кровавой вражде, он послал своих самураев к замку Асано, и потребовал от вассалов Асано немедленной сдачи. В замке капитан самураев Асано — Ойши Иошио — держал совет со своими подчиненными. Некоторые предпочитали драться с воинами шогана. Другие ратовали за проведение ритуального самоубийства по примеру своего господина. Но Ойши чувствовал: большинство считает, что со смертью Асано закончилось действие клятвы верности. Захотев испытать, кто чего стоит, он предложил разделить имущество их господина и разойтись. Многие презренные воины с радостью приняли эти условия. Ойши заплатил им и приказал уйти. Из более трехсот самураев остались лишь сорок семь. С ними Ойши заключил договор, и каждый из них, разрезав палец и соединив раны, опечатал договор своей кровью.
Сорок семь человек сдались воинам шогана и поклялись, что сняли с себя обязательства гири и что с сего момента не чувствуют перед своим мертвым хозяином никакой вины. Они притворились, что приняли удар судьбы и стали ронинами, то есть самураями, не имеющими хозяев, бродягами. И каждый отправился своим путем.
Но подозрительный шоган разослал за ними шпионов, дабы убедиться, что вражде действительно настал конец. Чтобы обмануть шпиков, каждый ронин ударился в самое презренное существование и поведение. Одни стали пьяницами, другие распутниками. Один продал свою жену в проститутки. Другой убил тестя. Один из ронинов сделал свою сестру женой ненавидимого господина Кира. Позволяя своим мечам ржаветь, а людям плевать им в лицо, все ронины свалились в пучину бесчестья. Наконец, через два года после смерти Асано шпики шогана убедились в том, что самураи не помышляют о мести, и вражда закончена. Военачальник снял наблюдение и отозвал своих людей.
В 1703-м году сорок семь ронинов соединились и напали на замок Кира. Высвободив долго подавляемую ярость, они убили ничего не подозревавшую охрану, загнали и обезглавили ненавидимого ими ворога, затем обмыли его голову, совершили паломничество к могиле своего отомщенного хозяина и возложили на нее голову.
И все-таки цепочка долгов на этом не завершилась. Следуя законам гири, ронины нарушили клятву, данную шогану: ведь военачальник приказал прекратить вендетту. Одному закону чести противостоял дру¬гой. Оставалось единственное решение. Шоган обязал ронин пови¬новаться. С ликованием самураи воткнули мечи себе в животы, потянув лезвия слева направо, а затем резко вверх, в доблестном ритуальном самоуничтожении, называемом сеппуку. Могилы сорока семи ронинов теперь стали одним из священных мест Японии.
Комитатус. Сорок семь ронинов. Сэвэдж и Акира. Кодексы долга. Честь и верность. Защищать, а если обстоятельства заставили тебя отступить, — мсти, несмотря ни на что, мсти ценой своей жизни. Пятая и наиболее благородная профессия