Такой вопрос задавал известный киногерой. Желая завладеть мыслями и действиями киборга. Но оказалось что этот киборг был больше человеком, чем многие из людей.
Так есть ли у человека кнопка которая управляет его действиями?
Предположим что это мотивы. Мотивы которые определяют выбор тех или иных действий. И еше раз предположим что есть два типа мотивов: эмоциональные и рациональные. Быть может это прописная истинна? Но ее стоит повторить, что бы отправиться дальше.
Так вот мотивы. предположим разговор идет о краеугольном камне многих переговоров - цене. Рациональный мотив это размер этой цены. Возможно ли манипулировать размером цены? Легко. Достаточно не называть всю цену. Например не включая в нее доставку, сборку, или дорогостоящие расходные материалы. Которые к тому же есть только у вас. И получается что вполне объективный (рациональный) критерий - цена, легко изменяется в нужную Вам сторону.
Обман? Да, такой обман вскрывается. Но посмотрите как часто для первоначального привлечения внимания он используется. Возьмем продажу авто. Минимальная цена "от" заявляется практически на "пустой" автомобиль в котором нет самых банальных опций. Что позволяет продавцу заявить значительно более притягательную цену, чем конкуренты.
А теперь о эмоциях. О эмоции куда более широкое поле для воздействия на оппонента. Но вернемся к цене. Вот например сложно ли убедить человека что ему нужно такое же пальто но с перламутровыми пуговицами? По разному. А если с такими пуговицами оно в 2 раза дороже? Уже сложнее. Но можно сказать: "Это самый перспективный тренд в моде. Вы не только будете в нем актуальны, но и станете законодательницей." Ну может не совсем так издевательски, тоньше и аккуратней. И эмоции собеседника заставят совершить не рациональный поступок. И в правду ну зачем пальто в два раза дороже только с другими пуговицами. Ан нет, 80% всех брендов пасется именно на манипуляции с эмоциями потребителя.
На сегодня все. Вот интересно, манипуляции это хорошо или плохо? Но об этом уже не сегодня