Разрешающая сила объектива — характеристики фотографического объектива, отображающие его свойства по передаче чёткого изображения.
Разрешающая способность объектива оценивается по количеству воспроизводимых штрихов на 1 мм изображения, который тот способен спроецировать на фоточувствительный элемент (плёнку или матрицу цифровой камеры). Измерения разрешающей способности проводят с помощью специальных мир.
Чувствительность фотоматериала — степень восприимчивости фотоматериала к падающему свету. Чем более чувствителен к свету материал, тем меньшая экспозиция (общее количество света, определяемое сочетанием времени выдержки и числа диафрагмы) требуется для получения изображения нужной плотности.
Для фотоматериалов повышенной чувствительности характерно снижение разрешающей способности за счёт повышения зернистости химического слоя фотоплёнок и фотопластинок или увеличения уровня цифрового шума матриц цифровых фотоаппаратов.
Объектив — оптическое устройство, равнозначное собирающей линзе, проецирующее изображение на плоскость. Состоит из набора линз (в некоторых телеобъективах - и зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы. Также, в зависимости от назначения и конструкции, может включать следующие элементы: диафрагму, для управления количеством проходящего света, систему фокусировки, затвор.
Основными параметрами объектива являются:
Классификация объективов
Классификация по конструкции
Создание объективов, свободных от искажений, длительное время было скорее искусством, чем наукой. Особенно удачные схемы расположения линз остались в истории под собственными именами:
Широко применяется классификация фотографических объективов по углу изображения (фокусному расстоянию). Эта характеристика во многом определяет сферу применения объектива:
Классификация по назначению
Эта классификация фотографических объективов в настоящее время практически не используется, так как применялась преимущественно в начале-середине ХХ века, когда большинство объективов имело существенные пороки, и фотографу надо было выбирать "наименьшее зло":
Фокусировка объектива - настройка объектива на точное расстояние до объекта, при котором изображение объекта кажется наиболее четким или резким. Фокусировка объектива оказывает решающее влияние на художественное качество будущего снимка.
Наводка на резкость:
- может быть фиксированной в случае объективов focus free; или
- может выполняться автоматически в системах автофокусировки.
RAW, TIFF, JPEG | |
RAW
Digital Print Order Format (DPOF) Затво́р фотографи́ческий — устройство, используемое для перекрытия светового потока, проецируемого объективом на фотоматериал (например, фотоплёнку) или фотоматрицу (в цифровой фотографии). Путем открытия затвора на определенное время выдержки дозируется количество света, попадающего на чувствительную поверхность и тем самым регулируется экспозиция. На заре фотографии фотоматериалы имели низкую чувствительность, выдержка измерялась часами, позднее — минутами и секундами, поэтому специальный механизм затвора камерам не требовался — его роль выполняла крышка объектива, а время, на которое она снималась для экспонирования фотопластинки, отсчитывалось фотографом по обычным часам или в уме. В дальнейшем требуемые выдержки сократились до десятых, сотых и тысячных долей секунды, поэтому для управления затвором потребовался сложный и точный механизм. Затворы классифицируются по расположению в камере (апертурные: межлинзовые, залинзовые, фронтальные; фокальные) и по конструкции (дисковые; лепестковые; шторные: веерные, ламельные; затворы-жалюзи и др.). Типы фотографических затворов Дисковый секторный затвор Дисковый секторный затвор состоит из вращающегося на оси металлического сектора с отверстием, который приводится в действие пружиной, связанной со спусковым рычагом. Затворы этого типа отличаются наименьшим числом деталей, что определяет наименьшую стоимость, повышенную надежность и уменьшение требований к точности изготовления. Однако их существенные недостатки — громоздкость (радиус диска не менее перекрываемого отверстия) и ограниченный диапазон выдержек привели к ограниченному применению, в основном в камерах начального уровня. Дисковый затвор имеет конструктивное сходство с обтюратором кинокамер. Затворы-жалюзи Затворы-жалюзи применяются крайне редко, так как требуют значительного пространства между линзами объектива, однако представляют практический интерес, обладая некоторыми преимуществами. Перекрываемое поле состоит из набора узких пластинок-ламелей, одновременно поворачивающихся вокруг осей. При открытом затворе пластинки направлены вдоль оптической оси. Для закрытия затвора достаточно повернуть все пластинки на 90°. Благодаря небольшой массе каждой отдельной пластинки инерционность затвора невелика и приводной механизм отличается простотой. Радиальный затвор-жалюзи, кроме основной задачи дозирования экспозиции, выполняет роль оттенителя — компенсатора падения освещённости от центра кадра к краям; избыточная освещенность в центре гасится центральной частью затвора. Коэффициент полезного действия затворов-жалюзи близок к КПД центральных затворов. Центральный затвор Центральный затвор, как правило, устанавливается между линзами объектива. Он представляет собой ряд тонких сегментов, приводимых в действие системой пружин и рычагов. При экспонировании сегменты открывают действующее отверстие объектива симметрично относительно его центра и, следовательно, сразу освещают поверхность светочувствительного элемента. В некоторых конструкциях степень раскрытия лепестков может регулироваться, за счет чего затвор одновременно выполняет роль диафрагмы. КПД центрального затвора составляет от 0,3 до 0,5, а минимальная выдержка 1/500 с. В качестве датчика времени в центральных затворах чаще всего используется простейший часовой анкерный механизм, а на коротких выдержках время открытия затвора регулируется силой натяжения пружин. Последние модели центральных затворов имеют электронный дозатор выдержки. В этих затворах лепестки удерживаются в открытом состоянии электромагнитами. Центральные затворы не искажают фотографическое изображение и устойчиво работают на морозе. Шторный затвор Шторный затвор, иногда называемый шторно-щелевым, представляет собой шторку (металлическую или из прорезиненной ткани) со щелью, регулируемой по ширине. Затвор приводится в действие системой пружин или электродвигателем. Во взведенном состоянии фотоматериал перекрыт первой шторкой. При спуске затвора она сдвигается под воздействием пружины, открывая путь световому потоку. По окончании заданного времени экспозиции световой поток перекрывается второй шторкой. На коротких выдержках две шторки движутся вместе, а время экспозиции регулируется шириной щели между ними. Перед началом съемки следующего кадра затвор необходимо взвести, вернув шторки в исходное положение. Шторный затвор монтируется в непосредственной близости от фотоматериала и во время выдержки по мере передвижения щели вдоль кадра последовательно освещает его. КПД шторного затвора доходит до 0,95, а минимальная выдержка достигает 1/12000 с (Minolta 9 и 9xi). При съёмке быстро движущихся объектов шторный затвор искажает их изображение. Оно в зависимости от направления движения объекта по отношению к фотоаппарату несколько суживается по ширине или верхние части изображения слегка смещаются по отношению к нижним. Такие искажения слабо заметны и не играют роли при обычном фотографировании. Но их надо учитывать при технической или научной съемке. Это явление называется временной параллакс. На морозе шторный затвор из прорезиненной ткани работает недостаточно точно, так как прорезиненная шторка теряет эластичность. Если шторный затвор плохо отрегулирован, скорость движения шторки может увеличиваться к концу экспонирования, она может двигаться рывками, поэтому экспозиция изображения может оказаться неравномерной. В старых фотокамерах взвод шторного затвора осуществлялся специальным рычагом вместе с перемоткой пленки. В современных аппаратах оба этих процесса выполняют электродвигатели. Особенности работы со вспышкой Конструкция шторного затвора позволяет регулировать выдержку изменяя время между прохождением первой шторки (затвор открылся) и второй шторки (затвор закрылся). Однако из-за того, что скорость движения шторок ограничена, на коротких выдержках вторая шторка начинает движение когда первая еще находится в движении. Таким образом, вместо одновременной экспозиции всей площади кадра, как это происходит на длинных выдержках, на более коротих по кадру пробегает щель между двумя движущимеся шторками и количество попавшего на кадр света задается шириной этой щели. Из-за этой особенности работы шторного затвора на коротких выдержках, при использовании совместно с фотовспышкой необходимо учитывать, что загорание лампы вспышки должно происходить в тот момент, когда вся поверхность светочувствительного элемента открыта свету. Минимальная выдержка, при которой это условие еще выполняется называется выдержкой синхронизации, x-sync или flash-sync. Применение вспышки на более коротких выдержках приведет к тому что ею будет освещена только часть кадра в виде светлой полосы. На современных цифровых зеркальных фотоаппаратах среднего класса выдержка синхронизации составляет от 1/160 - 1/250 до 1/500 (при использовании электронного затвора). Для сравнения - на многих моделях фотоаппаратов Зенит выдержка синхронизации составляла 1/30 с. Короткие выдержки синхронизации позволяют использовать вспышку например в солнечный день для подсветки теней. Для обхода этого ограничения шторного затвора в дополнение к нему может применяться электронный затвор. Другим способом является применение высокоскоростной синхронизации вспышки (FP/HSS). При этом вспышка вместо одного импульса испускает серию импульсов (как правило менее мощных) что позволяет получить полностью освещенный кадр даже на очень коротких выдержках (вплоть до 1/4000 - 1/8000) Синхронизация по первой/второй шторке С конструкцией шторного затвора связаны термины, описывающие специальные режимы синхронизации фотовспышки — по первой шторке, по второй шторке (сейчас эти термины применяются вне зависимости от конкретного типа затвора). Время работы электронной вспышки обычно значительно меньше, чем время открытия затвора (1-5 мс против сотых долей секунды), в связи с чем тот момент, в который сработает вспышка, оказывает заметное влияние на полученный результат, особенно при съемке движущихся объектов. При синхронизации по первой шторке вспышка срабатывает сразу после открытия затвора (когда первая шторка займет конечное положение). Вспышка дает яркую экспозицию движущегося объекта от вспышки и затем его слабый смазанный след, направленный в сторону движения объекта, экспонированный за время прошедшее после светового импульса. Объект на фотографии зрительно получается двигающимся в обратную сторону. При синхронизации по второй шторке вспышка срабатывает перед закрытием затвора (незадолго перед началом движения второй шторки), поэтому вначале слабо экспонируется движение без вспышки, и лишь потом объект полностью освещается, что соответствует зрительному восприятию движения объекта, оставляющего позади себя след. Как правило, возможность выбора режима синхронизации имеется только на профессиональных и полупрофессиональных камерах. Электронный затвор Электронные затворы применяются в современной цифровой фототехнике, и представляют собой не отдельноe устройство, а принцип дозирования экспозиции цифровой матрицей. Выдержка определяется временем между обнулением матрицы и моментом считывания информации с нее. Применение электронного затвора позволяет достичь более коротких выдержек (в том числе и выдержки синхронизации со вспышкой) без использования более дорогостоящих высокоскоростных механических затворов. Примечание: термин Электронный затвор часто используется вместо термина Электронно управляемый механический затвор Режимы измерения экспозиции — термин, относящийся к тому, каким образом фотоаппарат определяет необходимую для съёмки кадра экспозицию. В настоящее время фотоаппараты позволяют выбирать между точечным, центровзвешенным и матричным способом измерения экспозиции |
Точечный замер экспозиции
При точечном замере экспозиции фотоаппарат измеряет освещённость только в небольшой точке изображения. Обычно это центр кадра, хотя многие аппараты позволяют задать эту точку и в других местах.
Точечный замер используется, когда в сцене присутствуют объекты с большим диапазоном яркостей. Например, при наличии в кадре очень яркого источника света, использование точечного замера по сюжетно важной части объекта позволяет изобразить его корректно и проигнорировать лишнюю засветку. И хотя яркая область получится при этом с большой передержкой, нужный объект получится правильно.
Центровзвешенный замер экспозиции
В этом режиме фотоаппарат использует для расчёта экспозиции информацию от всего изображения, но свету от центральной части кадра придаётся больший вес. Это означает, что камера ожидает нормальной экспозиции по всему полю кадра, придавая особое значение центру, где обычно находится основной объект съемки.
Матричный замер экспозиции
В этом режиме фотоаппарат измеряет освещённость в нескольких фиксированных точках кадра, причём более «продвинутые» камеры делают это в большем числе точек, чем недорогие, а затем, на основе интеллектуальных алгоритмов, пытается предположить сюжет кадра и подобрать ему подходящую экспозицию. Например, если камера видит, что верхняя часть кадра заметно светлее нижней, то она предполагает съемку пейзажа, при наличии объекта недалеко от камеры в центре — съёмку портрета и т. д.
Экспокоррекция — термин, означающий введение поправки в экспозицию снимка относительно определенной при помощи экспонометра (встроенного в фотоаппарат или отдельного устройства).
Экспокоррекция означает задававемый фотографом сдвиг экспозиции (сочетания времени выдержки и числа диафрагмы) относительно значения, вычисленного фотокамерой автоматически. Необходимость такой коррекции вызвана тем, что алгоритм расчёта экспозиции достаточно прост. Он считает, что все объекты имеют средне-серый цвет (18% по шкале от чёрного к белому). Если сюжет съёмки не укладывается в эту модель (а так обычно и бывает), то автоматическая система ошибается. В то время как в плёночной фотографии эта проблема не столь существенна благодаря большой фотографической широте негативной плёнки, в цифровой фотографии это может стать заметной проблемой.
Экспозиция измеряется в логарифмических единицах, которые обозначаются EV. Величина экспокоррекции задается также в этих единицах. Сдвиг экспозиции на 1 EV означает изменение количества света, попавшего на фотоматериал, в 2 раза. Например, если вычисленные камерой параметры съёмки равны 1/50 сек (выдержка) и 1:8 (диафрагма), то экспокоррекция +1 EV приведёт к съёмке с параметрами 1/25 сек и 1:8 в режиме приоритета диафрагмы или 1/50 сек и 1:5,6 в режиме приоритета выдержки.
Обычно фотограф выбирает значение экспокоррекции на основе своего опыта, но общие рекомендации такие: съёмка светлых объектов или тёмного объекта на светлом фоне — +½…+1 EV, очень светлых — +1…+2 EV, съёмка тёмных объектов или светлого объекта на тёмном фоне — -½…-1 EV.
Автоматическая Экспозиционная Вилка - Режим, позволяющий сделать серию снимков с определенным шагом экспозиции. Один снимок делается с нормальной экспозицией, один или несколько с недодержкой и один или несколько с передержкой. Величина недодержки или передержки определяется установками камеры. Например: задав серию из 3 снимков с шагом в одну ступень, вы получите один снимок с нормальной (установленной вами или по экспонометру камеры) экспозицией, один недодержанный и один передержанный на ступень снимки.
Баланс белого цвета (также кратко называемый баланс белого) — цифровая технология коррекции цвета изображения объекта до такой гаммы, в которой человек видит объект.
Для электроники фотоаппарата коррекция цвета «баланс белого цвета» реализуется подбором коэффициентов усиления в цветовых каналах матрицы RGB.
Для аддитивной модели RGB, где каждый цвет является суммой R — красного, G — зеленого, B — синего цветов, за эталон «правильности» цветопередачи взята цветопередача белой поверхности, то есть нейтрального серого при максимальном освещении.
Каналы цветности матрицы RGB калибруются по амплитудам составляющих RGB для белой поверхности.
Видоискатель — элемент фотоаппарата, показывающий границы будущего снимка, иногда резкость и параметры съёмки, «прицел». Также видоискатели используются в кино- и видеокамерах.
Видоискатели подразделяются на:
По принципу наблюдения видоискатели подразделяются на:
Павильонные камеры крупного формата для компоновки снимка и наводки на резкость используют матовое стекло, временно установленное на место фотоматериала, и лупу для его рассмотрения. Этот способ свободен от параллакса и наиболее точен, но требует и наибольшего труда.
Для рассматривания матового стекла требуется темнота, именно отсюда идёт «классический» образ фотографа с камерой-«гармошкой» и чёрным покрывалом. Зеркальный фотоаппарат был изобретён как развитие этого способа — для «переключения» потока света между фотопластинкой и матовым стеклом.
Встроенная вспышка - это бич любительской фотографии! Факинг бич. Пока никто не отменял законов человеческого восприятия, которые, между делом, говорят о том, что естественный свет падает всегда сверху. Иногда сбоку. В мире единственная ситуация, когда мы видим свет, направленный от нас на объект, строго определена - это как раз та самая ситуация, когда мы ищем что-нибудь с фонариком. И естественной (в рамках длительного процесса эволюции) ее назвать сложно.
В человеческом подсознании четко заложены алгоритмы восприятия, которые говорят нам, что такого освещения в природе не бывает. Да, можно встать спиной к закату (восходу). Но и тогда, естественное освещение будет отличаться от того, что дает импульсная фотовспышка, вмонтированная в фотоаппарат изощренным садистом.
Если вы фотографируете искренне ненавидимого вами человека - используйте встроенную вспышку. Она блестяще подчеркнет морщины, дефекты лица, красноту глаз и век, двойной подбородок и все остальные недостатки. Если нездоровая (но очень приятная) склонность к садизму не чужда вам - расположите объект поближе к стене, чтобы грязный контур, образованный тенью модели, усилил впечатление.