Бронзовое зеркало
Брошенной лодкой
лунный качается шар,
в озере блики...
Призраком лёгким
вздрогнула чья-то душа,
мёртвых не бойся...
Сердце споткнулось, спеша.
Злая улика...
Слышишь? Замедлила шаг
поздняя осень...
(С) Светлана Осеева - "Лепесток Хэ. Изумрудная шкатулка"
Бронзовое зеркало - один из поэтических символов, связанных с жизнью, любовью, смертью. Древность происхождения предмета заставляет подсознательно связывать его с древностью, с тем, что вещи на десятки столетий и более способны пережить своих хозяев и создателей. Особенность зеркала влиять на подсознание человека было подмечено ещё в древности.
История о разбитом зеркале, которое было собрано из осколков
[показать] |
[показать] |
|
| Из статьи В. Чудинова Две ручки скифских зеркал | ||
|
|
Скифы считали, что, заглядывая в зеркало, можно увидеть себя в ином мире. Бронзовые зеркала зачастую отливались с ручками, изображающими различных зверей. Звери символизировали настоящую суть души человеческой. Эти знания скифов запечатлены в бронзовой пластике, называемой знаменитым Звериным стилем в искусстве скифских племён. Чьи глаза ты видишь, вглядываясь в мёртвые глубины зеркал? (С) ПЛАСТИЛИНОВЫЙ БОГ - С. Осеева, П. Солодкий
Скифские модницы очень любили дорогие вещи и украшения. Чтобы любоваться своей красотой они заставляли мужей покупать зеркала. Зеркала специально для скифов изготавливали греческие мастера в Причерноморских городах. Зеркала делали из бронзы. Они были круглые с полированной блестящей поверхностью и длинной, украшенной различными фигурками людей и животных ручкой. Многим скифским женщинам их любимые зеркала клали даже в могилу, чтобы в загробном мире они тоже могли прихорашиваться, глядя на свое отражение. |
|
| Шаманское зеркало (күзүнгү) – считалось самым могущественным из шаманских фетишей. Этот идол был «небесного» происхождения и считался главным помощником шамана при лечении больных, страдающих головной болью или параличом, поскольку источником этих болезней считалось небо. Каждому сильному шаману полагалось иметь небесное зеркало. | ![]() ![]() |
|
|
1. Так называемая обратная сторона 'прозрачного' волшебного зеркала (Китай, бронза, 2000 год). 2.'Солнечный зайчик' от зеркала, показанного на фото вверху. Изображение соответствует рисунку барельефа на обратной стороне зеркала. Еще более запутанная загадка: 1. Обратная сторона волшебного зеркала (Китай, бронза, 2001 год). Диаметр - 11 см, вес - 238 г, толщина: макс. - 4,8 мм, мин. - 2 мм. Барельеф - молящийся Будда, сидящий в цветке лотоса. 2.'Солнечный зайчик' от зеркала, показанного на фото слева. Отраженное изображение отличается от барельефа на обратной стороне. |
Существуют зеркала, обладающие свойствами, в какие трудно поверить, пока не увидишь их собственными глазами. В Древнем Китае были изобретены бронзовые зеркала, которые по сей день называют "волшебными". Если это зеркало направить на солнце, а отраженный "зайчик" - на белую стену или лист бумаги, то на них появится изображение, которого нет на полированной лицевой стороне зеркала. На родине этих зеркал, в Китае, сохранилось много легенд о происхождении "волшебного зеркала". Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом - любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал. |
|
|
В начале ХХ века большинство ученых и Запада и Востока считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер сначала обрабатывал стальным инструментом тыльную часть зеркала, делая рельефный рисунок более качественным. Затем он помещал зеркало на стол тыльной стороной вниз и начинал шлифовать лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Эти микрозеркала должны были, по мнению ученых, формировать изображение внутри "солнечного зайчика". Объяснение звучало авторитетно, но никто не мог показать хотя бы одно зеркало, сделанное в Европе или Америке этим или каким-либо другим способом. В начале ХХ века большинство ученых и Запада и Востока считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер сначала обрабатывал стальным инструментом тыльную часть зеркала, делая рельефный рисунок более качественным. Затем он помещал зеркало на стол тыльной стороной вниз и начинал шлифовать лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Эти микрозеркала должны были, по мнению ученых, формировать изображение внутри "солнечного зайчика". Объяснение звучало авторитетно, но никто не мог показать хотя бы одно зеркало, сделанное в Европе или Америке этим или каким-либо другим способом. По материалам ж-ла "НАУКА И ЖИЗНЬ" |
Оборотная сторона этрусского зеркала из бронзы, покрытая изящной гравировкой на мифологическую тему с надписями. (До наших дней дошло около трех тысяч этрусских зеркал) |
|
|
Тыльная сторона этрусского зеркала. Бронза. 5 в. до н. э. Британский музей. Лондон.
|
Зеркало из Коринфа. Бронза. 6 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины.
|
|
На китайских картинах, изображающих небожителей, путешествующих по облакам и вершинам мифических гор, часто видишь в руках их «волшебные» зеркала. «Волшебные зеркала» уже существовали в V веке, но книга «История древних зеркал», в которой описывался способ их изготовления, в VIII веке была утрачена.
Выпуклая отражающая сторона отлита из светлой бронзы, отполированной до блеска и покрытой ртутной амальгамой. При разном освещении, если держать зеркало в руке, оно ничем не отличается от обычного. Однако под яркими солнечными лучами через его отражающую поверхность можно «смотреть насквозь» и видеть узоры и иероглифы на оборотной стороне. Каким-то таинственным образом массивная бронза становится прозрачной. Шень Гуа в книге «Раздумья об озере снов» в 1086 году писал: «Есть «зеркала, пропускающие свет», на задней стороне которых нанесено около двадцати старинных иероглифов, не поддающихся расшифровки, они «проступают» на лицевой стороне и отражаются на стене дома, где их можно отчетливо видеть. Все они схожи между собой, все очень древние, и все пропускают свет».
Зеркала привлекли внимание ученых в Европе еще в 1832 году. Цепь случайных событий в жизни английского ученого из научно-исследовательского института в Кембридже Джозефа Нидема, автора книги «Наука и цивилизация в Китае», биохимика, познакомила его с китайской студенткой Лу из Нанкина, отец которой передал ей свои удивительно глубокие познания по истории китайской науки. В 1942 году Нидема направили в качестве советника по науке в посольство Великобритании в Чунцине, древней столице Южного Китая, где он изучал китайский язык и собрал огромное количество бесценных древних китайских научных трудов.
В период между мировыми войнами назрел кризис в науке и научном мышлении, что привело к созданию квантовой физики, а потом и квантовой теории поля. Немцы изучали пространственно-энергетические поля, ведущие себя странно вблизи так называемых «волшебных» зеркал. Но сведений об этих исследованиях не сохранилось.
Уильям Л. Брег в 1932 году в ходе экспериментов посчитал, что узоры становятся видимыми благодаря эффекту, производимому увеличением изображения, что стало первым шагом к изучению мельчайшей структуры металлических поверхностей, а в дальнейшем созданию электронного микроскопа, способного работать на субатомном уровне. Дальнейшие исследования были засекречены.
Из рассказа "Тайна «волшебных» зеркал или Матрица" Всеволод Каринберг
Зеркала считались магическими предметами с самого начала возникновения этого предмета. Многие из найденных бронзовых зеркал, например, в Японии, имеют на обратной стороне своеобразный линейный орнамент, заключенный в опоясывающие ленты, треугольники, геометрические фигурки. Сам облик этого линейного орнамента вызывает ассоциацию с солнечными лучами. Население Северного Кюсю - согласно исследованиям учёных и археологов, почитали зеркала, связывали их с культом Солнца. Для поклонения восходящему Солнцу зеркала (наряду с мечами) вывешивались на ветках деревьев, одновременно символизируя женское и мужское начало в человеческом социуме.Однако этим - мистическим, ритуальным смыслом - функциональность зеркал не ограничивалась.
В конце 70-х годов в уезде Чжансянь китайской провинции Ганьсу в куче лома цветного металла было обнаружено древнее бронзовое зеркало - миниатюрный тонкий бронзовый диск диаметром 6,5 см, толщиной 0,1, очень лёгкое, всего 34 грамм. На обороте - орнамент и держатель в виде петли. Рельефное изображение на оборотной стороне представляет двух змеевидных существ, обернувшихся вокруг петли держателя. Змеи очень похожи между собой, оба змеиных тела обёрнуты вокруг геометрического центра зеркала, отмеченного петлей держателя. Тело бoльшей змеи, голова, которой расположена непосредственно рядом с петлёй (назовём её — змея справа) обёрнуто вокруг центра диска по часовой стрелке. Однако, уже после первого цикла тело её резко перегнуто петлёй и меняет направление изгиба на противоположное. Голова второй — змея слева — расположена у противоположного конца держателя, но отделена от него телом первой змеи. Спираль в данном случае имеет закрутку против часовой стрелки, которая остаётся таковой на всём своём протяжении.
По мнению учёных, находка датируется с XI по VIII век до н.э. ,и может быть отнесено к эпохе Западного Чжоу, но можно предположить и более раннюю дату. При исследовании орнамента и подсчёте отростков на телах змей обнаружилось, что зеркало сконструировано так, что на нём был обозначен процесс смены фаз луны. Собственно именно сумма отростков на телах змей, составляющая число 118 определила решение приступить к календарно-астрономическому анализу выявленного в орнаменте текста. Это хорошо известное по древнейшим вариантам лунных календарей число, фиксирующее длительность в сутках так называемого «сезона» одной трети лунного года. Знаки позволяли прогнозировать наступление в определённые сутки конкретной, по-видимому, особо важной фазы Луны, а также сутки начала перехода к очередной фазе.Кроме того на зеркале из Цзюньфэна зафиксирован вариант счисления времени по Солнцу. Прочтение знаковых записей на зеркале из Ганьсу позволило определить семантику персонажей, составляющих спиральные композиции орнамента на его тыльной стороне. Змеи, запечатлённые на зеркале — не земные рептилии, а небесные, астральные, символизирующие собой главные светила космоса — Луну и Солнце. Змеи эти синкретичны по своему характеру, так как отростки на их телах численно соответствуют лунным циклам, а головы и языки позволяют перейти на счисление солнечного цикла. Обычный предмет обихода - зеркало - оказался глубоко символичным. Широко известно, что зеркало неизменно связано с лунным, тёмным, мёртвым и тому подобными характеристиками. Менее известно то, что зеркало при своей «лунной» природе в ритуальной, прежде всего, практике могло использоваться в качестве своеобразного (зеркального) двойника дневного светила. Из «Критических рассуждений» («Лунь хэн» ханьского философа Ван Чуна, 27 — ок.100 г. н.э.) было известно о зеркале ян-суй с вогнутой рефлекторной поверхностью, при помощи которого можно было «получить огонь прямо с неба»
Использование такого инструмента в ритуале являлось реальным воплощением взаимодействия инь — ян, которые уже в китайских письменных источниках середины I тыс. до н.э. были представлены как две важнейшие категории универсальной дуалистичности мира. Зеркальность-оппозиция этой пары конкретизируется в бесконечном ряду (нижнее и верхнее, пассивное и активное, женское и мужское, тёмное и светлое, земное и небесное, лунное и солнечное и т.д.). Её же можно видеть изображении пары весьма похожих, но в тоже время и отличных друг от друга существ на чжансяньском зеркале.
Интерпретация текста, записанного на зеркале телами змей позволило, наконец, определить и симолическую природу держателя (ручки зеркала) Древнейшие зеркала Азии могут рассматриваться как варианты схем мироздания, организованные по принципу мандалы. Необходимо отметить, что сакрализация круга и круглого восходит к Ригведе индоевропейцев, что опять же указывает на западные, а не китайские корни традиции изготавливать бронзовые зеркала. Держатель обозначает центр круга. Учитывая уже доказанную возможность астрономической интерпретации орнамента, можно допустить, что держатель это и Центр мира на схематическом изображении звёздного неба. Тогда тело большей змеи, вероятно, должно быть соотнесено с созвездием Дракона. Дракон — созвездие, находящееся в окрестностях Северного полюса эклиптики. Лента звёзд созвездия Дракона вьется между Б. и М. Медведицами. Оно охватывает своим телом недвижный центр мироздания, в астрономическом смысле соответствующий центру эклиптики. Как и обе Медведицы, Дракон в северных широтах является незаходящим созвездием и хорошо виден только в ясные безлунные ночи, так как состоит из сравнительно слабых звёзд. В эпоху неолита и раннего металла позиция Полярной звезды соответствовала месту на небосклоне звезды a-Дракона. Затем место полярного полюса эклиптики сместилось в направлении ковша М. Медведицы Но память об этой роли звезды a-Дракона и всего созвездия могла сохраняться в мифологизированном сознании ещё десятки поколений, поскольку с древнейших времён Полярная звезда считалась главной на небосводе и была не только ориентиром, но и упорядочивала ход времён . Изгиб тела небесного Дракона в целом имеет форму S, что находит прямую аналогию в изгибе одной из змей чжансяньского зеркала.
Таким образом, бронзовое зеркало, найденное в Ганьсу, во-первых благодаря лёгкости счисления по нему времени могло быть календарным инструментом, во-вторых, являясь объектом глубоко сакральным, оно консервировало в себе элементы символического восприятия мира носителями культуры поры раннего металла в ключевом для истории Центральной Азии районе.
По сведениям, которые содержатся в статье С.В. Алкин Небесные змеи на зеркале из Ганьсу