Зосимова пустынь названа по имени её основателя, схимонаха Троице-Сергеевой лавры Зосимы. В 1680 году он пришёл сюда, на высокий берег реки Молокчи, в глухие леса, подальше от населённых мест. Постепенно люди узнавали, что здесь живёт святой старец, и стали приходить к нему за советом и помощью. Были среди паломников и известные в нашей истории люди, например сестра Петра I Наталья Алексеевна. После кончины старца монастырь опустел, но паломники всё равно приходили на его могилу. Неподалёку находится Александрова слобода, в которой было немало царственных узниц — Евдокия Лопухина после Суздаля была перевезена в Александрову слободу, пострижены в монастырь за сочувствие сестре Софье сёстры Петра I Марфа и Феодосия, некоторое время в годы опалы там провела дочь Петра I Елизавета Петровна. Есть документальные свидетельства, что Елизавета посещала могилу стаца Зосимы.
Вторая жизнь обители началась в 19 веке, когда ею управлял схиигумен Герман (1897—1923 гг.). Именно при нём были возведены все краснокирпичные постройки в русском стиле. Тогда же появилось второе название — Смоленская, потому что в монастырь была пожертвована древняя икона Смоленской Божией Матери, семейная реликвия рода Колычевых, потомков митрополита Филиппа, который, если помните, посмел вступить в конфликт с Иоанном Грозным здесь же, в Александровской слободе, где «квартировала» опричнина, был сослан в Тверь и там тайно казнён Малютой Скуратовым. Вот такие исторические переплетения. В честь святыни над местом погребения основателя пустыни Зосимы соорудили храм во имя Смоленской иконы Божией Матери (освящён в 1900 году).
С 1898 года до закрытия монастыря в 1923 году здесь жил старец Алексий (Соловьёв), который в 1917 году был членом Всероссийского Поместного Собора по избранию Патриарха Московского и всея Руси и вытянул жребий с именем Тихона — нового Патриарха Русской православной церкви. К нему приезжали Сергей Булгаков, Павел Флоренский, московский митрополит Макарий (Невский) и другие именитые и простые люди.
С 1916 года Алексий жил в маленькой келье, примыкающей к алтарю надвратной церкви Всех Святых. Корпус, в котором находились эти кельи, построили на пожертвования великой княгини Елизаветы Фёдоровны, она была духовной дочерью Алексия. В последние годы жизни в келье этого корпуса поселился преподобный Герман, который здесь и умер в 1923 году, слава богу, не увидев своими глазами, какая беда постигла монастырь, обустройству которого он отдал остаток своей жизни.
Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, вдова убитого террористом Иваном Каляевым великого князя Сергея Александровича, основательница Марфо—Мариинской обители в Москве, часто бывала в Смоленской Зосимовой пустыни. В 1918 году под Алапаевском она была казнена большевиками: сброшена живой в шахту. Канонизирована в 1992 году.
В честь Елизаветы Фёдоровны в нише окна Настоятельского корпуса, в котором останавливалась великая княгиня, установлена мозаичная икона.
После революции 1917 года всё как обычно — разорение и осквернение святыни большевиками. Но после размещения в 1925 году в бывшей Смоленской Зосимовой пустыни воинской части монастырь ожидала необычная судьба. Благодаря этому обстоятельству все помещения обители были сохранены для нужд военных.
В 1992 году Зосимова пустынь вновь была возвращена Русской православной церкви. В марте 1992 года было разрешено монастырь открыть, а в апреле на Пасху состоялся молебен и крестный ход.
Так и стали существовать на одной территории, за одной колючей проволокой монастырь и воинская часть. Я помню, что многие называли эту часть православной, сюда стремились попасть на службу верующие юноши. Иеромонах Варнава организовал православный солдатский хор «За Веру и Отечество».
В действующем ныне храме Смоленской Божией Матери, кроме нетленных мощей иеромонаха Зосимы, находятся мощи священномученника епископа Германа и духовника Зосимовской пустыни схимонаха Алексия.