|
Не могу удержаться и не показать вам замечательное гидротехническое сооружение. Фолкеркское колесо (англ. Falkirk Wheel) — первый в мире вращающийся судоподъёмник, перемещающий небольшие, малотоннажные суда между искусственными водоканалами Форт-Клайд и Юнион. Его назвали в честь соседнего города Фолкерк в центральном районе Шотландии. Первоначально каналы были соединены одиннадцатью шлюзами, однако они были выведены из эксплуатации и засыпаны ещё в 1930-х годах. В 1998 г. было принято решение запустить "Миллениум Линк" — проект возобновления судоходства по каналам Шотландии, соединив Глазго с Эдинбургом. Проект возглавила фирма British Waterways при поддержке и финансировании семи местных властей, шотландской Сети предприятий, Европейского фонда регионального развития и Комиссии Тысячелетия. Вместо восстановления старой громоздкой инженерной системы был предложен проект в стиле XXI века. Рассматривались многочисленные варианты — от гигантского "чёртова колеса" до поворотных площадок, однако после трёхнедельной дискуссии её участники остановились на принципе подъёма-спуска судов. Проект также включал в себя центр для посетителей с магазинами, кафе и выставочным залом. Перепад высот между этими водными артериями составляет 24 м. Однако канал Юнион на 11 м выше, чем акведук, подводящий суда к подъёмнику, поэтому лодки должны пройти через два шлюза, чтобы спуститься с этого канала на акведук. Акведук не был помещён выше из-за пересечения с исторической достопримечательностью - Валом Антонина. Часть акведука длиной 150 метров проходит под землей по туннелю эллиптического сечения. Строение расположено около Форта "Rough Castle", и самая близкая деревня — Tamfourhill. 24 мая 2002 королева Елизавета II открыла Фолкеркское колесо в рамках празднования её золотого юбилея. Конструкция гидросооружения напоминает колесо обозрения с прикреплёнными к нему по разные стороны двумя гигантскими лотками. Весь процесс перемещения судов между нижним и верхним каналами происходит в пол-оборота устройства и занимает по времени всего 4 минуты! Два одновременно перемещаемые судна при этом как бы меняются местами. Основной элемент этого гигантского гидросооружения - колесо, диаметром 35 метра. Falkirk wheel расчитан на подъём судов весом от 50 до 600 тонн. Сам же поворотный механизм весит порядка 1800 тонн. Принцип действия судоподъёмника основан на равновесии, вследствие чего, для вращения столь внушительного механизма, требуется относительно маломощный электродвигатель, размером не более бочки и мощностью около 20 кВт. Гидросооружение Falkirk wheel является одним из крупнейших гидротехнических проектов Великобритании. Оно связавает каналы Шотландии с востока на запад, обеспечивая так же связь между реками Forth и Clyde. При проектировании судоподъёмника, рассматривался и альтернативный вариант гидросооружения с двухступенчатой системой шлюзов. |