Вчера закончила читать сборник рассказов «Русская любовная классика». Сборник принёс спокойствие и действительно эстетическое наслаждение. Никакой пошлости.
Конечно, есть примитивность – это я о рассказе Михаила Чулкова «В чужом пиру похмелье». Не верю ни единому слову в нём. Разве можно не узнать мужа? Даже в ночи? Даже если он не разговаривает? А запах? Как его подменить? А на ощупь? Неужели, обнимая, ты не поймешь, что это не твой любимый муж? Глупость какая-то.
В тысячный раз перечитала Карамзина «Бедная Лиза». «И крестьянки любить умеют!» - заявляет писатель. А умеют ли? Почему Лиза не подумала о матери, когда умирала? Ведь мама её, хоть и потеряла своего любимого, но думала о дочери, не хотела умирать, не пристроив в жизни её. Или это вообще свойственно детям – не думать о родителях? Как легко девушке вскружить голову! И это в любой век: в 18-ый, 19-ый, 20-ый, 21-ый… И любовь эта в своё время будет выброшена, как букет самых лучших ландышей, кинутый в Москву-реку за ненужностью; «… исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Нельзя исполнять все желания любимого, иначе не останется у тебя ничего, потеряет к тебе интерес любимый – и уйдёт к другой… Целомудрие – самое ценное, что есть у девушки, и то, что сейчас совсем перестали ценить, к сожалению…
[201x320]
А «Метель» Владимира Соллогуба, конечно, написана под влиянием «Метели» Пушкина, только в рассказе Соллогуба нет пушкинской лёгкости, нет волшебства и романтики. Хотя встреча влюблённых в метели завораживает своей красотой. Но как быстро всё заканчивается!
Рассказ Писемского «Красавец» лишний раз нам напоминает, что внешняя красота обманчива, и за смазливым лицом может скрываться неимоверный подлец.
Рассказ Иеронима Ясенского «Мотылёк» поведал о мимолётном увлечении, которое исчезает вместе с маскарадом.
А у Николая Лескова в рассказе «Маленькая ошибка» я нашла одну хорошую мысль и полностью с нею согласилась: «Хорошие мысли надо искать не во гневе, а в радости».
Насмешил рассказ Чехова «Длинный язык», где глупая жена в болтовне выдала мужу все свои похождения, но обвинила во всём своего мужа. Так тоже бывает.
В рассказе Ивана Гончарова «Уха» тоже было смешно, как в самом начале поездки набожный пономарь Ерёма терпел насмешки женщин, а на обратном пути, после того как дамы узнали сладкого любовника в Ерёме, смирными стали женщины и не подтрунивали уже над Ерёмой.
Максим Горький в рассказе «На плотах» поведал историю о снохаче, что влюбился в свою сноху, а сноха в него. Грех не останавливает влюблённых, они даже мечтают: одна о смерти мужа, другой о гибели сына. Грех и любовь рядом ходят.
[402x320]
Во грехе проживала ночную жизнь Наталья Давыдовна из одноимённого рассказа Александра Куприна. Днём это чопорная всеми уважаемая дама, но были ночи, когда она превращалась в самую распутную девку. И эта двойная жизнь длилась целых 16 лет.
Как легко флирт может перерасти в измену! Важно вовремя остановиться, или чтоб тебя вовремя остановили, как в рассказе Надежды Лухмановой «Флирт».
Страшен рассказ Л. Андреева «Бездна». Бездна человеческой низости здесь. Только что влюблённые были чисты и полны радужных мыслей. Но подлецы всё растоптали, разорвали красоту, а влюблённый юноша превратился в зверя, терзающего то, что ещё осталось от растерзанной чистоты.
Две актрисы борются за зрителя и за мужчину в рассказе Лидии Чарской «Кис-кис».
Дневник женщины, влюблённой в другую женщину, как-то не особо приятно читать (рассказ Лидии Зиновьевой – Аннибал «33 урода»).
Зато как прекрасна любовь и трогательна разлука в рассказе А. Грина «Она». Без возлюбленной «пустым казался… наступающий день, пустым и ненужным, как бутылки, стоящие на столе. Дыхание его было страдание, и молитвой была тоска его».
Интересно, герой рассказа В. Брюсова «За себя или за другую» получил по заслугам (и всё-таки жаль, что получил) от той, которую давно обидел или от другой, отомстившей ему за всех обиженных женщин?
[396x320]
Весело было читать рассказ А. Аверченко «Ниночка», где эта Ниночка, изобличая приставания начальника службы тяги, раздевается ещё перед тремя мужчинами, раздевается сама, а обвиняет потом их: «Какие все мужчины негодяи!»
А как здорово выписано желание прекрасной девушки, как обворожительна она в своём желании, как прекрасна в своей верности любви! (рассказ Виктора Гофмана «Летний вечер»)
После чтения рассказа Ф. Сологуба «Царица поцелуев» задумываешься о верности, которую сохранить невозможно без любви, особенно если муж старик, а женщина молода и прекрасна.
А как объяснить лёгкое помутнение рассудка случайных попутчиков, сошедших с парохода на одной незнакомой им пристани и отдавшимся ночи любви!? Что это как не солнечный удар? (рассказ И. Бунина «Солнечный удар»)
Так же необъясним поступок дамы, отдавшейся ночи любви среди грязи и неуюта, хотя мечтала-то она совсем о другом. (рассказ Пантелеймона Романова «Без черёмухи»).
И всё же «Любовь – это самое тонкое украшение жизни, смысл, душа её, если хочешь. О, она, конечно, требует тысячи аксессуаров и довольно умную голову, но невообразимо сладка в умелых руках» - полны неизъяснимой красоты слова из рассказа Анны Мор «Удав». И ещё оттуда же: «Красные розы – мечта окрылённая, страсти метущие, чувство нежданное. Красные розы победа венчанная, крик торжествующий, жизнь без анализа. Красные розы – слава могучего, кровь побеждённого, жестокость безмерная. Чайные розы – осенние розы, дар на могилу, сердце без веры. Чайные розы – слёзы бессильные, боль затаённая, надежда умершая. Чайные розы – мечта улетевшая, горе бездонное, смерти дыхание. Белые розы – холод снежинок, гордость невинного, победа рассвета. Белые розы – счастье невесты, песни архангела, лилия царская. Белые розы – совесть спокойная, молитва дитяти, солнца сияние».
Розы любви рассыпаны по страницам книги. Какое наслаждение читать истинно прекрасную литературу! Благословенны минуты радости с книгой!
[427x320]